Эффективное управление процессом комплектации заказов
Ежедневно через каждый склад проходит большое количество заказов, требующих качественной комплектации с наименьшими временными затратами. Но существует множество факторов, которые влияют на этот процесс, требуют постоянного анализа и учета для повышения продуктивности склада. Поэтому рассмотрение таких факторов является очень актуальным, так как поможет определить наиболее эффективные способы управления складскими процессами, что поспособствует оптимизации логистики компании.
Улучшить качество и скорость комплектации заказов можно только при комплексном управлении, потому что на складе одиночное — неэффективно.
К инструментам, которые способствуют повышению производительности и качества можно отнести:
- Организацию пространства зоны комплектации, где персонал выполняет свою работу;
- Организацию оптимальной технологии отбора;
- Борьбу с вынужденными простоями и потерей времени, которая является основным резервом повышения производительности склада;
- Наладку смежных процессов, которые влияют на эффективность комплектации;
- Организацию технологии контроля, налаженность которой способствует увеличению скорости отбора;
- Администрирование, потому что без нормального биллинга и управления персоналом работа не построится (просто штрафы и объявления малоэффективны).
Опираясь на стандарты, на одном погонном метре зоны активного хранения можно разместить до 2-х артикулов, но в реальности — до 25. При этом следует строить политику пополнения неполным поддоном и учитывать, что второй ярус только условно можно отнести к АХ, так как он требует отборщиков «повышенной прыгучести». Чтобы правильно разместить товары, необходимо делать АВС-анализ, который даст лучший результат, если будет проведен по востребованности (по обращениям к товару), а не по объему отгрузки.
Большую роль играет процесс маршрутизации и адресации, который в основном зависит от индексов сортировки, позволяющих кладовщику двигаться по оптимальному (наиболее короткому) маршруту. Чтобы правильно построить такой индекс необходимо отталкиваться от его главной задачи — минимизировать перемещения отборщика за счет наименьшего расстояния между ячейками.
Существует два варианта решения этой задачи:
- Человек движется вдоль одной стороны проезда, а потом вдоль второй. Это более приемлемый подход, потому что соседняя ячейка на стеллаже расположена ближе, чем ячейка через проход.
- Движение по «зигзагу», которое является менее рациональным, потому что ячейка через проход находится дальше, чем соседняя ячейка на стеллаже.
Чтобы обеспечить максимально удобную проходимость между стеллажами важно не забыть о мезонинном проезде между горячей и холодной зонами, что позволяет повысить производительность на 20—40%.
К сожалению, универсальной технологии отбора не существует, но есть две задачи, решение которых поспособствует оптимизации:
- Правильная организация расщепления отборок по складу (то есть количество человек, которые будут собирать весь заказ);
- Правильные критерии формирования волны заказов (очередность машин), потому что их запуск в порядке от минимального размера к максимальному обеспечит прирост производительности.
При этом задачи на пополнение выскакивают более равномерно, более равномерно загружена бригада, которая подносит товар, уменьшается количество вынужденных простоев у отборщика, быстрее включается в работу контролер.
Каждый имеющий отношение к логистике человек понимает, что как бы не были отшлифованы все процессы на складе, избежать вынужденных простоев и потерь времени нереально, но их можно сократить за счет:
- Оптимизации приема (размещения): более рационально сначала размещать товар категории А, чтобы минимизировать расстояние горячего товара от ячейки, из которой он будет отбираться;
- Стабильного характера политики пополнения, чему способствует уменьшение тактов «пополнение»—«отбор» и максимально заполненная зона активного хранения (пополнение ячейки после отбора заказа, а не перед ним).
- Увязка графика отбор-контроль: организация процесса таким образом, чтобы вынужденные простои на каждом этапе были минимальными;
- Максимально быстрая отработка исключений;
- Эффективное администрирование — контроль занятости персонала и биллинг складских операций.
Все эти процессы, несомненно, поддаются влиянию человеческого фактора. Поэтому для повышения производительности склада нужно регулярно работать со складским персоналом. Чтобы повысить качество его работы, необходимо проработать и прописать три простые инструкции, которые каждый сотрудник склада должен знать наизусть:
- Действия, если товара нет в ячейке;
- Действия, если товар не помещается в ячейку;
- Действия, если ячейка занята другим товаром.
Если товара в ячейке не хватило, работник должен обратиться к оператору, который «направляет» очередной поддон с товаром в эту ячейку и кладовщик продолжает свой маршрут. Именно такой алгоритм является конструктивным и повышает эффективность работы.
Для увеличения производительности мелкоштучного отбора в 1,5—2 раза следует отказаться от терминала сбора данных (ТСД), потому что работа с ТСД требует выполнения дополнительных действий, а значит — дополнительных временных затрат:
- Подойти к указанной ячейке;
- Отсканировать ШК ячейки;
- Нажать кнопку ТСД;
- Прочитать количество;
- Отобрать количество и просканировать 1 штуку много раз или ввести количество;
- Нажать кнопку ТСД;
- Получить новый адрес.
Без ТСД алгоритм значительно упрощается и работнику нужно:
- Подойти к ячейке;
- Посмотреть количество и отобрать его;
- Обвести кружочком число в листе отбора;
- Посмотреть новый адрес.
Таким образом, отказ от ТСД при отборе имеет такие преимущества:
- Разделение процессов отбора и контроля, что позволяет поднять производительность и качество каждой из операций;
- Оптимизация использования оборудования для контроля, снижение потребности в оборудовании;
- Аппаратный контроль с независимой от исполнителя фиксацией данных;
- Возможность организовать эффективную систему видеонаблюдения процессов контроля и упаковки.
Еще одна актуальная и серьезная проблема персонала — снижение его квалификации при падении объемов заказов, решить которую поможет биллинг, жесткий контроль над персоналом, проверка и повышение его профессионализма за счет:
- Индексации заработной платы сотрудникам, которые хорошо справляются со своими должностными обязанностями;
- Развития профессиональной компетентности персонала с помощью обмена опытом и распространение передового опыта.
Таким образом, чтобы повысить продуктивность склада, необходимо тщательно следить за каждым его участком, выделяя наиболее «проблемные зоны», которые при правильном управлении станут зоной роста и оптимизации комплектации заказов. Особое внимание стоит обратить на организацию пространства зоны комплектации, оптимальной технологии отбора и контроля, поиск способов борьбы с вынужденными простоями и потерей времени, а также на администрирование персонала, от квалификации и качества выполнения обязанностей которого зависит эффективность работы не только склада, но и всей компании.
ТЕКСТ: Елена Фомюк
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Статті >
Теги: комплектация заказов, склад, логистика
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар