13 мая 2015

Трансформация управления компанией в новых условиях: проблемы и решения

Трансформация управления компанией в новых условиях: проблемы и решения

835

Всем известно, если в период стабильности любое предприятие строит долгосрочные планы, работает на достижение стратегических целей развития и максимизацию прибыли, то во время кризиса целью долгосрочного периода становится финансовая стабильность, а в краткосрочном периоде – максимальная экономия средств. Старые и проверенные модели управления перестают приносить желаемую отдачу, ресурсов не хватает ни для развития, ни для выживания. Бизнес с той же эффективностью работы, которая была до кризиса, существовать уже не сможет, нужны инновации.

Многие скажут: «Кому в кризис нужны инновации? Никому. Хотя бы свести концы с концами».
Эта позиция предсказуемая, но что она даст в перспективе? Конечно, можно попробовать переждать кризис, сокращая издержки до минимума. Но никто не знает, когда кризис закончится. И что делать, когда сокращать будет уже нечего?

 

Компаниям сейчас стало гораздо сложнее жить и планировать свою деятельность. Всех интересует два важных вопроса:

  1. Когда экономические показатели, а также покупательская способность людей и компаний, станут улучшаться?
  2. Будет ли происходить падение гривны дальше?

В данных условиях наиболее логичным стало управление в стиле проектного менеджмента, который отличается от регулярного короткими сроками и конечным результатом каждого цикла. По словам Олега АФАНАСЬЕВА, генерального директора «Business Systems», такая технология помогает компании быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и «выживать» более эффективно. На самом деле это хорошая школа оптимизации ресурсов и повышения эффективности персонала.

Да, любой кризис несет неопределенность, но в тоже время он является катализатором, который побуждает компании пересмотреть свою работу. Кризис обостряет «узкие места» организации и позволяет увидеть, где и что требует изменений. У компаний появляются новые возможности за счет ухода из бизнеса слабейших конкурентов. Очень важным для начальства является также то, что во время кризиса снижается уровень возражения и сопротивления со стороны персонала (они согласны на изменения, так как сами напуганы ситуацией неопределенности).

Управленцы, разумеется, стараются учесть все возможные высоковероятные экономические и политические риски, заложить их в стратегию бизнеса на ближайший год, но существую не только эти проблемы.

Олег АФАНАСЬЕВ считает ахиллесовой пятой многих украинских компаний низкий уровень профессиональной подготовки руководителей бизнес-структур: «Большинство из них не владеет азами управленческого мастерства, не хочет работать с людьми, «выращивать» таланты и оптимизировать затраты компании, повышать результативность подразделений добровольно».

По мнению Андрея КРЮЧКОВА, лучшего системного консультанта по управлению изменениями, также главной проблемой являются люди. Сложно говорить о больших успехах, если в компании между руководителем и подчинёнными существует культура «насильственного управления» и «безответственного подчинения». «Те, кто перерос этот управленческий уровень и создал команду людей, которые хотят работать в компании под управлением своего руководства, - говорит Андрей, - способны с успехом не только преодолеть любой кризис, но и стать еще сильнее и успешнее».

В условиях резкого снижения спроса ценность представляет каждый клиент, сейчас особенно важно то, как ведутся дела с оставшимися клиентами, заинтересованы ли в этом сотрудники. Инновационность в решениях и поступках должна стать целью работы каждого, а не только отдельного творческого подразделения или топ-менеджмента. Неподготовленные кадры всегда создают проблемы, которые стоят очень дорого. Гай КАВАСАКИ как-то сказал: «Если вы считаете, что обучение стоит дорого, то посчитаете, сколько стоит невежество». Поэтому нужно повысить вовлеченность персонала в жизнь компании, инвестировать в Корпоративные Школы Менеджмента и создавать резерв руководящих кадров из лучших исполнителей.

Ожидание лучших времен – это не вариант выхода из ситуации. Необходима трансформация, чтоб не только «выжить» в условиях неопределённости, но и увеличить прибыль. Но что именно делать?

  • Олег АФАНАСЬЕВ, рекомендует сократить количество персонала и повысить эффективность работы оставшихся, увеличив их доход за счет уволенных. Разработать программу повышения эффективности компании через осознание «слабых сторон» и превращения их в «задачное поле» совершенствования организации бизнеса. Создать комитет контроллинга реализации программы и довести реорганизацию до конца. Этот позволит двигаться далее за счет методологии быстрого разрешения «проблемных полей» командой сотрудников во главе с руководителями-лидерами, владеющими технологиями модерации и «мозговых штурмов».
  • Еще одним из путей развития компании может стать новый, неожиданный маневр, который позволит резко нарастить объем продаж, укрепить рыночную позицию, захватить рыночную долю. Решение, в этом случае, должно иметь композиционный характер. Одновременно процессы изменений должны пройти в основных направлениях деятельности компании. Очень важным в это время является выход на такие категории потребителей, которые ранее не охватывались компанией, но находились «в поле зрения». Для реализации этого сценария также необходима сильная команда руководителей, взгляды которых на бизнес будут совпадать. Совсем не обязательно, чтоб эти люди давно знали друг друга, часто для эффективной реструктуризации нужны новые фигуры.
  • Также выходом может стать потеря компанией самостоятельной бизнес-позиции, когда она станет частью группы или холдинга, но не прекратит основную деятельность. В этом случае изменения происходят на самом верхнем уровне управления. Иногда для небольшого бизнеса, который не успел выйти на нужный уровень оборотов, этот путь является единственным выходом. Если команда верит в своего руководителя и идет за ним, то такой вариант позволяет не только выживать, но и развиваться. Ведь компания сохраняет бизнес, а преобразования, которые затрагивают финансирование, безопасность, юридическое и информационное сопровождение, проводят менеджеры предприятия-донора.

Конечно, в будущем большинство компаний покинут этот рынок, но «выжившие» станут очень конкурентоспособными и эффективными. Для этого необходимо увеличить бюджет на обучение персонала, что, безусловно, позволит расти компаниям на протяжении многих лет. Например, программы обучения транснациональных корпораций имеют системный характер, что позволяет охватывают все уровни управления компанией. Без обучения ни один бизнес не будет жизнеспособным.

Учитывая вышесказанное, можно с уверенность сказать, что меняться нужно, трансформация – это требование времени. Руководителям необходимо правильно управлять своим бизнесом и стать настоящими лидерами для своих сотрудников.

 Более детально о трансформации компаний и всех возможных инновациях у Вас будет возможность узнать на 5-й Всеукраинской практической бизнес-встрече для владельцев и руководителей В2В-компаний, которая состоится 3 июля. «В2В Master - 2015» - это ежегодный практикум динамичного успеха в бизнесе, на котором состоится битва лучших тренеров года в двух параллельных сессиях, одна с которых называется «Трансформация управления компанией в новых условиях».

 

ТЕКСТ: Татьяна Алексенко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*