31 марта 2017

Оборудование, реклама, сбыт: каким станет наш ритейл?

Оборудование, реклама, сбыт: каким станет наш ритейл?


Вопреки экономическим проблемам и политическим трудностям, украинский ритейл-бизнес развивается и достигает своих успехов. Это подмечает не только статистика, но также заграничные коллеги. Особенно четко это подчеркнула недавняя выставка в Дюссельдорфе Euro Shop – 2017.  Кем же мы являемся и чем можем похвастать?

Euro Shop – 2017: новинки Старого Света

Крупнейшая выставка европейских ритейлеров прошла в этом году с 5-го по 9-ое марта.  Событие проходило в помпезном торгово-выставочном центре Messegelände.

Стоит отметить, что в этом году Euro Shop прошел уже в 50-ый. Первая состоялась еще в далеком 1966-ом году.  По словам организаторов, самая масштабная экспозиция прошла именно на этот раз, что подтверждают цифры. 113 тыс. посетителей и 2368 участников, море вспышек фотокамер и настоящая навала прессы сделали мероприятие этого города.  Организаторы констатируют повышение спроса на их событие, ведь число посетителей выросло на 4% по сравнению с прошлым разом. Участниками   Euro Shop – 2017 стали ритейлеры из 138-ми   стран. Их экспонаты заполнили 18 выставочных павильонов, размещённых на 127 тыс. м 2 . Так, выставка этого года стала крупнейшей из всех мероприятий Euro Shop – 2017, прошедших за пол века.

«Ритейлеры стремятся инвестировать» - именно так звучало основное сообщение и тема выставки. Речь шла об инновациях    и новых трендах ритейла.  По мнению организаторов, сегодняшняя клиентура требует принципиально другого подхода, под который необходимо ловко подстраиваться. Чтобы соответствовать клиентским пожеланиям, нужно внедрять в свои стратегии больше цифровых технологий, быть многофункциональным и обеспечивать своим покупателям сильные эмоциональные впечатления. Кто и как с этим справляется, можно было увидеть на этой выставке.

На этот раз организаторы затронули 7 наиболее актуальных сегментов ритейла: поп-маркетинг, маркетинг в контексте   выставок и других промо-мероприятий, технологии ритейла, концепции светового дизайна, визуальный мерчендайзинг, торговое оборудование и дизайн магазина, пищевые технологии и энергетический менеджмент. Но доминирующими темами стали внедренение цифровых технологий и обеспечение эмоционального влияния. Одной из задач Euro Shop – 2017 стало объединение двух миров: онлайн- и офлайн-торговли. По мнению экспертов, сегодня две эти плоскости не могут существовать отдельно. Поэтому, эффективность онлайн-магазинов будет низкой без салонов, или шоу-румов, где клиент может пощупать товар.  В то же время, спрос в офлайн-магазинах не останется высоким, если он не обзаведется собственным виртуальным торговым пространством. Современный клиент хочет получить товар с доставкой на дом, но точно также желает познакомиться с ним в реальном магазине. Кроме того, по мнению экспертов выставки, онлайн- и офлайн-присутствие магазина может и должно отражаться в дизайне его интерьера. Время требует применения высоких технологий во всех сферах.

Майкл Герлиннг, топ-менеджер Института ритейла «EHI» считает:

«Клиенты ожидают и того и другого: с одной стороны – ощущения от шопинга в реальном магазине и с другой стороны -  доставку к их собственным дверям. Сейчас традиционные физические ритейлеры стремительно развивают свои интернет-магазины, а крупные онлайн-ритейлеры все чаще и чаще открывают свои офлайн-магазины. Euro Shop – 2017 объединяет оба этих мира. В конце концов, физические и онлайн-магазины все плотнее срастаются друг с другом».

Организаторы и участники выставки также отметили важность эмоционального воздействия на покупателей. Оно должно исходить не только от рекламных сообщений, но также от оформления торговых площадей, ведь как известно, самая эффективная реклама – та, которая проходит непосредственно на месте продаж. Чтобы оказать нужное воздействие, нужно обратиться к некоторым театральным приемам, использовав   концепции декорации и световые эффекты.

Конечно, в свете мировых проблем, невозможно оставить без внимания энергетический менеджмент. Говоря о нем, участники события также затронули тему экологического менеджмента, который быстро приобретает актуальность и острую необходимость.

Выставки, богатые экспонатами и впечатлениями, дополнились форумами. Выступления участников события принесли не только много новой информации, но также положили начало многим новым проектам. Как сообщают организаторы, в ходе мероприятия завязалось много полезных контактов. Их исходом стало более 60-ти договоров между отдельными участниками мероприятия.

Среди множества ярких изобретений индустрии нашлось место украинским экспонатам. Украину представляли такие компании, как: «Vik hitline llc.», «Alyur plus llc.» и «Aisberg Ltd».

Следующая выставка Euro Shop   пройдет с 16-го по 20-ое февраля 2020-го года. Местом встречи традиционно станет Дюссельдорф.

Но, засматриваясь на заграничные изобретения, не стоит забывать об особенностях и среде внутринационального рынка.

Чем стал украинский ритейл к 2017-му году?

Чтобы составить полезные прогнозы, стоит прояснить, на какой почве стоит сегодняшний ритейл. Как показывают прошлогодние данные, проблемы стали решаться, а прибыль расти.

Госслужба статистики сообщает, что за первое полугодие 2016-го года товарооборот розничной торговли (в сопоставленных ценах) увеличился на 2,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2015-го года.  Его общая сумма составила 628,9 млрд грн. Спрос на оптовые покупки вырос немного выше. В первом полугодии прошлого года его прирост составил 3,9%. Это составило 750,21 млрд грн. Наиболее успешной остается продовольственный ритейл.  На протяжении 9-ти месяцев прошлого года открылось 324 продовольственных магазина, 245 из них – абсолютно новые объекты. Остальные 79 изменили вывеску в последствии ребрендинга, или поглощения. Напомним, что сейчас в Украине действуют более 120-ти ритейлеров пищевой отрасли. Только 43 компании не смогли расширить свои сети в прошлом году. Это число увеличилось на 7 компаний, в сравнении с 2015-ым годом. 18-ти операторам пришлось сократить количество своих магазинов. Эксперты GT Partners Ukraine отметили, что вопреки экономическому кризису, уровень роста торговых точек в 2016-ом году стал самым высоким за последние 6 лет. Чего же следует ожидать в ближайшем будущем?

Как изменится ритейл в 2017-ом году?

Несмотря на экономические, политические и социальные проблемы, украинский ритейл продолжает двигаться в одном течении с западными коллегами. Причиной стала не только продвинутость, но также высокий уровень присутствия зарубежных операторов на отечественном рынке. Процесс интеграции в ЕС уже сейчас заставляет действовать по другим стандартам и правилам.

Стоит ожидать, что в ближайшие 5 лет здешний ритейл потерпит заметные изменения. Перемен будет множество, как мелких, так и глобальных. Их дыхание мы чувствуем уже сейчас.

Как показывают финансовые отчеты, большинству ритейлеров стало особенно тяжело обслуживать свои долги. Это вскоре приведет к их уходу из игры. Многие из сетевых торговцев   потенциально могут продать свои магазины в местах с самым низким спросом.  Эксперты считают, что большим потенциалом для такой сделки обладает BILLA. Наиболее привлекательными объектами для поглощения в сегменте ритейла служат продовольственные магазины. Поэтому, предприниматели этой отрасли имеют хорошие шансы таким образом покончить с долгами.

Ожидается, что что крупнейшими собирателями активов останутся «АТБ», «Сільпо» и «Ашан».  Как на западе, так и в Украине самой большой популярностью будут пользоваться мини-маркеты.  Стоит отметить, что в 2016-ом году 60% открытий новых магазинов пришлось на мини-маркеты и магазины возле дома. Ярким примером служит магазинчик с броским названием «Thrash», открытый Fozzy Group. Остается надеяться, что качество и свежесть товаров не совладают с названием этой торговой точки.

По мнению аналитиков, в 2017-ом году не стоит ожидать открытия новых магазинов в Киеве. Теперь такое действие может стать неоправданным. Экономический упадок повысил уровень рисков для бизнеса. Поэтому, целесообразно обходить стороной места с повышенной конкуренцией.  Киев является именно таким. Вместе с тем, густота столичного населения нуждается  в открытии новых торговых точек. Привлекательным фактором для ритейлеров служит уровень доходов киевлян. Правда, стоимость запуска нового магазина в Киеве обойдется в круглую сумму. Аналитики считают, что свое внимание нужно перевести на Запад Украины. Там существуют регионы, в которых вовсе нет качественного ритейла. Отличный пример - Мукачево. Вместе с тем, жители Западной Украины   имеют хорошие доходы. Это связано с тем, что большинство из них трудоустроены за границей. Особого внимания достойны приграничные регионы. Поток гостей и выезжающих со страны обеспечит дополнительный и весьма густой спрос.

Самыми раскупаемыми останутся товары собственных торговых марок ритейлеров. Причина в дешевизне и качестве продукта. Правда, клиенту недостаточно хлеба, ведь он нуждается еще и в зрелищах. Так, все больше украинских торговцев уделяет много внимания оформлению торговых площадей. Относительно самые удачные комбинации низких цен и необычного дизайна представили такие ритейлеры, как: «Делікат +» (Черкассы), «Сільпо» (Бровары) и сеть креативно – изысканных дискантеров «Thrash».

Крупным торговым центрам следует обратить внимание на развитие развлекательной составляющей. За рубежом свыше 50% от площадей крупных ТРЦ занимают развлекательные парки.  Стоит отметить, что этот сегмент требует больших капиталовложений, возместить которых гораздо сложнее. Тем не менее, именно развлекательные парки привлекают основную часть клиентов магазинов. Как правило, покупателями таких услуг являются люди со средним доходом. Большую долю посетителей составляют люди, возрастом от 20-ти до 40-ка лет. Стремительное развитие развлекательного сегмента в ритейле постепенно переходит в Украину уже скоро станет трендом. Одними из первопроходцев станут Lavina Mall и Blockbuster Mall.  В Lavina Mall планируется открытие парка развлечений на тему космоса. Парк в Blockbuster Mall   станет настоящими тропическими джунглями.

Главным нововведением 2017-го года станет появление ритейл-парков в Украине. Такая альтернатива рынков за рубежом. В последствии, ритейл-парки приобрели огромную популярность. За 2016-ый год их количество увеличилось на 50%.  Первый ритейл-парк появится в   Киеве на Петровке. Его создателем является компания «Иммошан Украина», в чье распоряжение входит гипермаркет «Ашан». Ритейл-парк «Петровка» разрабатывается по всем мировым стандартом, с учетом энергоэффективности сооружений. На первой стадии своего существования его масштаб составит 12 тыс. м 2 . Торговые здания разместятся в два ряда, линейно друг напротив друга. Перед каждым зданием предусмотрена парковка. На территории парка будут продаваться товары для дома, электроника, товары для животных, одежда для всей семьи, товары для детей и для спорта. На его территории расположатся около 5-ти ресторанов формата хаб. Парк предусматривает зеленую зону и удобные трассы. Там также разместится детский развлекательный комплекс «Детская планета».

Еще одним трендом, типичным для современной Украины, стало развитие отечественного производителя. Как показала практика, украинские клиенты готовы отдать предпочтение продукции, сделанной в Украине. Правда, при этом требуется хотя бы европейское качество. Одним из наиболее прогрессивных двигателей этой тенденции стал мас - маркет «Всі. Свої». В нем представлено около 100 украинских брендов.

Не стоит оставлять без внимания стремительное течение эко-продукции. Но о нем подробнее в других статьях TradeMaster.UA

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Инновации в ретейле >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги