26 августа 2017

Евроинтеграция и таможенные операции. К чему готовиться импортерам и экспортерам?

Евроинтеграция и таможенные операции. К чему готовиться импортерам и экспортерам?

1234

На 17-й Всеукраинской практической Master-встрече ТОП-менеджеров логистики «Прорыв в логистике: достижение максимальной гибкости, скорости, надежности в цепочке поставок и сокращение издержек» Ирина САРГСЯН представила доклад «Евроинтеграция и таможенные операции. К чему готовиться импортерам и экспортерам?»

Предлагаем несколько фрагментов из ее выступления, которое было больше похоже на беседу с аудиторией о ситуации в экспортно-импортной логистике, о проблемных вопросах, на которые вынуждены искать ответы участники рынка.


Справка

Ирина САРГСЯН - менеджер логистики и ВЭД Орифлэйм Украина. Член таможенного Комитета Общественного Совета при Фискальной Службе Украины. Глава Комиссии по вопросам таможенного дела Общественного Совета при ГУ ГФСУ по г. Киеву.


Источник проблем в отрасли

Основная проблема, с которой я сталкиваюсь во время посещения различных конференций, заседаний или встреч, и общения на них с коллегами – в том, что  большинство из нас (говоря сейчас как менеджер по логистике, а не представитель Общественного совета при ГУ ГФСУ) – не очень четко представляют, как происходят все процессы на таможне. В наши дни все более популярным становится передача таможенного оформления внешним  сервисам, благодаря чему компании избавляются от таможенных отделов и работают через брокерские компании.  Но это приводит к тому, что все наши знания о таможне закачиваются тем, что говорит брокер. Следовательно, прямые контакты с таможней отсутствуют. Но только при взаимодействии с таможней можно быть уверенным в том, что даже при самых плохих раскладах, в самые худшие времена ваши грузы будут проходить таможню в течение суток-максимум двух (конечно, если все документы доставлены вовремя и правильно оформлены). 

Еще одна проблема – отсутствие тесного контакта и коммуникаций между нами, сотрудниками одной и той же компании. Результатом этого становится то, что в благоприятной ситуации, когда все грузы вовремя заказаны, доставлены и проходят таможенное оформление, все в компании считают себя молодцами. Но если случается какой-то сбой, то сразу же раздаются восклицания о том, что, дескать, виновата во всем логистика. В итоге получается ситуация, как в известном черном анекдоте про логистов. Смысл его в том, что в последний день своей жизни директор предприятия, маркетолог и логист получили от представителей ада право на последний (но платный) звонок. Директор был немногословен: спросил, зашли ли деньги, рассчитались ли партнеры, и ему предъявили счет на 100 тысяч грн. Он сначала изумился, но деньги заплатил. Менеджер по маркетингу позвонил домой, спросил как дети, как семья, сделал звонок в компанию, которая должна была поставить рекламный щит, узнал, выполнили ли они задание. Этот разговор обошелся ему в 60 тысяч грн, но деваться было некуда – все-таки последний день в жизни. Когда трубку взял менеджер по логистике, то начал долгие выяснения, пришел ли груз в порт, подали ли вовремя транспорт, доставлен ли контейнер из Китая, - и так в течение трех часов. За это ему выставили счет: 10 грн 50 коп.  Его товарищи по несчастью возмутились: почему такая несправедливость? А им ответили: «Вы звонили из ада на работу или домой, а он звонил из ада в ад, поэтому ему посчитали по внутреннему тарифу». Конечно, жестокая шутка, но нужно стараться, что наша работа была по возможности не похоже на нее – для этого и нужны тесные контакты с таможней и другими отделами своей компании.

Собственный таможенный отдел и внешние сервисы

Я разделяю мнение о том, что для компании выгоден внешний сервис. Но никто не будет так отстаивать ее интересы, как человек, который живет в компании, болеет ее интересами, и смотрим на ситуацию «изнутри». Ни один брокер не будет так бороться за ваши грузы, как это сделает человек, который находится в штате компании. Это мое субъективное мнение, и я его уже много лет разделяю и отстаиваю. Почему у меня такая точка зрения?

Потому что были разные по сложности времена. В 2012 – 2014 гг. таможни практически стояли, и мы с понятием «таможенная стоимость» засыпали и просыпались, не понимая, как живем, что еще можно предпринять, как долго придется судиться с государством, отстаивая свои деньги. Шлейф дел с тех времен тянется до сегодняшнего дня.

Тем не менее, даже в то страшное время моей компании никогда не подняли стоимость – ни единого раза. Только по той причине, что я представляла компанию. Я знала товар, могла объяснить каждую позицию, могла рассказать, как формируется цена, почему она именно такая, и ПОЧЕМУ я НЕ ПОЗВОЛЮ таможне поднять стоимость для моей компании. И так отставить позицию компании могут только сами ее представители. Поэтому в любой сфере деятельности, и в таможне в том числе, если у вас возникает какой-то вопрос, - я за то, чтобы «день постоять», обойти всех, кого нужно, доказать то, что я знаю, подготовить нужный пакет документов, а потом длительное время не иметь претензий со стороны таможни.

Я за то, чтобы каждый из нас отстаивал свою позицию. У таможни своя задача, у нас с вами своя. И еще хочу посоветовать: если брокер говорит, что нельзя отстоять товар в таможне, и нужно поднимать его стоимость, не поддавайтесь на такие его уговоры. Если вы занимаетесь экспортом-импортом, то ваша задача отстоять указанную стоимость, отстоять свои расходы, таможенные платежи и т.д. 

Настоящее и будущее таможенной логистики

Сейчас в государстве развернута огромная дискуссия о том, какой быть таможне. В пример часто ставят Грузию – если идти по такому пути, то, возможно, реально быстро получить результаты. У них дали большие зарплаты инспекторам – считая, что когда человек заинтересован в том, чтобы получать какую-то сумму, а не искать, где ее «дозаработать», то он будет держаться за свое место.

У нас такое пока что вряд ли возможно. Но уже есть и положительные моменты. К примеру, убрали из таможенного оформления, из таможенных платежей НДС. Те из нас с вами, кто работает не первый день с таможней, кто не первый день в бизнесе, тот помнит, что до того времени, пока НДС не стал проблемой таможни, таких вещей со стоимостями не существовало. Посмотрите, сейчас большинство продукции из Европы идет по нулевой пошлине. То есть, пошлина не является особой нагрузкой на товар. А вот от стоимости НДС – это уже цифры. Поэтому убрать НДС – и уже было бы проще. 

К чему в ближайшее время приведет реформа, пока сложно сказать. Если у вас есть предложения, предлагайте их Общественному совету, они будут рассмотрены.

Мы на прошлой конференции говорили с вами о том, что подготовлен прекрасный документ об Уполномоченном экономическом операторе. Такая опция существует везде в Европе, по миру, и мы уже год ждем, пока Верховная Рада возьмет его на рассмотрение. Но они все тянут, - и это при том, что наша страна уже по всем параметрам отстает от тех графиков, согласно которым мы должны были имплементировать наше законодательство под законодательство ЕС! 


Справка

Уполномоченный экономический оператор (УЭО) — это любое юридическое лицо, вовлеченное в международное движение товаров и признанное национальным таможенным органом или от его имени как соответствующее стандартам безопасности ВТамО или аналогичной системы поставок. Под категорию УЭО в частности подпадают производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, торговые посредники, операторы портов, аэропортов и терминалов, интегрированные операторы, склады и дистрибьюторы. 


Конечно, нам еще нужно многого дождаться. Но если вы услышите, что Рада начнет переходить к вопросу об Уполномоченных экономическихй операторах, то я бы рекомендовала вам обратить внимание на этот документ, перечитать его, посмотреть, как бы вы могли применить его для себя. Для перевозчиков есть один вид сертификата, который было бы желательно получить, для экспортеров-импортеров – другой. Для тех, кто предоставляет комплексные услуги по перевозкам, по складам, по таможенному оформлению – это может быть два вида сертификата. Владея ими, вы сможете получать определенные льготы, которые нам с вами будут интересны и выгодны. И тогда грузы начнут проходить более свободно и быстро.

То же и с «Единым окном» – надеюсь, мы «пробьем» его, и вы вообще забудете, что таможня существует.

Кстати, на днях я говорила с представителями бизнеса, и один собеседник сказал: «Стыдно признаться, но я начал забывать, что где-то есть таможня» (конечно, речь идет о таможне в Киеве). Точно такого же отношения к таможне я хочу пожелать представителям всех регионов страны, всем, кто занимается логистическими и таможенными операциями. Верю, что наступит день, когда вы забудете, что таможня существует. А ее работа будет настолько идеальной, что каждый из вас начнет задумываться: «А существует ли таможня на самом деле, не выдумка ли это? Ведь она никоим образом не препятствует моей работе, а, наоборот, только помогает развивать бизнес!»

Уверена, что такие времена наступят, и дождвться их – это мое самое большое вам всем пожелание.

Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Пишите нам!

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги