07 октября 2017

Private Label и медицинские изделия. Новые требования законодательства в примерах

Private Label и медицинские изделия. Новые требования законодательства в примерах


Создание медицинских товаров под СТМ – тема сравнительно новая для украинского рынка, поэтому представляет особый интерес как для ритейлеров, так и фармацевтов. Одним из успешных игроков в этом сегменте рынка является ООО «Калина медицинская производственная компания», в активе которой уже больше 50 SKU, выпущенных под private label.

О том, какой опыт накоплен в деле создания товаров медицинского назначения под СТМ, на 9-й Международной практической Конференции «PrivateLabel-2017» рассказал Павел ХАРЧИК, директор «Калина медицинская производственная компания». 

Из его доклада участники мероприятия узнали об особенностях процесса создания private label в медицинской сфере и о новых требованиях законодательства к этому процессу. В частности, речь шла о том, кто должен регистрировать СТМ и кому должны передаваться права на нее, о трех алгоритмах сертификации продукции и запуске ее в продажу.


Справка

Павел ХАРЧИК - президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директор ООО «Калина медицинская производственная компания». Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий» (AMOMD) - первая и единственная в Украине профессиональная организация, которая в настоящее время объединяет более 50 национальных производителей, импортеров, дистрибуторов и других участников рынка медицинских изделий.

ООО «Калина медицинская производственная компания» - украинский производитель высококачественных медицинских изделий и косметических средств. Занимается разработкой, производством и реализацией продуктов под собственными торговыми марками и под Private Label сетей.

В 2014 году начала производство собственной линейки пластырей Медицинских для госпитального и потребительского сегмента. В 2015 году расширила ассортимент новой группой товаров – горчичник-пакетами. В 2016 году приступила к производству косметических средств, начала выпускать порошок Горчичный. В 2017 году в ассортименте компании появились пластыри Мозольные. На сегодняшний день у компании более 50 SKU по private labels по многим сегментам.


Свое выступление докладчик начал с описания ситуации, которая сложилась на рынке изделий медицинского предназначения: ранее местом их продажи являлись исключительно аптеки. Но в последние годы многие торговые сети открывают при супермаркетах аптечные отделы, поэтому реализовываться медпрепараты начинают в супермаркетах, других каналах продаж. При этом при сбыте подобной продукции становится необходимым учитывать как опыт создания и продажи товаров под собственной торговой маркой (СТМ) в ритейле, так и существование четких правил и требований, которые присущи фарм-рынку. Также важно соблюдать требования законодательства, чтобы избежать возможных штрафов.

Зачем нужен фарм-рынку private label?

Чтобы объяснить свою приверженность делу внедрения private label в секторе продаж препаратов медицинского назначения в секторе FMCG, докладчик привел пример с продукцией под названием "Бренд №10". В частности, в одной из сетей продавался товар — упаковки пластырей. Всего в мае-сентябре 2015 года их было продано 10 868 штук. После этого компания "Калина" заключила с сетью договор на продажу аналогичного товара под СТМ сети и начала его поставку в магазины. В течение аналогичного периода времени (май-сентябрь 2016 года) продажи такого товара выросли до 25 186 штук.

"Это ответ на то, почему нужен privatelabelв FMCG, и именно в медицинских изделиях, - говорит Павел Харчик. - Розничные продажи, в штуках выросли на 232%, розничные продажи в гривнах выросли на 206%, общая прибыль увеличилась на 388% в гривнах. Это реальный кейс из нашей практики, естественно, я не показываю, что это за бренд, но рост прибыли такими темпами, по моему мнению, стоит того, чтобы производители и ритейлеры обратили внимание на возможность продажи privatelabel в сегменте медицинских изделий".


Вопрос аудитории: — Бренд №10 стоял во всех магазинах сети?

Павел Харчик: — Ритейлер продавал продукцию другого производителя. После того,  как мы предложили ему под СТМ аналогичный пластырь, но с другим дизайном и в другой упаковке, сеть добавила промоактивности, поставила изделие на прикассу и т.д. В среднем прирост продаж сети при замене бренда на private label составляет 30-40%.


Но одного только желания продавать медицинские изделия под private label, считает докладчик, недостаточно – нужно учитывать все вопросы, которые связаны с юридическими и законодательными аспектами выпуска подобных изделий.

Понятие торговой марки

В Гражданском кодексе есть определение того, что такое торговая марка, отмечает спикер. Оно аналогично понятию "Знак для товаров и услуг". Есть и ряд других понятий, которые часто употребляются, но являются юридически не обоснованными (к примеру, термин «бренд» не является правовым понятием).

Поэтому знаком для товаров и услуг (товарным знаком, торговая маркой, англ. trademark) является обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц. Такими обозначениями могут быть слова, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов.

Юридические термины «товарный знак» и «торговая марка» означают одно и то же понятие, и потому могут употребляться как равнозначные.

В свою очередь, под "собственной торговой маркой" (англ. private label) принято считать марку товара или услуги, которые созданы определенной компанией по заказу и представленные под брендом другой компании.

Регистрация собственной торговой марки является инициативой компании, которая принимает на себя

разработку и контроль за производством и качеством продукта. Такие товары могут выпускаться под маркой определенной торговой сети или иметь собственное название.

Продукты, выпускаемые под собственной торговой маркой, часто позиционируются как альтернатива дорогим «премиум» брендам и именитым международным или национальным торговым маркам.

Есть СТМ и на рынке медицинских изделий. Хотя сами медицинские изделия относятся к фарм-рынку, по причине отсутствия требования лицензировать их производство и продажу, они могут быть реализованы во всех каналах сбыта: супермаркетах, магазинах при заправках, аптеках, и в других каналах сбыта.

Особенности регистрации СТМ в медицинских изделиях

Как можно реализовать медицинские изделия в Украине? Для этого существуют две процедуры. До недавнего времени нужно было соблюдать правила государственной регистрации медицинских изделий (Основание - ПКМУ №1497 от 09.11.2004 г. Оно потеряло силу с 01.07.2015 года, но действовало в переходный период до 01.07.2017 года, поэтому медицинские изделия под private label выпускались в соответствии с ним). С 1 июля введена в действие новая процедура, которая называется "Оценка соответствия медицинских изделий требованиям технического регламента" (Основание - ПКМУ №753, 754, 755 от 02.10.2013 года (силу с

01.05.2017 года, обязательно должны применяться с 01.07.2017 года). Это аналогичная европейской процедура сертификация продукции, только по медицинским изделиям.

В новом техническом регламенте четко определено понятие "Производителя". Таковым считается юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, отвечающее за разработку, изготовление, упаковку и маркировку медицинских изделий перед введением их в оборот под собственным названием независимо от того, совершаются ли указанные действия самим таким лицом или иным лицом, уполномоченным действовать от его имени. Если не принимать во внимание этих особенностей, то можно непроизвольно попасть под штрафы соответствующих инстанций.

Особенности классификации медицинских изделий

Продажи медицинских изделий, уточняет Павел Харчик, сложны тем, что все они разделяются на группы в зависимости от определенной степени риска. Изделия первого класса считаются самыми простым (термометры, инвалидные коляски и т.д.). Товары второго "А" и второго "Б" классов – более сложными, третьего класса – очень сложными. Это нужно учитывать при выпуске изделий под private label.

 

Выпускаются подобные товары в соответствии с тремя алгоритмами. Первый и второй алгоритм применяются при изготовлении нестерильных изделий первого класса, третий – при выпуске стерильных медицинских товаров первого класса и выше.

Алгоритм №1 для производства медицинских изделий под private label для 1 нестерильного класса медицинских изделий. К ним относятся пластыри, нестерильные бинты, вата, рукавицы, маски и т.д.

На I этапе нужно пройти оценку соответствия медицинского изделия под private label и предусмотреть его изготовление в специальном документе, который носит название "технического файла". Также проводится процесс самодекларирования без привлечения органа по оценке соответствия.

