03 марта 2017

Украинский экспорт развивается в аграрном смысле

Украинский экспорт развивается в аграрном смысле


Украинский экспорт продолжает падать. Причины понятны – почти полное закрытие российского направления экспорта, медленная переориентация на другие рынки сбыта и не оправдавшиеся ожидания от «открытия» рынков ЕС. Практически единственной сферой, где происходит постоянный рост, является экспорт агропродукции и продуктов питания. Минусом является то, что Украина экспортирует в основном сырье, а не продукты переработки, при которых добавленная стоимость оставалась бы в стране. В целом, компании без особой помощи государства пытаются своими силами найти рынки сбыта, но удается это пока не всем.

Украинский экспорт в текучих условиях является фактором стабилизации отечественной экономике. Прежде всего, речь идет о валютной выручке, которая в значительной мере является фактором относительной стабильности курса гривни.

Про цифры объемов украинского экспорта сейчас можно говорить только с прицелом на перспективу: этот показатель пока по разным причинам падает. По данным Госстата, экспорт украинских товаров в 2016 году составил $36,4 млрд., и по сравнению с 2015 годом этот показатель  сократился на 4,6% ($1,76 млрд.). Напомним, что в 2013 году показатель товарного экспорта составил  $63 млрд.,  а в докризисном 2008 году – более $67 млрд. Экспорт в прошлом году сократился уменьшения за счет металло-  ($1,1 млрд.) и химпродукции ($579 млн), машиностроения ( $429 млн) и  минеральных продуктов ( 371 млн).

Самыми быстрорастущими сегментами экспорта в 2016 году были сахар и кондитерские изделия (+73,6% на сумму $277 млн), овощи (+62,8%, $144 млн), овощи (+62,8%, $144 млн), жиры и масла животного или растительного происхождения (+21,9%, $3,5 млрд.) и продукция мукомольно-крупяной промышленности (+20,5%, $124 млн).

Динамика украинского экспорта разнонаправленная: огромное падение торговли с Россией, блокирование РФ экспорта  украинской продукции в Казахстан и Среднюю Азию (потери  более $400 млн) и сравнительно низкая отдача от улучшения торговых отношений с ЕС. Подписание договора об Ассоциации с ЕС не произвело зримого прорыва в части украинского экспорта товаров в Европу, и общее влияние было несущественным и коснулось только тех, кто сам настойчиво искал выходы на европейский рынок.

По данным Госстата, экспорт товаров в страны СНГ в 2016 году сократился на 22,8%, до $6 млрд., в т.ч. в Россию – на 25,6%, до $3,6 млрд.  При этом экспорт украинских товаров в страны ЕС в 2016 году вырос на 3,7%, до $13,5 млрд.

Эти тенденции отражаются и в удельном весе торговли.  В 2016 году  долю экспорта товаров в общем объеме экспорта в страны ЕС выросла с 29,5% до 37,1%, тогда удельный вес экспорта в Россию сократился с 11,9% до 9,9%. Несмотря на то, что экспорт в Россию за 2014-2016 гг  упал примерно в  4 раза, РФ до сих пор остается одним из основных потребителей отечественных товаров и услуг.  Кроме того, часть торговых потоков в РФ вероятно «пряталась» в статьях экспорта в Беларуси, из которой украинские товары поступали на российский рынок. Теперь такая практика будет затруднена.

Аграрный экспорт

Продукция АПК играет все большую роль во внешней торговле, т.к. динамика этого показателя позитивная. По данным Минагрополитики, экспорт продукции АПК в 2016 г. составил $15,2 млрд., что на 4,5% ($ 721 млн) больше, чем в 2015 г. Доля такой продукции в общем экспорте страны достигла 42% (38,2% в 2015-м).   Экспорт агропродукции распределился так: Азия - 45,9% ($7,1 млрд.), страны Европы - 27,5% ($4,2 млрд.), Африка - 15,7% ($2,4 млрд.), СНГ - 7,7% ($1,1 млрд.).

Украинский агроэкпорт в ЕС (российское направление в ближайшей перспективе не стоит рассматривать) активно регулируется с помощью квот. Украинские агропроизводители своими поставками достаточно быстро «вычерпывают» квоты, а Европа готова их увеличивать. Но вопрос увеличения квот лежит в плоскости  переговорных процессов и способности украинских властей защищать интересы собственных производителей. Кроме того, существуют возможности экспорта в ЕС вне квот – на условиях стандартных импортных тарифов ЕС.

Спрос на продукцию АПК и продукты питания в мире остается стабильно высоким, что при рекордных урожаях все последние годы Украине на руку.  Проблема в том, что наша страна  в значительной мере  продает сырье, а не продукты переработки. Кроме того,  не «радует» и внешняя конъюнктура – в 2016 году цены на агропродукцию  почти не изменились, а на фуражную и продовольственную пшеницу  и подсолнечное масло  (основные статьи экспорта)  – даже снизились.  В 2016 году экспорт  продукции растительного происхождения составил более чем $8 млрд., зерновых - $6 млрд., а готовых пищевых продуктов – всего  на $2,45 млрд.

Перспективным экспортным направлением являются поставки различных продуктов переработки – мясопродуктов, молочных изделий, соков, различных видов варенья и джемов, кондитерских изделий и т.д.    

Прогноз-2017

Можно прогнозировать, что тенденции 2017 года не будут существенно отличаться от предыдущего. Во-первых, на российском направлении никаких перспектив в обозримом будущем нет. Более того, даже варианты с ввозом в Беларусь с дальнейшей продажей в России из-за роста напряжения в экономических отношениях этих стран выглядят все более  призрачными – Россия намерена ужесточить контроль за ввозом товаров из стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан и др.).  

Судя по всему, доля РФ будет снижаться и дальше. Россия давно вела спланированную политику по замещению украинского импорта, и торговая война 2014-2016 гг «вынуждено» способствовала тому, что украинский бизнес стал искать новые рынки сбыта. Быстро перестроиться не удалось, чему также «способствовали» внутренние проблемы в Украине – нехватка оборотных средств, недоступность банковского кредитования, специфика бизнес-менталитета, непонимание  особенностей западных бизнес-процессов и т.д.

Европейское направление экспорта в ближайшей перспективе не даст неожиданных и крупных позитивов. ЕС постепенно увеличивает квоты на поставки украинской продукции, но это не те темпы, на какие рассчитывают украинские экспортеры.

Следует отметить, что благодаря соответствию жестких стандартам качества в ЕС, украинская продукция без дополнительной сертификации может поступать на рынки других стран, чьи стандарты мягче европейских. 

Среди потенциально интересных рынков для украинских товаров – ЕС и страны,  которые уже «поглощают» значительные объемы украинского экспорта – Египет (6,2% от общего объема экспорта товаров - $2,3 млрд.), Польша (6,1% - $2,2 млрд.) Турция (5,6% - $2 млрд.), а также Италия (5,3%), Индия (5,2%) и Китай (5%). Большие перспективы представляет собой торговля и экспорт в страны Северной Африки, Ближнего Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран и др.) и ряда стран Азии.

Перспективным для экспорта в ЕС является одежда и обувь. Многие соответствующие украинские производства производят брендовую продукцию для европейского рынка по давальческим схемам (толлинг) - когда все материалы и фурнитура импортные. Украинские компании имеют уже достаточную экспертизу и возможности, чтобы экспортировать одежду и обувь под собственными торговыми марками, хорошего качества и по дешевой цене. Положительный пример можно также увидеть во взлете за последнее время многих украинских дизайнеров, чья продукция пользуется спросом на внутреннем рынке, и с таким же успехом может найти своего покупателя и зарубежом.

Следует отметить, что хотя темпы роста мировой экономики нельзя назвать высокими(в 2016 г мировая торговля товарами увеличилась немногим более чем 1%, тогда как в 2014-2015 гг она была на уровне 2,7% и 2% соответственно),  можно ожидать, что внешняя конъюнктура должна быть положительной  для украинского АПК и металлургии.  

Украинским компаниям нужно искать свою  уникальность, свои конкурентные преимущества. Пока речь идет о том, что главное преимущество – цена (по причине низкой стоимости труда), но это не тот критерий, который абсолютно всегда первичен при завоевании новых рынков сбыта.

Многие украинские компании не привыкли вести бизнес по международным правилам. «Наших» негативно отличает необязательность в выполнении обязательств (несоблюдение сроков поставок, несоблюдение качественных характеристик продукции и т.д.). Кроме того, отличается и горизонт планирования – украинские компании зачастую мыслят сугубо краткосрочными перспективами и их интересует приемлемый результат «сегодня» в ущерб «завтра». При этом на западных рынках бизнес работает на долгосрочную перспективу.

Украиским компаниям, которые хотят диверсифицировать географию своих поставок, нужно начать с анализа рынка страны – объемов потребления и импорта, а также изучения условий бизнеса, вкусов и потребностей потенциальных покупателей и возможностей конкурентов. На основе изучения рынков различных отдельных и/или группы стран, можно определиться с  географической структурой потенциального экспорта.

Понимая потребности новых рынков сбыта, можно идти дальше – оценить свою продукцию на соответствие  стандартам и требованиям сертификации. В целом, сертификация небыстрый и достаточно затратный процесс. Но если найти свою нишу, то  инвестиции в качество окупятся сторицей. Впрочем, нужно готовиться к серьезным расходам, которые понадобятся на исследование рынков, адаптацию продукта, приведение его к требуемым стандартам и сертификацию, рекламно-маркетинговые мероприятия  и т.д.

В целом, поиск рынков сбыта остается на «совести» самих производителей, и государство за исключением агросферы никак не способствует расширению экспортных поставок с Украины. Возможно, роль техническая государства вырастет после начала полноценной работы ПАО «Экспортно-кредитное агентство», которое  предназначено для стимулирования экспорта путем страхования и перестрахования, предоставления гарантий по договорам, а также реализации программы частичной компенсации процентной ставки по экспортным кредитам. Пока сложно сказать, насколько эффективным будет работа этой организации, но направление движения на поддержку отечественного экспорта нельзя не поддерживать.

ТЕКСТ: Юрий ГРИГОРЕНКО

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги