Идеи для эффективного развития СТМ от производителей и ритейлеров
На рынке постоянно происходят изменения, и с каждым годом уменьшается количество правильных решений, которые еще вчера работали, а сегодня уже неэффективны. Классические конференции в основном построены таким образом, что представители рынка делятся прошлым опытом сотрудничества в сфере бизнеса и решения проблем, возникающих при реализации бизнес-идей. Но с каждым годом ориентироваться на прошлый опыт становится все сложнее, потому что среда изменяется настолько динамично, что меняются парадигмы (правила) бизнеса. Именно поэтому в рамках конференции «PrivateLabel—2015: Расширение границ контрактного производства как путь повышения прибыльности бизнеса производителей и ритейлеров» прошла фасилитационная сессия — новое измерение групповой работы, где в сжатое время 10 групп (производители совместно с ритейлерами) нашли пути решение 5 актуальных проблем в контрактном производстве.
На групповое обсуждение были вынесены проблемы, которые по итогам исследования редакции TradeMaster.UA оказались наиболее актуальными, а именно:
- Увеличение маржинальности бизнеса производителя и сети в проектах PrivateLаbel;
- Уменьшение затрат на производство СТМ;
- Достижение стабильности поставок;
- Достижение проектом PrivateLаbel поставленных целей (плановых показателей продаж);
- Инструменты улучшения коммуникации между отделами при производстве СТМ.
Ведущим сессии был один из лучших системных тренеров и консультантов по реализации проектов увеличения продаж и управления изменениями Андрей КРЮЧКОВ.
Среди участников были такие компании: Омега (сеть VARUS), Фуршет, Стиль-Д (proStor), Fozzy Group, Группа Ритейла Украины (Караван), Novus, Watsons, Суматра-ЛТД (КОСМО), Брусничка, Радеховский сахар, Таврия-В, Онисс, Люксус-С, Киевский картонно-бумажный комбинат, Бест Альтернатива, Nielsen, НатурПро, Укролия, Пи Джи Трейд, Белая Бяроза, Эвдемон, Корадо Каннинг Инкорпорейтед и др.
Групповая работа характеризовалась очень высокой динамикой, так как каждая команда должна была сгенерировать максимальное количество идей по решению проблемы за 30 мин. Главное условие при этом — запрет на любую критику, именно поэтому девизом фаситационной сессии были слова Альберта Эйнштейна: «Безумие — делать одно и то же, и каждый раз ожидать иного результата».
Последующими этапами были кластеризация (объединение идей в группы), рейтингование (отбор лучших) и презентация. Ниже представлены 120 решений для бизнеса, которые сгенерили участники национального проекта (всего было предложено более 300).
Идеи для увеличения маржинольности бизнеса производителя и сети в проектах PrivateLabel
- Увеличить маржинальность с помощью энергосберегающих технологий (снизить таким образом затраты на электричество, отопление и т.д.).
- Ко-бренд. Объединяя два бренда, можно повысить продажи каждого из них и узнаваемость, т.е. расширить аудиторию.
- Увеличить долю полки и использовать дополнительное размещение товара для объемного представления и размещения сопутствующих товаров рядом с основными.
- Снизить затраты на маркетинг.
- Увеличить разовую закупку. Это позволит снизить логистические нагрузки, у производителей в таком случае появится возможность закупить по минимальной цене сырье и тару, а у розничной сети, соответственно, снизится количество действий (меньше расходных накладных, приема товара и разгрузок), а также нет проблем с Out-of-stock.
- Увеличить объемы упаковки. Если товар фасовался по килограмму, то можно сделать полтора и за счет этого увеличить наценку на продукте. Кроме этого, как у производителя (снижение затрат на упаковку, тару, этикетку), так и у ритейлера (больше товара — меньше места) произойдет оптимизация.
- Оптимизировать логистику, затраты на упаковку и хранение. Внедрить систему электронного документооборота.
- Использовать оборотную тару.
- Начать применять новый формат логистики: заказ в сети; доставка от производителя к клиенту.
- Сократить количество посредников.
- Вывести брендовых конкурентов, придать эксклюзивность своей торговой марке, чтобы ущемить бренд.
- Добавить «изюминку» и поднять цену за дополнительные свойства.
- Вводить более маржинальные продукты, например, премиум-класса, ведь в таком сегменте зазор идет выше.
- Выйти за пределы розничной сети и продавать свой продукт в розницу. «Кто сказал, что Вы не можете этого сделать? Выходите на рынки, туда ходят люди,» — отметила одна из команд.
- Использовать промышленный шпионаж.
- Заменить состав, перейти на отечественное сырье и упаковку.
- Создать новые категории. Ввести дефицитные товары.
- Применить кросс-продажи.
- Ввести самообслуживание в торговом зале (без кассира).
- Открыть производство на площадке розничной сети.
Идеи для уменьшения затрат на производство СТМ
- Увеличить объем производства. Увеличивая объемы, мы максимально амортизируем оборудование, что позволяет снизить себестоимость единицы продукции за счет распределения постоянных затрат.
- Перейти на альтернативные источники энергии. На производстве могут быть использованы солнечные батарее, также тепло, которое дают станки при производстве продукции, можно направить на отопление офисных и производственных помещений.
- Автоматизировать производство. Если продукция производится максимально автоматически, то снижается процент брака (человеческий фактор сводится к нулю) и увеличивается объем производства.
- Искать инновационные сырьевые составляющие, отслеживать на рынке новинки. Создавать эксклюзивные продукты с большой маржой (монополизация).
- Использовать вторсырье.
- Улучшить функции ОТК, чтобы снизить процент брака.
- Применять лизинг оборудования.
- Проанализировать ассортимент, оптимизировать его, что позволит выбрать маржинальные продукты для производства.
- Анализировать ликвидность ассортимента и расширить ассортимент СТМ.
- Подобрать максимальное количество поставщиков на тендерной основе, чтобы минимизировать риски сбоя поставки сырья, ухудшения качества.
- Сотрудничать напрямую с производителями сырья.
- Ввести бартеры с поставщиками сырья.
- Открыть производство рядом с сырьевой базой.
- Правильно планировать затраты и заказы, чтобы не был перегружен склад ненужными составляющими.
- Размещать заказы у других производителей и сторонние заказы на своем производстве.
- Дополнительно мотивировать сотрудников (зависимость заработной платы от выработки, а также дополнительная мотивация некурящего персонала).
- Ввести дополнительные смены.
- Перевести непрофильные работы на аутсорсинг.
- Работать без склада, «с колес».
- Уменьшить стоимость аренды за счет перемещения производства в регионы.
- Создать собственную торговую сеть сбыта.
- Проводить платные экскурсии на производстве.
- Разрабатывать новые патенты и продавать их другим производствам.
- Оптимизировать налогообложение.
- Сократить отсрочки в сетях.
Идеи для достижения стабильности поставок
- Заблаговременно планировать производство.
- Правильно выстроить процесс поможет налаженная коммуникация между отделом производителя и ритейлера. Заранее согласовывать планы поставок (график должен быть максимально четким).
- Планировать форс-мажорные ситуации.
- Прогнозировать сезонность продаж.
- Контролировать мерчандайзинг.
- Организовать самовывоз товара с производства собственным транспортом сети.
- Внедрить системы HAСCP и ISO.
- Использовать альтернативные производственные мощности.
- Укрупнить объемы поставки и уменьшить частоту.
- Иметь альтернативы по поставкам сырья и обеспечить наличие оптимальных запасов упаковки.
- Иметь достаточное количество транспорта.
- Внедрить современные складские технологии, чтобы все формировалось своевременно и перемещалось автоматически.
- Применять онлайн-контроль наличия остатков готовой продукции, ведь для того, чтобы планировать поставки и делать правильные заказы, нужно понимать, какие у нас есть остатки.
- Обеспечить наличие оптимального товарного запаса.
- Внедрить электронную систему автообмена (заказ, уведомление, отгрузка), чтобы было меньше участия человеческого фактора, а больше работали машины.
- Создать товарный запас на региональных складах и у клиента.
- Организовать доставку продукции сразу к конечному покупателю с документами ритейлера.
- Использовать других поставщиков при доставке (аутсорсинг).
- Контролировать состояние логистических помещений и придерживаться дисциплины при отгрузках.
- Соблюдать условия доставки (температурный режим).
- Обеспечить своевременный возврат товара.
- Внедрить современную систему документооборота, придерживаться финансовой дисциплины сторон, иначе произойдут сбои в деловых отношениях, а не только в поставках.
- Обеспечить квалифицированный штат в каждой цепочке.
- Стимулировать персонал за отсутствие сбоев в поставке.
- Увеличить количество дополнительных смен.
Идеи для достижения проектом PL поставленных целей (плановых показателей продаж)
- Определить стратегию развития. Необходимо понимать, куда вы идете и чего хотите достигнуть.
- Провести глубокий анализ рынка (категории рынка и категории у себя), определить целевую аудиторию каждого продукта, который вы запускаете, а исходя из этого, подобрать качество, цену и др.
- Обеспечить оптимальное соотношение цена-качество. Продукт, который не будет этому отвечать, даже при хорошем маркетинге обречен.
- Получить гарантию качества от поставщика, что является результатом эффективно проведенного тендера и заключенного договора между сторонами.
- Своевременно запустить проект.
- Обеспечить маркетинговую поддержку (50% успеха продукта).
- Создать привлекательный дизайн упаковки и нейминг продукта.
- Создать стратегию эффективного позиционирования товара.
- Придерживаться сезонности (вводить и выводить товаров в нужное время).
- Разработать систему мерчендайзинга, планировать долю полки, расположение.
- Создавать целостные пакетные предложения ассортимента, кросс-предложения.
- Обеспечить правильность поставок, их систематичность, отсутствие Out-of-stock.
- Постоянно изучать покупателя, анализировать продажи категории, мониторить деятельность конкурентов, а также исследовать пенетрацию чека.
- Получить от производителя прозрачные калькуляции.
- Ставить за цель долгосрочное сотрудничество.
- Грамотно планировать с производителем промо, чтобы избежать Out-of-stock и old-stock.
- Грамотно планировать остатки.
- Вводить инновации и мотивировать целевую аудиторию.
- Максимально сокращать бренды.
- Коммуницировать с покупателем, получать обратную связь и анализировать ее.
- Снизить себестоимость за счет оптимизации.
- Экспортировать СТМ в другие страны.
- Мотивировать персонал на всех уровнях продвигать СТМ.
- Системно подходить к обучению и самообразованию.
- Выбирать профессиональных менеджеров.
Инструменты улучшения коммуникации между отделами при производстве СТМ
- Ставить четкие цели перед каждым отделом.
- Планировать процесс выполнения.
- Понять конечную цель.
- Инициировать новаторские предложения по улучшению производства.
- Производителю и ритейлеру совместно изучать международный опыт производства.
- Совершать промежуточный контроль на различных этапах выполнения (анализа, оценки, корректировки усилий сотрудников (отдела)).
- Создать общую информационною базу.
- Разработать оптимальную систему отчетности. Дублировать каналы передачи информации между отделами.
- Обеспечить обратную связь между отделами, в том числе ротацию руководителей отделов и сотрудников.
- Повышать квалификацию и профессиональную компетенцию сотрудников.
- Мотивировать персонал. Индивидуально подходить к каждому сотруднику.
- Формировать конкурентное мышление.
- Создать конкурентную среду.
- Устраивать конкурсы по маркетингу среди всех отделов.
- Проводить дегустации или испытания продуктов.
- Проводить мозговой штурм.
- Прописать регламент «перекуров» сотрудников.
- Прививать корпоративную культуру.
- Уведомлять о выполнении этапов производства.
- Коллективно отвечать за выполнение задач.
- Осуществлять неформальный контроль между отделами.
- Обеспечить наличие помещения для психологической разрядки.
- Визуализировать работу каждого отдела.
- Проводить совместные тренинги.
- Внедрить специальный софт для коммуникации и контроля выполнения задач.
Фассилитация позволила командам в сжатое время найти огромное количество эффективных решений (в статье подано только треть), которые можно применять уже сейчас. Подобный метод работы просто необходим в современных условиях на всех предприятиях Украины, чтобы нестандартно подойти к решению возникающих проблем и решить их коллективно с максимальной выгодой для компании.
ТЕКСТ: Татьяна Алексенко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Логістика >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар