ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Модуль 1. КАК СОЗДАТЬ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Модуль рассматривается на примерах документов: учетная политика, справочников
-
Какая информация должна быть в управленческом учете, требования к ней заинтересованных лиц: Ген. директора, ТОП менеджмента, мидл – менеджмента
- Информация по KPI бизнеса, компании/бизнес-направлений. ; главных KPI успеха
- Информация по KPI транспортировки
- Информация по KPI работы складов
- Информация по KPI продаж
- Информация по KPI в закупках
-
Как совместить бухгалтерский и управленческий учет. Отличия бухгалтерского и управленческого учетов
- насколько это возможно и нужно ли это делать
- основные отличия управленческого учета и бухгалтерского: отличия в расчете прибыли, себестоимости, затратах, доходах, какие отличия в справочниках, активах и пассивах и др.
- Создание карт переноса данных из бухгалтерского учета на управленческий план счетов (mapping)
-
План внедрения управленческого учета. Определение ключевых требований к управленческому учету. Чек-лист требований к УУ
-
Разработка учетной политики, что должно быть прописано
- Типовые хозяйственные операции управленческого учета
- Консолидация информации
- Описание счетов управленческого учета
- Корпоративная валюта
- Метод учета: кассовый, метод начисления
- Учет основных средств: первоначальная, остаточная стоимости, методы амортизации
- Учет товарных остатков, правила формирования себестоимости, методы списания
- Учет дебиторской и кредиторской задолженности, средневзвешенные отсрочки
- Учет доходов и расходов, отличия затраты и расходы, капитальные и текущие; условно-переменные и условно-постоянные и их значения для анализа доходности предприятия
- Классификация затрат по местам возникновения, носителям затрат, центрам финансовой ответственности
- Учет курсовых разниц
- Нормы регламентных процедур: закрытие счетов, разнесение расходов, начисление амортизации, и т.п
- Справочники управленческого учета
-
Шаги по внедрению управленческого учета
Модуль 2. ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ и ОСНОВНЫЕ KPI
Модуль рассматривается на примерах управленческих отчетов
- Управленческий Баланс— источник информации об инвестициях компании и источниках их формирования:
- Балансовое равенство, Анализ баланса — ничего ли не потерялось
- Как получить управленческий Баланс в программе
- Отчет о прибылях и убытках (ОПУ) — источник информации об экономике компании:
- Проблема признания доходов и расходов
- Форматы отчета, Виды деятельности. Расходы по видам деятельности
- Определение прибыли: валовой, EBITDA, операционной, EBIT и чистой прибыли
- Анализ Отчета о прибылях и убытках
- Отчет о движении денежных средств (ОДДС)как инструмент управления денежными потоками:
- Структура Отчета о движении денежных средств
- Методы управления денежными потоками
- Анализ эффективности управления денежными потоками
- Способы составления Отчета о движении денежных средств: прямой и косвенный методы
- Отчет по ключевым показателям эффективностидля руководителя или как с помощью одного отчета оценить результаты деятельности компании. Как проверить корректность, предоставляемых Вам отчетов. Взаимосвязь трех отчетов и отчет по KPI для руководителя:
- Прибыль против наличных денег. Различие между потоком наличности и прибылью. Как понять где осела прибыль, почему у компании дефицит денег, как снизить дефицит денег. Как деньги перемещаются в пределах бизнеса:
- Как управлять результатами с помощью финансовых показателей. Факторы, влияющие на прибыль фирмы
Модуль 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
- Рентабельность деятельности (продаж), нормы прибыли
- Деловая активность: оборачиваемость активов, управление запасами, дебиторской/кредиторской задолженностями
- Рентабельность активов (ROA)
- Финансовая устойчивость и ликвидность
- Рентабельность собственного капитала (ROE)
- Показатели оборачиваемости
- Анализ рентабельности продаж
- Рентабельность капитала. Пирамида DuPont
КЕЙС: на примерах управленческих отчетов проводим анализ финансовой отчетности
Модуль 4. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА.