На II этапе подписывается договор СТМ с обязательной передачей права на торговую марку производителю путем подписания лицензионного или сублицензионного договора. Это нужно сделать для того, чтобы производитель полностью соответствовал понятию "производителя" в законодательстве.

На III этапе проводится маркировка медицинского изделия. При этом наносится национальный знак соответствия без ID органа по оценки соответствия, а также указывается названием компании-производителя и его адрес.

На IV этапе оформляется декларация, которая вместе с дополнениями подается в Гослекслужбу Украины.

В качестве примера правильно оформленного изделия под private label докладчик показывает пластырь, который компания выпускает для сети Ашан: на нем указана торговая марка, национальный знак соответствия, название компании-производителя и ее адрес, характер изделия и компания, для которой произведен товар под СТМ.

Одновременно производителем готовится Декларация на соответствие. В ней указываются тип изделия, производитель, адрес, соответствие стандартам, и обязательно присутствует дополнение, где значится название изделия, и его ТМ.

И, наконец, последний этап – это подача документов в Гослекслужбу. Эта служба ведет реестр, который любой покупатель может скачать для того, чтобы убедиться, что приобретаемое изделие соответствует всем необходимым требованиям.

Так выглядит выписка из реестра, из которой можно получить данные.

Алгоритм 2 для производства нестерильных медицинских изделий I класса под private label с использованием художественных произведений.

В том случае, если производитель для повышения продаж хочет использовать образы героев различных художественных произведений (книг, мультфильмов, кино и т.д.), то он действует по аналогичной процедуре, только к ней добавляется подписание лицензионного договора на право использования таких героев. Так выглядит пластырь, где использованы подобные герои.

 

И, наконец, Алгоритм 3 для производства медицинских изделий под private label для I стерильного класса медицинского изделия и выше. Именно при его использовании встречается самое большое количество ошибок.

Действия проводятся в четыре этапа.

На I этапе проводится оценка соответствия медицинского изделия под private label, предусматривается изготовление

медицинского изделия под private label в "Техническом файле". Также производитель обращается в орган по оценке соответствия, проводится процедура ОВ, выдается Сертификат соответствия, где указана ТМ изделия.

На II этапе подписывается договор СТМ с обязательной передачей права на ТМ путем подписания лицензионного или

Сублицензионного договора.

На III этапе производится маркировка медицинского изделия с нанесением национального знака соответствия и ID органа по оценке соответствия в формате UA .TR. Также указывается наименование производителя и его адрес, наносятся дополнительные знаки в случае необходимости.

На IV этапе оформляется декларация, которая с дополнениями подается в Гослекслужбу Украины.

Пример изделия, выпущенного по третьему алгоритму. На нем обязательно указывается номер органа, который провел сертификацию на соответствие и выдал сертификат.

На следующем слайде показаны особенности маркировки изделия под private label. Обязательно должны соблюдаться три момента: ставится национальный знак, указывается степень сложности изделия (с номером или без) и производитель.

Сейчас многие ритейлеры, по словам докладчика, ввозят для private label продукцию медицинского назначения из других стран, и при этом упускают из виду тот факт, что на ней не всегда имеются все необходимые обозначения. Между тем санкции за неправильную маркировку распространяются в первую очередь как раз на реализаторов продукции (ритейлеров), а впоследствии – и на производителя. Штрафы могут достигать до 30 тысяч грн в зависимости от допущенных ошибок. Поэтому лучше соблюдать все требования законодательства – в этом случае продажа медицинских товаров под СТМ будет выгодной как для покупателя, так и розничной сети.

В завершение доклада один из участников конференции предложил аудитории собственное ноу-хау: чтобы избежать штрафов при продаже медицинской продукции ее нужно называть косметической. К примеру, "Пластырь косметический". Тогда не нужна будет сертификации и не страшны будут штрафы. Остроумное предложение вызвало живой отклик у коллег

 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги