01 февраля 2016

Дмитрий Потапенко: если у конкурентов в магазине очередь, а у тебя ее нет – меняйся или уходи с рынка

Дмитрий Потапенко: если у конкурентов в магазине очередь, а у тебя ее нет – меняйся или уходи с рынка

1448

Известный российский предприниматель с украинскими корнями Дмитрий Потапенко был одним из докладчиков 5-й Практической конференции "NonFoodMastre-2016:Бизнес-стратегии и тактики развития рынка DIY, Home Improvement, Household & Automotive". В рамках мероприятия г-н Потапенко согласился ответить на несколько вопросов редакции TradeMaster.UA. 

О развитии среднего и малого бизнеса 

- Как развивается Ваш бизнес в России?

Наши магазины работают в шести федеральных округах, в том числе и в Москве. В течение прошлого года их обороты увеличились – но больше по причине высокой инфляции. В товарном выражении идет проседание по различным сегментам рынка примерно на 2,5-7%, так как падает физическая платежеспособность населения. В связи с этим мы часть объектов, отработав январские праздники, продали или закрыли. В секторе DIY закрыто порядка 12 объектов, которые брались в аренду. Благодаря этому чистая прибыль выросла. 

- Изменилась ли в связи с кризисом работа с персоналом?

Нет, так как мы работаем на потоковом рынке. Я могу изменять формы работы своих компаний, подстраиваясь под изменения на рынке, но в этом случае масштабы бизнеса должны быть другими. Пока же наши 57 торговых точек DIY или 17 объектов на продуктовом рынке никак нельзя сравнивать с «Магнитом», у которого более 300 магазинов. Даже если бы мы хотели изменить методы работы с персоналом или переформатировать свои объекты под средний класс (или «средний минус») в зависимости от изменений на рынке, нам вряд ли бы удалось это сделать. 

 - В чем причина?

Количество поставщиков в общепите, а также в продуктовой рознице или DIY достаточно ограничено. Все так называемые «торговые войны», которые происходят сейчас, приводят к сокращению ассортимента и его удорожанию. Самая тяжелая ситуация вызвана девальвацией: большинство производителей находится в валютной зоне. Даже у производителей в зоне СНГ валютная составляющая значительна. Девальвация привела к тому, что товар стал недоступен. Потребности при этом не исчезли, но удовлетворяются другими средствами. Самый яркий пример – с климатической техникой, о чем я рассказывал в своем выступлении. Потребность в климатической технике не исчезла, но она удовлетворяется, грубо говоря, теперь «вентилятором и мокрой тряпкой» – в это уже совершенно другой тип магазина. 

- Как вы пытаетесь развиваться – за счет СТМ?

Пока нет: у наших магазинов под брендами «Хозмаг», «Парад планет», «Хозтовары» пока не тот объем, чтобы можно было заказывать у производителя СТМ и получать скидку по цене. Мы периодически входим в различные кооперативы, даже товары из Китая возим не только себе, но и партнерам. Кроме того, в холдинге присутствуют централизованные функции, хотя центральный офис распределен. Например, функция бухгалтерии централизована. Более того, бухгалтерия оказывает услуги внутри холдинга, а также их продает на внешнем рынке. Точно так же у нас есть собственная строительная организация, которая выросла из отдела капитального строительства, но строит и «на сторону». 

- Пробовали запускать бизнес в Украине, на Западе?

Бизнес в Украине был, но он закрыт с началом обострения отношения между нашими странами. Западный опыт изучаем регулярно – можно сказать, я часто «работаю» там. Но пока что западный бизнес нельзя сравнивать с «СНГовским» – это два разных мира, два разных образа мышления и действия. В странах ЕС развита конкуренция, отсутствует давление государства, а покупатель избалован намного больше. 

О торговле в России и в СНГ 

- В чем отличие ситуации в ЕС от положения в России, в Украине?

К сожалению, на территории практически всех стран бывшего Советского Союза государство мешает развитию предпринимательства. Именно бездарные действия властей, по моему мнению, в 90% случаев приводят к гибели бизнеса. 

 - В чем причины?

На всем постсоветском пространстве государствами руководят люди, которых можно назвать «охранителям» - они сохраняют некую «псевдостабильность». В итоге получается «стабильность ради стабильности». На смену таким людям должны прийти «развиватели». Убежден, что для этого и вы и  мы должны пережить смену нескольких правительств. Первое правительство должно стать своего рода «абсорбирующим элементом», который предпримет все непопулярные решения и возьмет на себя ответственность за них. Второе «условное» правительство начнет ситуацию подправлять ситуацию, и только третье правительство может стать правительством развития. 

О торговле в Украине

- Ваши впечатления от торговли в Украине, ее отличиях от российской?

Я  регулярно приезжаю в Украину, поэтому могу отметить динамику рынка. Но в целом пока что ваша продуктовая розница и сектор DIY отстают во временном факторе от российских – примерно на 5 лет. 

- С чем это связано?

Меньше сам рынок и конкуренция на нем. А чем меньше на рынке конкуренции, тем медленнее он развивается. 

- На что стоит обратить внимание украинским ритейлерам?

Нужно стандартизировать бизнес, понять – бизнесом ли вы занимаетесь на самом деле. Обратите внимание на то, чем вы торгуете, какие потребности клиента удовлетворяете. Если сможете коротко ответить на эти вопросы, то переходите к дефрагментации компании. 

- Ваш прогноз развития DIY-сектора в Украине?

Я рассчитываю, что предприниматели сорганизуются, что тот же лидер вашего рынка перестроится. Что появятся иные торговые сети – шансы для этого есть, но многое определяется человеческим фактором. Например, пока что непонятно, захотят ли владельцы и руководство сети, которая является самой крупной в DIY-сегменте Украины, что-либо менять в своей деятельности. 

- Какие недостатки можно отметить в деятельности лидера рынка?

Их масштаб и одновременно с этим неотлаженность бизнес-процессов – эта «черная дыра» затянет в себя всю компанию. Рост лидера происходил, вероятно, во многом за счет админресурса, а не только внутренних процессов. Возможно, у них даже есть прописанные бизнес-процессы, но они не соответствуют вызовам рынка. 

- Из чего можно сделать такой вывод?

Если на оптовом рынке масса покупателей, а у тебя – «музей», - считай, что ты проиграл. Если у тебя нет очереди, а у конкурентов она есть – ты должен кардинально меняться или уходить с рынка. 

- Возможно ли появление совместных украино-российских проектов в сфере ритейла?

Пока ощущается острая фаза отношений между государствами, совместных проектов не будет. Но при этом  обязательно сохранятся частные контакты. Наши страны не объявляли войны друг другу, поэтому мы найдем способ как продолжать совместно вести бизнес. 

Беседовал Валерий Лобовко (vl@trademaster.com.ua)

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*