30 жовтня 2015

Эффективное управление процессом комплектации заказов

Эффективное управление процессом комплектации заказов

4702

Ежедневно через каждый склад проходит большое количество заказов, требующих качественной комплектации с наименьшими временными затратами. Но существует множество факторов, которые влияют на этот процесс, требуют постоянного анализа и учета для повышения продуктивности склада. Поэтому рассмотрение таких факторов является очень актуальным, так как поможет определить наиболее эффективные способы управления складскими процессами, что поспособствует оптимизации логистики компании.

 

Улучшить качество и скорость комплектации заказов можно только при комплексном управлении, потому что на складе одиночное — неэффективно.

К инструментам, которые способствуют повышению производительности и качества можно отнести:

  • Организацию пространства зоны комплектации, где персонал выполняет свою работу;
  • Организацию оптимальной технологии отбора;
  • Борьбу с вынужденными простоями и потерей времени, которая является основным резервом повышения производительности склада;
  • Наладку смежных процессов, которые влияют на эффективность комплектации;
  • Организацию технологии контроля, налаженность которой способствует увеличению скорости отбора;
  • Администрирование, потому что без нормального биллинга и управления персоналом работа не построится (просто штрафы и объявления малоэффективны).

Опираясь на стандарты, на одном погонном метре зоны активного хранения можно разместить до 2-х артикулов, но в реальности — до 25. При этом следует строить политику пополнения неполным поддоном и учитывать, что второй ярус только условно можно отнести к АХ, так как он требует отборщиков «повышенной прыгучести». Чтобы правильно разместить товары, необходимо делать АВС-анализ, который даст лучший результат, если будет проведен по востребованности (по обращениям к товару), а не по объему отгрузки.

Большую роль играет процесс маршрутизации и адресации, который в основном зависит от индексов сортировки, позволяющих кладовщику двигаться по оптимальному (наиболее короткому) маршруту. Чтобы правильно построить такой индекс необходимо отталкиваться от его главной задачи — минимизировать перемещения отборщика за счет наименьшего расстояния между ячейками.

Существует два варианта решения этой задачи:

  1. Человек движется вдоль одной стороны проезда, а потом вдоль второй. Это более приемлемый подход, потому что соседняя ячейка на стеллаже расположена ближе, чем ячейка через проход.
  2. Движение по «зигзагу», которое является менее рациональным, потому что ячейка через проход находится дальше, чем соседняя ячейка на стеллаже.

Чтобы обеспечить максимально удобную проходимость между стеллажами важно не забыть о мезонинном проезде между горячей и холодной зонами, что позволяет повысить производительность на 20—40%.

К сожалению, универсальной технологии отбора не существует, но есть две задачи, решение которых поспособствует оптимизации:

  1. Правильная организация расщепления отборок по складу (то есть количество человек, которые будут собирать весь заказ);
  2. Правильные критерии формирования волны заказов (очередность машин), потому что их запуск в порядке от минимального размера к максимальному обеспечит прирост производительности.

При этом задачи на пополнение выскакивают более равномерно, более равномерно загружена бригада, которая подносит товар, уменьшается количество вынужденных простоев у отборщика, быстрее включается в работу контролер. 

Каждый имеющий отношение к логистике человек понимает, что как бы не были отшлифованы все процессы на складе, избежать вынужденных простоев и потерь времени нереально, но их можно сократить за счет:

  • Оптимизации приема (размещения): более рационально сначала размещать товар категории А, чтобы минимизировать расстояние горячего товара от ячейки, из которой он будет отбираться;
  • Стабильного характера политики пополнения, чему способствует уменьшение тактов «пополнение»—«отбор» и максимально заполненная зона активного хранения (пополнение ячейки после отбора заказа, а не перед ним).
  • Увязка графика отбор-контроль: организация процесса таким образом, чтобы вынужденные простои на каждом этапе были минимальными;
  • Максимально быстрая отработка исключений;
  • Эффективное администрирование — контроль занятости персонала и биллинг складских операций.

Все эти процессы, несомненно, поддаются влиянию человеческого фактора. Поэтому для повышения производительности склада нужно регулярно работать со складским персоналом. Чтобы повысить качество его работы, необходимо проработать и прописать три простые инструкции, которые каждый сотрудник склада должен знать наизусть:

  • Действия, если товара нет в ячейке;
  • Действия, если товар не помещается в ячейку;
  • Действия, если ячейка занята другим товаром.

Если товара в ячейке не хватило, работник должен обратиться к оператору, который «направляет» очередной поддон с товаром в эту ячейку и кладовщик продолжает свой маршрут. Именно такой алгоритм является конструктивным и повышает эффективность работы.

Для увеличения производительности мелкоштучного отбора в 1,5—2 раза следует отказаться от терминала сбора данных (ТСД), потому что работа с ТСД требует выполнения дополнительных действий, а значит — дополнительных временных затрат:

  • Подойти к указанной ячейке;
  • Отсканировать ШК ячейки;
  • Нажать кнопку ТСД;
  • Прочитать количество;
  • Отобрать количество и просканировать 1 штуку много раз или ввести количество;
  • Нажать кнопку ТСД;
  • Получить новый адрес.

Без ТСД алгоритм значительно упрощается и работнику нужно:

  • Подойти к ячейке;
  • Посмотреть количество и отобрать его;
  • Обвести кружочком число в листе отбора;
  • Посмотреть новый адрес.

Таким образом, отказ от ТСД при отборе имеет такие преимущества:

  • Разделение процессов отбора и контроля, что позволяет поднять производительность и качество каждой из операций;
  • Оптимизация использования оборудования для контроля, снижение потребности в оборудовании;
  • Аппаратный контроль с независимой от исполнителя фиксацией данных;
  • Возможность организовать эффективную систему видеонаблюдения процессов контроля и упаковки.

Еще одна актуальная и серьезная проблема персонала — снижение его квалификации при падении объемов заказов, решить которую поможет биллинг, жесткий контроль над персоналом, проверка и повышение его профессионализма за счет:

  • Индексации заработной платы сотрудникам, которые хорошо справляются со своими должностными обязанностями;
  • Развития профессиональной компетентности персонала с помощью обмена опытом и распространение передового опыта.

Таким образом, чтобы повысить продуктивность склада, необходимо тщательно следить за каждым его участком, выделяя наиболее «проблемные зоны», которые при правильном управлении станут зоной роста и оптимизации комплектации заказов. Особое внимание стоит обратить на организацию пространства зоны комплектации, оптимальной технологии отбора и контроля, поиск способов борьбы с вынужденными простоями и потерей времени, а также на администрирование персонала, от квалификации и качества выполнения обязанностей которого зависит эффективность работы не только склада, но и всей компании.

 

ТЕКСТ: Елена Фомюк

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*