Органические продукты: востребованный тренд на Западе и возможность увеличить прибыль для украинского ритейлера
Органические продукты — это тренд не только за рубежом, но и в Украине, о чем свидетельствует постоянный рост объемов органического сектора. Но это касается только брендов. Почему же розничные сети не уделяют этой нише внимания и не заполняют полки органическими товарами под СТМ? Разве это не выгодно? Разобраться в этом помогла Елена БЕРЕЗОВСКАЯ, сооснователь и эксперт проекта «Organic Business», которая занимается данным направлением более 9 лет.
Причины, по которым люди покупают именно органическую продукцию, могут быть разными. Одни покупают их преимущественно из философских или этических соображений, другие беспокоятся об охране окружающей среды, но намного большее количество потребителей интересует вопрос здорового и сбалансированного питания.
Исследование покупателей показывает, что есть люди, которые готовы платить больше. Сознательно и подсознательно потребители воспринимают органические продукты как БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ, что равно ДОРОЖЕ. Да, таких потребителей пока не 50%, а только около 10%, но наблюдается тенденция к увеличению. Тем более что существует еще одна важная причина, по которой преимущество отдается органической продукции, — патриотизм потребления украинского продукта.
Доля 10% для сети — это очень мало. Но в чем подвох? А все дело в маржинальности, которая еще зависит и от договоренности ритейлера с поставщиком. Если даже взять, например, наценку на любую СТМ (10—30%), то в деньгах это большая сумма на органических продуктах, хотя в этой нише наценка может быть значительно выше, потому что покупатель готов и хочет покупать здоровую пищу.
В Европе есть розничные сети, в которых доля органических продуктов достигает 50%. Например, в швейцарской сети COOP с 1993 г. до 2015 количество SKU изменилось с 10 до 1600 продуктов.
Секрет в том, что в Европе органическая продукция под СТМ не просто тренд, а имиджевая категория, которая объединяет в своем позиционировании весь ассортимент. Если проанализировать каналы продаж, то основные обороты органической продукции обеспечивает розница — 59%, а специализированные магазины — 27%. Эти цифры как раз показатель того, что в специализированных местах будет развиваться бренд производителя, а в ритейлеры имеют очень большие перспективы в развитии органической PrivateLabel. Но пока успешно развивает органическую СТМ только Fozzy Group.
По обороту органических продуктов лидером является США (22,6 млрд евро), в Украине этот показатель за 2013 год составил 12,2 млн евро, а за 2014 — 14,5 млн. В Европе показатель значительно колеблется между странами от 2 до 8 млрд евро. Но стоит отметить, что наши с вами млрд или млн пока что уезжают в Швейцарию, Германию, Польшу, потому что Украина является сейчас сырьевой базой органических продуктов.
Востребованные категории среди органических продуктов в Украине — это молочные продукты, хлеб и овощи. А PrivateLabel в сетях переполнен в основном бакалеей, потому что она не скоропортящаяся и ее проще продавать.
Какие же перспективы органических продуктов в Украине?
По объемам производства органических продуктов в Европе наша страна занимает 11 место. Входит в ТОП-5 стран по наращиванию органического производства в Европе. А если учитывать темпы развития (Украина ежегодно увеличивает производство органического сырья на 10%, но эти данные могут быть не объективны, ведь много компаний вывозит сырье как традиционное из-за не совсем совершенного законодательства), то в 2018—2020 годах войдет в ТОП-5 крупнейших мировых поставщиков органических продуктов.
Доверие к органическим продуктам растет, и их производители все для этого делают. Тем боле PrivateLabel в этой категории превращает покупателя из интересующегося в постоянного. Все зависит только от правильной коммуникации. Важно 1 раз заинтересовать благодаря качеству продукта и маркетинговым ходам, и эти продукты обречены на успех, ведь они вкусные и качественные. Например, есть бренд среди молочной продукции, который за полгода завевал на полках магазинов до 12%, а это очень большой %.
Сейчас очень хорошее время начинать развить органические СТМ. С чего же начать?
Возможны 2 пути:
- Быстрый, если сотрудничать с уже работающими сертифицированными производителями. Большинство ритейлеров так и делают.
- Долгосрочная перспектива, когда вы можете взять хозяйство, вести его, сертифицировать (3—5 лет). В таком случае вы больше влияете на маржинальность, стабильность поставок и, соответственно, качество продуктов.
Но неотъемлемой составляющей успеха при запуске PrivateLabel в категории органических продуктов является полная прозрачность менеджмента и производства.
Что же нужно для развития Organic PrivateLabel в 2016—2020 годах?
- Получить консультацию об органическом рынке.
- Сформировать ассортимент под Вашу органическую торговую марку.
- Построить коммуникацию и длительное партнерство с органическими операторами.
- Найти фермеров для собственного сертифицированного органического производства.
- Разработать маркетинговую стратегию продвижения.
- Научить персонал успешно и стабильно продавать органические продукты уже существующих брендов и своей торговой марки.
Таким образом, перспективность этой ниши очевидна. Органическая СТМ — это и большая маржа, и имидж сети. Важно только ГРОМКО заявить о ней, говорить о преимуществах постоянно и правдиво, а также обучать персонал и организовать эффективную навигацию (ценники, выигрышные места на полках).
ТЕКСТ: Татьяна Алексенко
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Персонал >
Теги: Органические продукты, розничные сети, PrivateLabel, Fozzy Group, маржинальность, маржа
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар