28 серпня 2014

Электронная коммерция в Украине может оказаться в убытке

Электронная коммерция в Украине может оказаться в убытке
736

Из-за ухудшения экономической и политической ситуации темпы роста электронной коммерции (интернет-магазинов) в отдельных категориях замедлились, а кое‑где продажи ушли в минус. Стоит отметить, что данный вид бизнеса одним из первых среди отраслей украинской экономики прочувствовал на себе все изменения, произошедшие в стране с января, при том, что ранее продажи интернет-магазинов ежегодно удваивались. К концу 2013‑го объем рынка электронной коммерции составлял около 2 млрд. долл. По мнению экспертов рынка, если интернет-торговцы не придумают как «раскрутить» чересчур экономных покупателей, к концу 2014‑го они могут недосчитаться третьей части своих доходов.

 

Второй квартал дал жару

По оценкам экс-заместителя директора «Укрпошти» Геннадия ВОВКА, с начала 2014 года украинский рынок электронной коммерции уже просел на 30 % в деньгах. Наибольший спад наблюдался во втором квартале, когда на востоке Украины начались боевые действия, а гривня продолжала девальвировать. Маркетинг-директор торговой площадки Aukro.ua Анна ПЕРЕВОЗНИК замечает, что за этот период объем рынка сократился на 15‑20 %. О похожей динамике ранее говорил также основатель шопинг-клуба Le Boutique Андрей ДРОГОБЫЦКИЙ. Во втором квартале средний чек в Le Boutique, по его словам, упал, и продажи снизились на 10 %. Продажи техники и электроники, до 90 % которой составляет импорт, в оффлайне и онлайне упали на 30‑40 %. «Девальвация гривни очень сильно повлияла на бизнес. Но больше отразилось постоянное колебание курса, нет стабильности», — говорит директор по развитию бизнеса интернет магазина Fotos.ua Дмитрий ПОКОТИЛО. Со временем люди привыкают к изменению цен, но не к постоянным скачкам, добавляет он. С начала года средний чек покупателей Fotos.ua упал пропорционально курсу — более чем в полтора раза. При этом объем работы по обслуживанию чека не изменился.

«Из-за этих событий 2014 год может стать убыточным не только для нас, но и для большинства участников рынка», — говорит г-н ПОКОТИЛО. Геннадий ВОВК предполагает, что больше всего в доходах потеряют крупные магазины, у которых избыток товара на складах.

Менее всего от кризиса пострадали интернет-компании и частные предприниматели, торгующие недорогими товарами. Хотя темпы роста их продаж также значительно сократились. По данным компании Prom.ua (предоставляет площадку для почти 400 тыс. магазинов мелких и средних предпринимателей), за последние полгода число заказов по всей Украине выросло только на 29 %. Хотя ранее полугодовой рост товарооборота этих магазинов составлял 200‑250 %. При этом растет спрос на товары для детей, сувениры, автозапчасти.

Увеличить объем продаж в деньгах на 6,7 % удалось и интернет-аукциону Aukro.ua. Это произошло за счет изменения курса валют и роста среднего чека товаров на 10,3 грн. При этом количество покупок снизилось на 7,5 %.

Клиенты Fotos.ua, который специализируется в основном на продажах техники и электроники, сейчас активнее всего покупают мелкую бытовую технику (если считать в гривне). Далее идет бытовая и крупная бытовая техника. «Относительная стабильность в этих категориях связана с ажиотажем на бойлеры. Немного подросли продажи ТВ», — объясняет Дмитрий ПОКОТИЛО.

 

Доставка с препятствиями

Аннексия Крыма и военные действия на востоке страны негативно повлияли на движение товаров в эти регионы, рассказывает зампредседателя совета директоров логистической компании «Деливери» Андрей ИВАСИВ.

В Крыму появились существенные препятствия в виде запретов или ограничений на поставки некоторых видов товара. Кроме того, использование в расчетах на территории Крыма российского рубля привело к невозможности свободного отпуска товаров крымским покупателям.

Логистические компании на этих территориях первыми столкнулись с проблемами, говорит г-н ИВАСИВ. Они больше не могли гарантировать своевременную доставку грузов и полную их сохранность, так как груз могли изъять в момент пересечения границы с Крымом или на восточных территориях в зоне военных действий. В результате в зоне проведения АТО прекратили работу все логистические операторы и грузоперевозчики, а в Крым грузопоток уменьшился в разы, заключает эксперт. «Эксцессы случались едва ли не каждый день — обстрелы машин, угрозы грабежа и прочее», — вспоминает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций и PR компании «Нова Пошта» Алена ДАНИЛЬЧЕНКО. После нескольких серьезных нападений компании также пришлось приостановить работу части отделений. В Донецкой и Луганской области в мирное время работало 174 отделения. Треть из них сейчас находится в зоне АТО. «Конечно, как только ситуация в том или ином районе стабилизируется, мы тут же открываем отделения — так было в Славянске и Краматорске», — рассказывает г-жа ДАНИЛЬЧЕНКО. Сейчас в эти регионы поток грузов для сил АТО, батальонов и армии, по ее словам, в разы больше, чем число заказов из интернет магазинов. Впрочем, они тоже есть. «Удивительно, но даже с началом боевых действий люди заказывали в Донецк товары из магазина Helen Marlen (продает одежду и обувь premium-категории. — «Капитал»)», — добавляет представитель одной из служб доставки.

 

30 % дохода могут недополучить интернет-магазины в 2014 году

Как рассказывал основатель крупнейшего интернет-магазина Rozetka Владислав ЧЕЧЕТКИН, около 10 % заказов магазина раньше было из Крыма. Сейчас их количество снизилось в разы. «Восстановив доставку в Крым, мы все равно в среднем потеряли около 20 % планируемых продаж», — добавляет Дмитрий ПОКОТИЛО.

 

Вызовы нового времени

Помимо экономических факторов, украинским интернет-торговцам придется считаться с мировыми трендами, которые не всегда играют им на руку. «Основной тренд — покупки за рубежом. Конкуренция между иностранными и украинскими интернет-магазинами за местных пользователей только растет», — объясняет Геннадий ВОВК. Отовариваясь за рубежом, покупатели из Украины пытаются сэкономить, говорит он. Чаще всего заказывают одежду и бытовую технику из Китая.

По данным аналитического агентства Gfk Ukraine, в 2012 году 18 % пользователей из Украины покупали товары в иностранных интернет-магазинах. В 2013 году таких уже было 26 %. «В текущем году эта цифра точно не уменьшится», — прогнозирует аналитик Gfk Ukraine Дарья ПЕРЕКОСОВА. Впрочем, окончательные данные будут только в конце года, добавляет она.

По данным Gfk Ukraine, в пятерку самых популярных в Украине интернет-магазинов входят американский eBay.com, китайские Aliexpress.com и Taobao.com, а также американские Amazon.com и 6pm.com (магазин одежды, принадлежащий ресурсу Zappos.com). Все они предлагали более низкую цену, чем украинские, практически по всем категориям товаров. Чтобы сэкономить, покупатели готовы дольше ждать заказ.

Также заказ товаров онлайн за границей потребители достаточно часто объясняли тем, что «нужная вещь была только там». Среди причин покупки за рубежом респонденты называли и уровень сервиса: на украинских сайтах часто нет обратной связи после бронирования, нет ответного e-mail или звонка-уточнения.

Крупнейшие логисты уже отреагировали на эти тенденции. Так, к примеру, «Нова пошта» заявила, что с осени начнет двустороннюю доставку товаров в Польшу, Чехию, Румынию, Молдову, а в перспективе выйдет в Китай и США. «Интернет-торговля в настоящий момент испытывает стагнацию, — говорит Андрей ИВАСИВ. — Но перспективы у рынка по прежнему очень большие».

 

Донецк не отказывается от покупок

Военные действия значительно снизили спрос среди жителей Донецкой и Луганской областей, но не заставили их отказаться от товаров из интернета. Prom.ua по итогам полугодия зафиксировал падение продаж только в Крыму (на 17,4 % по сравнению с концом 2013 г.). В остальных регионах, включая восточные области, онлайн-продажи увеличились, хотя рост не был таким значительным, как в предыдущие годы.

По результатам II-го кв. наибольший спад продаж специалисты Prom.ua отметили в таких категориях, как «техника и электроника» (–42,4 %), «стройматериалы» (–41,3 %), «товары для сада» (–35 %). Более чем на 20 % снизилось число заказов в категориях «мебель и фурнитура», «товары для спорта, развлечений и хобби». При этом выросли показатели в категориях «авто-мото» (+78,6 %), «подарки и сувениры» (+38,6 %), «товары для детей» (+11 %).

 

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

По материалам: Издание «Капитал»

 



Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*

Читайте також