Будущее дистрибуции – ритейл. Экспертное мнение Игоря ГАРБАРУКА
На сегодняшний день позиции дистрибутора в цепи взаимодействия «покупатель – продавец – поставщик – производитель» слабеют. Что делать, когда твои услуги больше не востребованы? Игорь ГАРБАРУК, Эксперт по торговле, экс-директор Департамента развития торговли «Министерства экономического развития и торговли Украины», уверен, что перспективные направления для развития дистрибуционного бизнеса в нашей стране есть, просто необходимо шире смотреть на рынок торговли.
Доклад был представлен в рамках 3-й Всеукраинской специализированной конференции «DistributionMaster-2014»
Роль дистрибутора: современные реалии
Цепочка движения товара строится по принципу «4П»: производитель-поставщик (дистрибутор)-продавец-потребитель. Насколько сильна позиция дистрибутора в данной схеме взаимодействия?
Ситуация такова, что крупные вертикально-интегрированные компании стараются диверсифицировать свой бизнес. Предприятие не только производит товар, но и занимается его логистикой, а также развивает фирменную розницу.
По словам эксперта, стадии «зрелости» достиг и ритейл. Розница миновала этап формирования рынка, а также завершает период активного наращивания присутствия в регионах. На сегодняшний день среди национальных сетей сформировалась тенденция сокращения дополнительного звена (посредника) в работе с производителем за счет создания собственных распределительных центров.
Фокус – на ритейлеров
Какой путь выбрать дистрибутору, чтобы его бизнес не только существовал, но и был успешен?
«Сформировалось два ключевых игрока рынка – производитель товара и его продавец. Как между этими двумя звеньями существовать поставщику? – говорит г-н ГАРБАРУК. – Разумеется, можно и дальше продолжать развивать направление дистрибуции. Поставщик может переориентироваться на оставшихся 20% локальных производителей и небольшую линейную розницу.
К другим перспективным нишам для развития относятся: девелопмент складских помещений, чистая логистика, логистический аутсорсинг».
Имея десятилетний опыт работы в секторе FMCG и сетевом ритейле, Игорь ГАРБАРУК отмечает, что самый многообещающий для дистрибутора сегмент рынка – это ритейл.
«Давайте вспомним, с чего начинали крупные торговые компании? Собственники «Фуршета» - с дистрибуции шоколада и жевательных резинок. Собственник «Сільпо» – с дистрибуции чая, кофе, шоколада. «АТБ-маркет» – от бензина до продуктов питания. Этот путь абсолютно нормален и это то направление, в котором поставщики могут развиваться в будущем», - отметил эксперт.
Кроме того, многие иностранные сети, которые планируют зайти на рынок Украины, находятся в поиске местных операторов, лучше понимающих специфику национального бизнеса. Роль проводника в украинский мир ритейла также может взять на себя дистрибутор.
Инвестиционная привлекательность отрасли розничной торговли Украины:
- Одна из наиболее кризисно-устойчивых отраслей национальной экономики;
- Существенно сниженная «стоимость входа на рынок», благодаря возможности приобретения уже существующего бизнеса, деятельность которого характеризуется наличием финансовых проблем;
- Food-ритейл более привлекателен для поглощения из-за высокой рентабельности;
- На украинском рынке отсутствуют «чистые дискаунтеры», что дает возможность экспансии рынка Украины со стороны европейских операторов (Lidl, Aldi, Jeronimo Martins, Carrefour, Tesko и другие);
- Недостаток, среди большинства ритейлеров, опыта создания системного и высокотехнологичного бизнеса в долгосрочной перспективе на основе европейских технологий современной торговли;
- Дальнейшая консолидация рынка и его экспансия ключевыми игроками за счет традиционных форматов торговли.
Правда, такие сети как LIDL (Германия), «Азбука Вкуса» (Россия), ALDI в текущем году отсрочили свой выход на украинский рынок.
Почему же западные операторы не спешат в Украину? Причин несколько:
- несистематизированное законодательство;
- схема налогообложения;
- таможня;
- коррумпированность;
- сложности землеотвода для строительства/поиск арендных площадей;
- логистика (на начальных стадиях, при небольшом товарообороте, стоимость доставки товара чрезмерно высокая).
Направления, по которым может быть предоставлена помощь иностранным инвесторам:
- Объективная информация о рынке внутренней торговли Украины (предоставление аналитической информации потенциальным инвесторам об основных тенденциях развития отрасли);
- Оперативная информация о существующих национальных операторах как потенциальных объектах инвестирования;
- Консалтинг (Risk Management & Govemment Relations) с целью минимизации затрат при входе на рынок, в вопросах:
- Законодательной базы, что регламентирует отрасль розничной торговли (разъяснения и оперативные рекомендации в случае смены);
- Налогообложения, таможенной очистки грузов, логистики, подбора торговых площадей (приобретение/аренда);
- Локализации процессов взаимодействия с государственными структурами;
- Содействия в оформлении разрешительной документации;
- Поиска надежных партнеров и поставщиков товаров (увеличение доли продукции СТМ в ТО как основного сдерживающего фактора);
- Подбора квалифицированного персонала.
Перспективы сотрудничества:
- Для иностранного оператора:
- Минимизация рисков неэффективных инвестиций;
- Быстрая адаптация к особенностям рынка;
- Оперативное решение полного спектра вопросов местным оператором непосредственно заинтересованным в позитивном финансовом результате совместной деятельности.
- Для украинского партнера:
- Изучение и применение новейших европейских технологий в сфере торговли в Украине;
- Деятельность под эгидой известного европейского бренда;
- Возможность не только импортировать в страну товары компании-партнера и его зарубежных поставщиков, но и экспортировать при содействии партнера товары национального производства (особенно в сегменте Private Label).
Экономические показатели
«Если мы говорим о рынке ритейла в целом, то, безусловно, за последние несколько лет развитие было очень существенным (15% роста). В I-м полугодии произошли значительные сокращения», - отмечает эксперт.
За шесть месяцев 2014г. сокращение товарооборота составило 5,3%, что обусловлено снижением покупательской способности населения из-за урезания реальной заработной платы в условиях девальвации официального курса гривны и роста цен на продовольственном рынке (11,6%).
Игорь ГАРБАРУК акцентировал внимание на том, что сетевая розница развивается, но обеспеченность современными торговыми площадями у нас крайне мала. Если в Европе более 600 кв. м. на 1000 чел, то у нас 204-207 кв. м.
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар