Бюджет и стиль: искусство отбора
Все ароматы можно разделить на две категории: специфического и неспецифического действия. К первой - относят арома-масла (более 200 видов), которые воздействуют на весь организм. По этому принципу работает ароматерапия. Например, эфирное масло лимона оказывает не только тонизирующее действие на организм, но и служит противомикробным средством, лаванда выводит человека из депрессивного состояния и т.д.
Ко второй категории — синтезированные ароматы, идентичные натуральным и воздействующие исключительно на эмоциональное состояние. Ароматизаторы неспецифического действия используют в торговых предприятиях, общественных местах, банках, гостиницах.
Вопрос ароматизации приобрел особую актуальность во время бурного роста торговых центров, объединяющих под одной крышей множество арендаторов. Ритейлерам необходимо проявлять сообразительность и творчество, чтобы шопинг превратился в увлекательное путешествие, а пьянящие ароматы, смешиваясь, не выталкивали покупателей на улицу
В магазинах при АЗС желательно использовать уютные, располагающие ароматы кофе и пирожных, поскольку идея этих магазинов - приятная остановка в пути. Кроме того, это позволяет нивелировать запахи резины и автохимии.
С помощью аромамаркетинга можно создавать атмосферу в каждом отдельно взятом отделе супермаркета. Например, в отделах бытовой химии и средств по уходу за домом желательно рассеивать аромат лимона, который не только является синонимом чистоты, но и повышает настроение, бодрит. Все остальные секции желательно объединить каким-то определенным ароматом. Каким — зависит от концепции магазина. Это могут быть ароматы специй. Компания
Tchibo, владеющая, помимо кофейной торговой марки, еще и сетью небольших магазинов в Австрии и Германии, добилась высокой посещаемости именно благодаря аромамаркетингу: недалеко от входа в магазин ставился аппарат, нагнетающий манящий аромат свежежарен-ных кофейных зерен. "Кофейная" волна заставляла большинство прохожих остановиться и заглянуть в магазинчик. При желании можно было купить и фасованный кофе
Tchibo. По данным компании, посещения этих торговых точек возросли в зависимости от типа на 72-134%.
Этот же принцип использовали в магазинах и кафе при АЗС "Золотой Гепард" (ТНК) в Киеве: ароматизируя торговые залы ароматом кофе, добились того, что клиенты дольше стали задерживаться в магазине. Более того, выросли продажи самого кофе.
Однако запах не всегда работает в пользу магазина, бывает и наоборот, что часто случается при неудачном соседстве товарных групп в торговом зале. Если расположить кондитерский отдел рядом с рыбным, то специфический запах свежей рыбы полностью заглушит аромат тортов и конфет.
Различные форматы оборудования позволяют использовать аромамаркетинг как крупным торговым центрам, так и небольшим магазинам. Для достижения максимального результата необходимо правильно выбрать место его расположения. Не рекомендуется размещать распьшители ароматов непосредственно у входной зоны магазина, вблизи окон и радиаторов, около приборов естественной или принудительной вентиляции, в вентиляционных каналах, где температура воздуха превышает 30°С. В то же время размещение дополнительных установок в "мертвых" зонах торгового зала способно частично "оживить" эти участки и привлечь туда покупателей.
Средняя стоимость установки ароматизации для небольших помещений составляет $100 за установку и $700-2000 -для торговых центров. Сменные картриджи с ароматизатором стоят от $12 до $60.
Некоторые нюансы
Персонал и сенсорный маркетинг. В наших магазинах обычно не спешат с внедрением прогрессивных технологий. И причина не в инертности руководства. Неожиданно может оказаться, что саботирует нововведение... персонал. Что делать, если вас с одной стороны убеждают в эффективности аромамаркетинга, а персонал утверждает обратное? Кому верить? Зарубежному опыту или своим подчиненным, знающим покупателя и ваш товар? Если руководство, ста вя оборудование по одорированию, радостно сообщает продавцам, что с этого момента продажи обязательно должны увеличиться на 10%, персонал трактует это так: "Значит ли это, что мы должны работать теперь больше? Если да, то такая установка нам не нужна". И после этого начинается поток жалоб на то, что "оборудование неэффективно", "слезятся глаза", "нам некомфортно" и др. При смене аромата претензии остаются прежними. Поэтому при запуске новинки руководителю необходимо правильно мотивировать своих работников.
Профессор лаборатории психосоматоконтроля Челябинского государственного университета Сергей Москалев отмечает: "Ароматы способны не только расположить клиентов, но и существенно улучшить качество работы торгового персонала. Было доказано, что у группы студентов, которые занимались устным счетом, результативность повышалась на 10-20% при работе в помещении, обработанном запахом цитрусовых (лимон, апельсин, бергамот) или цветочных паров (роза и ирис), причем женщины оказались более чувствительными к последним. При распространении древесного запаха, а еще лучше — запаха зелени, операторы компьютерного набора начинают печатать намного быстрее и с меньшим количеством опечаток. В стрессовых ситуациях снять напряжение в коллективе помогут ароматы лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева. Когда необходимо стимулировать работу, применяют жасмин, розу, мяту и гвоздику, возбуждающие мощнее, чем крепкий кофе".
Ароматы и континенты. Ассоциативность восприятия запаха у каждого народа вырабатывается веками, согласно своей культуре.
Европейца может взволновать запах церковного ладана, который создаст у него особый духовный настрой, но такой аромат ничего не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют непонятные и странные для европейца азиатские благовония. На отношение к запахам влияет не только культура, но и географическое расположение страны, уровень экономического развития, менталитет и многое другое. В некоторых странах это проявляется особенно ярко:
—Индия — восточная нота, экзотичная, полная солнца и зноя;
—Италия — темпераментная и светлая нота;
—Германия — строгая, умеренная и суховатая нота;
—Франция - игривая и чувственная нота;
—Англия — спокойная, чопорная нота;
—Мексика — пряная и яркая нота;
—Скандинавские страны, северная часть России — прохладная, влажная, строгая нота с оттенком лаванды и сирени.
Очень показательным является пример продвижения моющих средств по уходу за домом компаниями
SC Johnson и
Procter &
Gamble во второй половине 1980-х годов. Лидеры западной индустрии столкнулись с полным равнодушием наших хозяек к их продукции. Чтобы выяснить причину, они потратили колоссальные средства на маркетинговые исследования психологии советских покупателей. Оказалось, что в моющих средствах не хватало запаха хлорки, который ассоциировался у наших хозяек со стерильностью. Специально для СССР западными компаниями были разработаны добавки, которые придавали их продукции привычный для советских людей аромат. В течение года объем продаж вырос в 5-7 раз.
Вслед за лидерами
Ароматизация позволяет выгодно отличаться от конкурентов. Эту возможность одними из первых стали использовать в США и Японии. Однако аромамаркетинг, равно как и культура применения запахов, в этих странах существенно отличается. В Америке аромат часто играет презентативную роль. Он призван продавать в широком смысле этого слова. В Японии ароматы служат своеобразным камертоном, настраивающим людей на плодотворную работу. На крупных предприятиях в разное время суток применяют различное по интенсивности и качеству освещение и одорирование. Утром — бодрящий цитрусовый и цветочный ароматы, после обеда — розы, вечером — цитрусовые, эвкалиптовые и кипарисовые ноты.
Профессиональные сообщества ритейлеров развитых стран -
NASFM (
National Association of Store Fixture Manufactures),
NARMS (
National Association for Retail Marketing Services) — следят за тем, чтобы аромамар-кетинг в розничных предприятиях применялся на должном уровне. Это отражено в требованиях к сдаче в эксплуатацию торговых центров и крупных супермаркетов. Среди зарубежных компаний, профессионально занимающихся вопросами аромамаркетинга, можно отметить следующие:
— Sens of Smell Institute. Институт выдает гранты на исследования в области ароматизации, которые проводятся во всех уголках мира. К сожалению, найти информацию о присуждении хоть одного гранта украинским ученым так и не удалось, в то время как российские коллеги активно работают в этом направлении, и их деятельность была удостоена специальных наград.
— The International Fragrance Association (IFRA). Членами Международной ассоциации ароматов являются различные организации, расположенные по всему миру: в Австралии, Бразилии, Канаде, Европе, Японии, Мексике, США. В своей деятельности
IFRA руководствуется разработками ученых Исследовательского института ароматических веществ (
Research
Institute for Fragrance Materials, RIFM).— Профессиональные сообщества специалистов вобласти токсикологии (более 24 организаций по всему миру).
Специальные разделы сайтов неправительственны хорганизаций (The European Commission, Euro-lex: European Union Law, U.S.Federal Register, National Institute for Occupational Safety and Health и др.).
В России одной из первых заинтересовалась темой арома-фона сеть магазинов подарков
Bagatelle (г. Москва). "На базе магазинов был апробирован проект по созданию оригинальной фирменной рецептуры аро-мафона, — комментирует Ольга Мартыненко, ведущий специалист Лиги профессиональных имиджмейкеров. — В основу были положены: концепция фирмы (праздник, хорошее настроение, положительные эмоции), оформление магазина (цветовое сочетание, форма и текстура оборудования), время года и тема праздника (Новый год: базовый запах — хвоя, можжевельник, в марте — мимоза и т.д.)".
В Украине аромамаркетинг — молодая и перспективная отрасль. Первопроходцем считается компания
"Арома-маркет ", клиентами которой за два года стали более 30 компаний — банки, рестораны, туристические фирмы, АЗС, клиники и торговые сети.
Маркетологи отмечают, что процесс покупок все чаще ассоциируется с элементами отдыха, нежели с целевыми поездками за конкретным товаром. Розничные операторы должны поддерживать и максимально использовать эту тенденцию для своей выгоды, и аромамаркетинг - их первый помощник.Как отмечают специалисты, западное общество тяготеет к тому, чтобы не только наложить табу на нежелательные ароматы окружающей среды и человеческого тела, но и окружить себя подобающими комфортными запахами в самой различной обстановке — от больничной палаты и рабочего помещения до зала супермаркета и кинотеатра.В Украине современные технологии сенсорного маркетинга, вчастности, аромамаркстинга, найдут широкое применение, как только сформируется рынок торговых центров.
Елена Бутивщенко
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ АРОМАТЫ
Мебельные магазины | Аромат зеленого чая, кокосового коктейля, кофе с пирожными. Поскольку мебель содержит деревянные конструкции, весьма кстати будет запах трав прованса, свежее пиле иного дерева, канадской ели и сандала.
|
Супермаркеты
| Аромат фруктов и цитрусовых напоминает о необходимости купить яблоки и бананы. Запах свежих огурцов или арбуза великолепно подчеркивает высокое качество продукции в мясном отделе. Наличие мини-пекарни - удачное решение как с точки зрения расширения ассортимента, так и ароматизации (причем бесплатной!). По данным сети супермаркетов "Седьмой континент" (Россия), аромат ванили в торговом зале стимулировал рост продаж в среднем до 10%. |
Кафе, фаст-фуды при ТЦ
| Одорирование ароматом зеленого яблока способно пробудить аппетит посетителей. Разработаны также специальные ароматы, нейтрализующие неприятные запахи - сигаретный дым, запахи кухни и др. {таблица 1). Очень важно "проложить" невидимую границу между зоной кафе и остальными помещениями торгового центра, используя качественное оборудование, вытяжки. Подобные ароматы -незаменимые помощники в магазинах, расположенных в подземных переходах станций метрополитена или на загазованных улицах.
|
Магазины одежды и аксессуаров | Запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В отделах товаров для мужчин все должно говорить о респектабельности - от ассортимента до подачи и сопровождения ароматом, базирующегося на низких нотах табака и сандала, гармонично сочетающихся с благородным запахом кожи.
|
Туристические агентства | Ароматы нагретого солнцем песка, смешанные с благоуханием экзотических цветов и сочных фруктов, освежают воспоминания о летнем отдыхе. Существуют также сложные сезонные композиции: "Энергия", "Летняя мечта", "Океанский бриз с запахом тропических плодов", "Аромат листьев и сена", "Рождественские приправы |
Развлекательные центры, игровые залы, боулинг | Эффективны ароматы, подчеркивающие стиль и дизайн заведения и сезонные ароматы. Цветочные запахи весной, «теплые» запахи уюта зимой (например, аромат шоколада или аромат ванили). Эффективны нейтрализаторы неприятных запахов. Сигаретный дым, например. |
Специализированные магазины и бутики | Подбирая аромафон для специализированных магазинов нижнего белья, следует помнить не только о том, что запахи (мяты, лимона, базилика, лаванды) стимулируют продажу товара, но и о том, что вещи не должны впитывать запах. Не рекомендуется использовать древесные запахи и аромат сандала. Главным здесь является создание неповторимого индивидуального имиджа. |
фитнес-центр, спорт-зал | Активная физическая нагрузка приводит к созданию специфической атмосферы, которую нужно изменить. Как? С помощью ароматов. Арома-смеси с абсорбентами поглощают неприятные компоненты, обеспечивают комфорт. А запахи ментола, свежей травы добавят тонус и сделают тренировку приятнее. |