- Основные процессы управленческого учета
- С чего начинать постановку УУ
- Учетная политика компании
- Кто должен отвечать за организацию процессов сбора, обработки и проведения операций в учете:
- Кто должен отвечать за разработку форм первичных документов, сроки их предоставления и ответственных
- Кто должен определять учетную политику
- Кто должен отвечать за учетные функции: кто и какие документы должен вносить в программу
- Кто должен отвечать за состав, формы и наполнение управленческих отчетов
- Как выбрать программный продукт для ведения управленческого учета. Чек – лист выбора программного продукта
- Графики документооборота
- Положение о финансовой службе
- Примеры положений, техкарт и регламентов
- Правила управленческого учета, о каких не стоит забывать
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ С ШАБЛОНАМИ БЮДЖЕТОВ И ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛЬЮ
МОДУЛЬ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ. КАК УПРАВЛЯТЬ С ПОМОЩЬЮ БЮДЖЕТОВ
- Как быстро привести дела в порядок в финансах; Бюджетирование в удовольствие: получай готовые бюджеты и вноси свои цифры;
- Что нам хочет сказать прибыль? Что делают выдающиеся финансисты иначе: Практика лучших финансистов;
- Говори на языке цифр. Арифметика прибыли.
- Как оперативно и эффективно управлять финансовыми результатами с помощью бюджетов
- Центры финансовой ответственности (ЦФО). Кто за какие показатели отвечает в компании. KPI и нормативы подразделений
- Методики бюджетирования: Бюджетирование сверху вниз и снизу вверх. Формирование директив для бюджетов: по доходам, расходам, складу, дебиторке, поступлению денег, прибыли
- Объекты бюджетирования
- Классификатор бюджетов: Основные виды бюджетов – операционные, инвестиционные и финансовые бюджеты
- Что выбрать статичный бюджет или скользящее планирование
МОДУЛЬ 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ЗА 10 МИНУТ
Модуль рассматривается на практическом примере финансовой модели
-
В чем разница между прогнозами и бюджетами
- Серьезные разговоры об эффективности: Куда мы придем в 2018 г, если ничего не будем менять.
- Что необходимо заложить в основу прогнозов и бюджетов: ограничивающие факторы, тенденции и гипотезы, Три подхода к расчету планов
- Процесс прогнозирования и финансовая модель в 3-х сценариях
МОДУЛЬ 3. ПОСТРОЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ БЮДЖЕТОВ ЗА 3 ДНЯ ДЛЯ 1 БИЗНЕС-НАПРАВЛЕНИЯ
Модуль рассматривается на практическом примере, в котором представлены все нижеперечисленные бюджеты в Excel, с готовыми формулами.
-
Какие исходные данные нужны
- Какие гипотезы нужны для формирования бюджетов
- Бюджет по прибыли
- Бюджет по балансовому листу
- Мастер-бюджет
- Бюджет движения денег косвенным методом
- Расчет потребности в финансировании
- Вспомогательные расчеты
МОДУЛЬ 4. ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Модуль рассматривается на практическом примере, в котором представлены все нижеперечисленные бюджеты в Excel, созданные тренерами с готовыми формулами.
Бюджетная структура компании и финансовые бюджеты компании
-
Финансовая модель расширенная
-
Бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков) по статьям и по элементам
-
Бюджет движения денежных средств, Прогнозный баланс, Как они формируются: правила консолидации
Функциональные бюджеты
-
Бюджет продаж, Бюджет поступлений от клиентов, Бюджет дебиторской задолженности
-
Бюджет валовой прибыли, Бюджет товарных остатков, Бюджет себестоимости реализации
-
Бюджет закупок по себестоимости и закупочной стоимости, Бюджет оплат поставщикам, Бюджет кредиторской задолженности
-
Бюджетирование расходов на персонал, Бюджет выплат персоналу, Бюджет обязательств по выплатам персоналу
-
Бюджет налогов на фонд оплаты труда (ФОТ), Бюджет выплат налогов, Бюджет обязательство по налогам на ФОТ Бюджет премиального фонда топ-менеджеров, Бюджет выплат
-
Бюджет командировочных расходов
-
Бюджет налогов, Бюджет финансовой деятельности, Бюджет инвестиционной деятельности
Бюджеты подразделений. Бюджеты по ЦФО
-
Основные показатели подразделений. За что они должны отвечать. Как установить директивы подразделениям
-
Бюджеты доходообразующих подразделений: Бюджет отдела продаж, службы маркетинга
-
Бюджеты сервисных подразделений: Бюджет склада, транспортно-экспедиционной службы, административно-хозяйственной службы, финансовой службы и бухгалтерии, бюджет ИТ, службы персонала, управления