Самые эффективные инструменты руководителя логистики для повышения уровня исполнения внешнеторговых контрактов
Вопросы купли и продажи практически всегда подразумевают потенциальные риски. Во избежание этих рисков, общество сформировало систему страхования, которая стала гарантом «прозрачности» любых сделок. Но с динамикой времени и развитием транспортировочных альтернатив, возникли новые риски, во избежание которых нужно быть более чем просто сведущим в вопросах страхования. О том, как знать все и чуть-чуть больше о страховании рассказал Андрей ГОЛУБЧИК, руководитель транспортной и внешнеторговой практики юридической фирмы Marsh&Wilts.
Импорт товаров на условиях CIP и CIF Inkoterms.
Представим идеальную страховую ситуацию: отношения между продавцом и покупателем хорошие при страховом покрытии 110% от инвойсной стоимости. Больше – невозможно в теории. Действительно ли описанная ситуация идеальна?
110% - это величина финансового покрытия, если страховой случай наступает. Но можно ли наверняка быть уверенным, что этот самый критический случай наступит?
Многие бизнесмены, которые функционируют на территории СНГ, используют устаревший страховой инструментарий СССР, а именно: отсутствие конкретизации условий страхования, при использовании популярных терминов CIF и CIP.
Зачем быть сведущим в страховых нюансах?
Если мы сразу же не объявляем набор покрываемых рисков, то продавец должен застраховать минимальный набор рисков: крушение, взрыв, пожар на судне, общая авария. Но статистика гласит о том, что подобные происшествия крайне редки. Чаще всего возникают лишь механические повреждения товаров. Только лишь в случае, если товар повредился из-за вышеуказанных бедствий, страховка покрывается. По сути, грузы остаются не застрахованными.
Исполнимы ли условия поставки CIF?
Условия этой поставки исполнимы, не только по морю, но и по реке, если по ней открыта навигация. Термин CIF не есть исключительно морским. Это водный термин, который подразумевает открытую транспортировку по внутренним водам. Транспортировка невозможна лишь при условиях, когда реку покрывает лед, что делает ее непроходимой.
Cогласно с редакцией 2010 года, Incoterms перестал быть международным. Incoterms можно использовать и во внутренней торговле.
Условия поставки FOB при массовых насыпных грузах.
Часто при погрузке массового насыпного материала образуются холмообразные насыпи, которые требуют штифку (укладку, разравнивание) груза в трюме. Возникает вопрос: кто ответственен и кто оплачивает штифку? Продавец оплатив только погрузку, может заявить, что он полностью исполнил свои обязанности. Штифка – это другая работа, о которой Incoterms ничего не говорит. В подобном случае нужно заранее хорошо продумывать любые последствия своих действий, узнать обычаи порта, обговорить обязанности с продавцом, выяснить входит ли штифка в базовую стоимость погрузки.
Инспекция судна на пригодность к погрузке.
Представим ситуацию, что в трюм судна была произведена погрузка соевых бобов, после того как в этом же трюме перевозился цемент. Трюм не был очищен. После погрузки и транспортировки бобов в неочищенном трюме, половина груза стала непригодна. Произошел судебный процесс, в результате которого, продавец выиграл, так как был не обязан производить инспекцию судна.
Исходя из вышеизложенных курьезных ситуаций, которые могут возникнуть при акте купли и продажи, НЕ СТОИТ:
- Давать поручения продавцу застраховать товар в вашу пользу при поставочных условиях FCA, FAS, FOB, CFR, CPT;
- Передавать права собственности без получения оплаты или нейтральных гарантий оплаты (инкассо);
- Принимать права собственности на товар при поставке на условиях группы D, до прибытия в точку назначения (для покупателя).
Несколько практических рекомендаций, которые стоит соблюдать:
- Момент перехода ответственности с продавца на покупателя должен совпадать с моментом перехода прав собственности;
- Оплата за товар должна происходить максимально близко к точке перехода ответственности, но только после получения подтверждения об отгрузке товара (надлежащий транспортный документ оформленный на имя покупателя);
- Страхуйте товар с момента перехода всех рисков на Вашу сторону.
ТЕКСТ: Алёна Лукьянченко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Директору з логістики >
Теги: Логистика, снижение затрат, векторы совершенствования цепочки поставок, международные перевозки, снижение рисков при поставках, методы оптимизации рисков, минимизация рисков, цепь поставок
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар