13 ноября 2020

Как правильно выбрать освещение для Food Retail? Последние тенденции в освещении продуктов питания

Как правильно выбрать освещение для Food Retail?  Последние тенденции в освещении продуктов питания

754

Свет – это один из главных рычагов влияния на покупателя. Слишком темно – клиент и половины товаров не заметит, а слишком яркий свет быстро вызывает дискомфорт. При этом мало только настроить необходимую яркость или высокий контраст в разных зонах зала. Освещение – это целое искусство, чем привлекательнее выглядит товар на полках, тем больше желание его приобрести. Это правило работает для магазинов с любой направленностью. Как правильно подобрать освещение для Food ритейлов и выгодно подчеркнуть преимущества товара, рассказал Дмитрий Ваньков – менеджер проектов компании AVA TECH, которая реализовала более 750 проектов разного масштаба в Украине и Европе.

С чего стоит начать при создании освещения в ритейле?

– Во-первых, необходимо создать такой дизайн освещения, который не противоречит концепции магазина и создает для посетителей чувства комфорта и уюта. Здесь важна температура освещения, которая подходит концепту, уровень освещенности, при котором посетитель без труда ориентируется в зонах магазина, уровень яркости источников света, не превышающий UGR <19. Во-вторых, акцентировать внимание на презентации товара. Правильно подобранный свет повышает уровень цветопередачи и насыщенность цветов.

Покупатель совершает в большей степени покупки через эмоции, поэтому современному ритейлеру важно уметь влиять на эмоции покупателя. Так как человек получает 69–90% информации через зрительный канал восприятия, то умение преподнести товар в выгодном свете прямым образом будет влиять на уровень продаж. С помощью света мы подчеркиваем преимущества товара,  воздействуем на покупателей, вызываем у них положительные эмоции и увеличиваем продолжительность пребывания в торговом зале.

Какова специфика освещения продуктовых магазинов в зависимости от их размера?

При выборе освещения важным критерием есть не только размер торгового помещения, но и его планировка. На сегодня сложилась следующая модель выбора освещения в зависимости от формата магазина:

  1. Гипермаркет – это магистральные светильники с акцентным освещением температурой света 840, плюс акцентные светильники со специальным спектром во Fresh зонах, иногда в отделах косметики и алкоголя. Как пример, в Украине "Мега Маркет", "Метро Кеш энд Кери", а в Германии "Kaufland". У магазина дискаунтера такая же модель, просто меньше светильников.
  2. Некоторые супермаркеты и магазины у дома чаще применяют акцентное освещение плюс декоративные светильники. Премиальный сегмент в Украине презентуют "Lе Silpo", "Good Wine", в Германии "EDEKA". Торговые залы этих магазинов освещены акцентными светильниками на шинопроводе с различными углами и спецспектром, что создает общее освещение и акценты на товаре.

 

У каждой торговой сети сформирована своя концепция магазина – оформление, расстановка оборудования, дизайн и освещение. Хотя многим магазинам приходится приспосабливаться к готовым помещениям, так как недостаточно места для постройки новых магазинов в заселенных местах. В "Aldi SÜD" для освещения торговых залов применяется магистральные светильники, плюс на магистрали смонтированы акцентные светильники. А вот у сети "Lidl" не так все строго, сохранились магазины в старых зданиях в центре городов, где в освещении применяются  магистральные, акцентные и заливающие светильники на шинопроводе (пример такого заливающего светильника от AVA TECH – PLANO).

Если говорить об особенностях планировки, например, помещение вытянуто вглубь, то яркость освещения должна тоже нарастать вглубь помещения, так как человек всегда подсознательно тянется к свету и такая хитрость будет стимулировать посетителя пройти ваш магазин до конца. Мы постоянно ищем новые решения, следим за последними тенденциями на рынке, предлагаем нашим клиентам самые современные и эффективные решения.

Какие группы товаров нуждаются в индивидуальном освещении, чтобы подчеркнуть их достоинства?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу объяснить природу света и восприятия глазом цветов. Предметы отражают и поглощают падающие на них лучи. К примеру, красные розы поглощают все электромагнитные лучи, кроме красных. Волны именно этой длины отражаются, поэтому мы видим красный цвет. Белый свет образуется после смешения отдельных семи основных простых цветов. Если предмет имеет белый цвет, это означает, что все семь цветов были отражены. Черные предметы поглощают все волны из видимого диапазона. При высокой интенсивности света освещаемый объект не поглощает весь световой поток, отражает не поглощенное излучение и создает блик. Какой вывод мы можем сделать:

- «света бывает много»: пересвечений товар теряет не только фактуру, но и цветопередачу, теряя при этом все цвета и бликует белым. Например, пересвеченое зеленое яблоко будет вам казаться белым;

- товар в упаковке, например, мясо в упаковке не имеет смысла освещать источником света с выраженным красным спектром, так как в большей степени отражает свет не мясо, а упаковка.

Исходя из этого, имеет смысл разделить товары на те, что рекомендуется освещать индивидуальным освещением (товары в упаковке), и те, что стоит осветить «специальным» светом – Fresh зона.

В освещении зоны хлебобулочных изделий важно дать посетителю возможность визуально ощутить вкус свежеиспеченного хлеба. Наш опыт показывает, что наиболее подходящей является температура 2700–3000К и неконцентрированный свет с высокой цветопередачей от CRI 90, который равномерно распределяется по продукту. В редких случаях, когда хлеб продают без упаковки, имеет смысл использовать серию Bakery со специальным спектром и температурой около 2400К.

Холодный белый свет в рыбном отделе подсознательно доносит покупателю информацию о свежести продукта. Мы предлагаем использовать холодный белый свет 4000–6500К в зависимости от вида рыбы и цвета ее мяса.

В мясном отделе важно не переусердствовать со смещенным в сторону красного спектра освещением, иначе получим ощущение нестерильного помещения и потерю естественного вида продукта. Красное должно оставаться красным, а прожилки и прослойки – белыми, что позволит передать структуру мяса. В своей практике мы используем специальные светодиодные модули, которые раскрывают цветопередачу красных оттенков, подчеркивают свежесть мясной продукции, цветовая температура 2200–4000К, что также зависит от вида мяса.

Зона овощей и фруктов чаще всего находится в начале пути покупателя, так как сочные и природные цвета фруктов и овощей создают ассоциации свежести и натуральности всех продуктов в магазине, именно поэтому нельзя упускать возможность донести эту мысль покупателю. Мы зачастую используем теплый белый свет с высокой степенью цветопередачи, чтоб раскрывать природную глубину цвета. Цветовая температура 2700–3000К, рассеянный свет и освещение 800–1200 Люкс (на 30–50% выше чем средняя освещенность по магазину).

Один из последних трендов, которые используют европейские Ритейлеры, – это подсвечивание продукта с фронтальной и тыльной стороны (backlight), что позволяет привлечь больше внимания к товару и увеличить его продажи.

Расскажите о примере из вашей практики о важности специального освещения.

– Мы уже 7 лет работаем с Food Retail. Сейчас разрабатываем концепцию освещения для одной крупной польской продуктовой сети. Заказчик обратился к нам с проблемой низких продаж мясной продукции. Мы понимаем, что при продаже свежих продуктов одна из важнейших задач – повысить продажи продуктов с коротким Shelf Life, так как на ярко освещенной витрине свежие продукты портятся быстрее, чем на складе. Они уже использовали освещение с ярко выраженным красным спектром. Казалось бы, все компании поставляющие освещение для ритейла предлагают освещение со специальным светом для мяса, которое должно увеличивать продажи, но увы. Многие не берут во внимание тот факт, что мясо может быть фасованным или развесным, разные виды мяса могут иметь разный цвет, один продукт может комбинировать в себе несколько цветов и т.д. Руководитель отдела премиальных мясных продуктов, не смог не согласиться с тем, что очень важно правильно передать структуру мраморного мяса, так как это является его отличительной чертой. Опираясь на исследования нашего европейского партнера, мы смогли предложить нашему клиенту то освещение, которое удовлетворило его потребности, увеличило уровень продаж мясной продукции и уменьшило списания.

Дмитрий, вы упомянули о вашем сотрудничестве с европейской компанией, вы работаете и на экспорт?

– Совершенно верно, компания AVА TECH имеет несколько офисов в Европе, и благодаря этому у нас есть возможность тесно работать над некоторыми проектами совместно с нашими зарубежными партнерами, перенимать их многолетний опыт и получать их экспертизы. В 2019 году совместно с компанией Ansorg (Германия) мы реализовали несколько совместных проектов по поставке и монтажу освещения в магазинах "EDEKA" и "Lidl". Для нас возможность работать с компаниями мирового уровня – это большая честь, учитывая столь короткое время существования нашей компании.

Расскажите, чем отличаются проекты в Европе и Украине. Что схожего в освещении Food Retail?

– Принципы освещения могут быть одинаковыми: общее и акцентное освещение, специальное освещение и так далее, этой информацией уже никого не удивишь. Но в Европе большее внимание уделяют комфортному свету, который не ослепляет покупателя и равномерно освещается товар. Стоит отметить, что в Украине многие пренебрегают таким показателем, как UGR (Unified Glare Rating) (уровень ослепленности). Также стоит отметить, что в Европе уровень освещенности в магазине ниже, чем у нас. Вместо распространенных в Украине 800–1000 люкс на товаре, в Европе – 500–700 люкс. Например, не многие знают, что в Европе для освещения картофеля используют специальный свет. В Украине этому никто не уделял должного внимания. Картофель освещается теплым светом и широким рефлектором, который создает равномерное освещение. Освещение для картофеля менее интенсивное и не такое контрастное, как для других овощей. Это создает оптимальную презентацию продукта и улучшает сроки хранения. Ведь картофель чувствителен к свету и слишком интенсивный свет способствует его прорастанию.

В наших магазинах в последнее время появляются новые зоны и товарные группы, так как каждый магазин борется за удовлетворение потребности покупателя и за улучшение качества обслуживания. Зона премиального алкоголя, сыра, место приготовления выпечки, кассы самообслуживания – эти зоны также имеют свои особенности освещения.

Расскажите об ошибках, которые чаще всего допускают при обустройстве Food магазинов.

– Главная ошибка – это неправильно выбранный подрядчик. Важно выбрать подрядчика, который производит качественный продукт и обеспечивает качественную консультацию на всех этапах работы, а также ответственно относиться к своим гарантийным обязательствам и предоставляет высокий уровень постгарантийного сервиса.

Если у вас есть вопросы или вам необходимо качественное освещение вашего торгового зала, обращайтесь по тел.:  +38 (044) 351 19 99, +38 (067) 732 79 71.

Email: info@ava-tech.com.ua

Сайт компании: https://ava-tech.com.ua

 

Читайте также: Рост в пандемию. Инструкция для запуска интернет-магазина

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги