02 октября 2015

Потенциал категории «товары для детей» на рынке Украины


Потенциал категории «товары для детей» на рынке Украины

С 2001 г. детская рождаемость характеризируется стабильным ростом и за последние годы поднялась в Украине до среднеевропейского уровня. Таким образом, положительная динамика рождаемости свидетельствует о том, что у рынка детского сегмента есть большой потенциал.

Сейчас многие родители отказываются от некоторых покупок для себя, но денег на своих детей не жалеют. По оценкам экспертов, Украинские семьи расходуют на детей от 15 до 70% годового дохода, а годовой оборот рынка детских товаров и услуг в Украине составляет около 25 млрд грн и ежегодно увеличивается на 15—25%.

Основные критерии и требования к детским товарам — это БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ и ЦЕНА. Но кроме этого, как продуктовые, так и непродуктовые товары для детей тесно связаны с клеймами о безопасности: одобрен МОЗ; создан совместно с педиатрами; клинически проверен; дерматологически протестирован; гипоаллергенен; состоит с компонентов природного происхождения; выращенных на экологически чистых территориях; без консервантов; красителей; без отдушек; подходит для чувствительной кожи и др.

Учитывая экономическую ситуацию, импортная продукция сейчас дорогая, а украинские производители не могут удовлетворить все потребности покупателей, что обусловлено либо ограниченностью производства, либо его низкой культурой.

Юрий СВЯТЕНКО, руководитель проекта СТМ компании «Группа Ритейла Украины» (сеть «Караван»), отметил: «Мнение, что на детях не экономят, нам внушили уже давно, оно прочно сидит в головах потребителей, и на этом всегда можно удачно сыграть. Но это не означает, что покупателю будет не интересен действительно качественный товар, по доступной цене».

Если взять ассортимент Non-Food, а именно средства для ухода и бытовую химию, то лидерами продаж на украинском рынке являются торговые марки РФ (например, «Дракоша» и «Ушастый нянь»), доля товаров, произведенных на Украине, составляет не более 20% (например, обувь — 10%, одежда — 17% и т.д.). Объем рынка детского питания составляет около 1,5 млн тонн. При этом около 70% детского питания — импортная продукция, и лишь 30% — продукция отечественных производителей.

Но сейчас наблюдается тенденция к увеличению товаров для детей национального производства. Розничные сети начали наполнять эту нишу продуктами под СТМ. Так, каждый ритейлер формата drogerie может похвастаться немаленькой линейкой, которая включает шампуни, гели, зубные пасты, крема, присыпки, стиральный порошок, гель для мытья посуды и много другого. Продуктовые розничные сети тоже не пасут задних.

Но здесь есть некоторые нюансы: внутренний рынок детского питания Украины отличается неоднородностью — потребителю предлагают специализированные детские, обычные промышленные и «псевдо-детские» продукты. Для здорового и гармоничного развития детям раннего возраста (до 3-х лет) необходимо потреблять специализированные продукты детского питания, которые отличаются повышенным требованиям к качеству сырья, технологии обработки и надежности упаковки.

В Украине производятся в основном жидкие молочные продукты, пастообразные продукты и частично соки, при этом практически не производятся мясные и рыбные консервы для детского питания, которые представлены иностранными производителями.

Но продуктовые ритейлеры также уделяют внимание и Non-Food товарам. В «Фоззи фуд», «Ритейл Групп» (сети «Велика Кишеня», «Велмарт», «ВК Експрес» и «ВК Селект»), «Ашане» и «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» давно уже пользуются спросом детские подгузники под СТМ. А «Группа Ритейла Украины» в пик курсовых колебаний, когда среди аксессуаров для детей был исключительно импорт и отсутствовал бюджетный товар, представила безопасный, качественный товар украинского производителя под ТМ «По-нашому». По словам Юрия СВЯТЕНКО, уверенности добавляло еще то, что категория «провалилась», так как от некоторых поставщиков сети пришлось отказаться из-за очень высоких отпускных цен, поэтому предложение на полке значительно сократилось.

Незначительная доля национальных продуктов в категории товары для детей обусловлена почти полным отсутствием предложений от украинских производителей. Поэтому нужно еще работать над этим, ведь разработка сети Караван была высоко оценена и стала победителем Национальной В2В-Премии «PrivateLabel — 2015. Лучший партнер года среди ритейлеров» в номинации «Инновация года».

«Результаты проекта превзошли прогнозы, — говорит Юрий СВЯТЕНКО. — За первый месяц работы доля аксессуаров СТМ в категории «Соски, грызунки, аксессуары» составила 52%, в категории «Бутылочки для кормления» — 54% в количественном выражении и на данный момент результат удерживается. На сегодня в линейке существует 10 SKU, на подходе еще 2 новых артикула (щёточки для мытья детской посуды и комплект силиконовых сосок на бутылочки), а также планируем воплотить в жизнь, еще несколько идей, но пока не будем приподнимать завесу».

Хоть категория аксессуаров для детей и менее ёмкая, нежели детская гигиена и бытовая химия, но наличие бюджетного предложения в аксессуарах, также как и, например, в детском питании, для потенциальных покупателей важно. Кроме того, подобные проекты помогают не только молодым родителям, а и поддерживает украинского производителя, помогая ему укрепиться на отечественном рынке и донести покупателям, что в Украине тоже есть производители, которые умеют делать действительно хорошие товары.

 

ТЕКСТ: Татьяна Алексенко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA


ПредыдущаяВесь списокСледующая


Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*