Тактика защиты при таможенном оформлении: минимизация рисков и сокращение потерь
Как участникам ВЭД-поставок выработать имидж «злой» компании, и тем самым свести риски к нулю при таможенном оформлении? – Сценариями антирисковых мероприятий, эффективность которых проверена неоднократно на практике, - поделился Ярослав СТЕПЧЕНКОВ, Ведущий эксперт и бизнес-тренер по системному построению бизнес-процессов логистики, ТЦ TradeMaster®, Директор по логистике «Велика Кишеня» («Ритейл Групп»)*.(В ходе 3-й Всеукраинской обучающей Master-Cессии «LogisticMaster-2014: Разработка оптимальной схемы внутренних и международных поставок в нынешних условиях рынка» (организатор TradeMaster® Group)).
Важные правила при защите таможенной стоимости
Все претензии возникают в момент подачи декларации в таможню. Пока у Вас не поставлен выпуск – вы в любой момент можете развернуть декларацию без последствий для себя. Отстаивать таможенную стоимость следует на старте (на уровне декларации).
Формальный повод таможне усомнится в правильности рассчитанной вами таможенной стоимости с вытекающими последствиями - не предоставление какого-либо из документов. Каждый пункт необходимо закрыть ДОКУМЕТАЛЬНО – тем самым ограничив инспектору поле для «вольного творчества». Слова к жалобе или иску не подошьешь.
Как только вы подаете дополнительные документы, у таможни включается счетчик 4 часов на вынесение решения о таможенной стоимости.
Для того чтобы не было возможности манипуляции сопровождайте дополнительные документы письмом с перечнем-описанием всех предоставленных документов (основных, дополнительных и по собственному желанию) и фразой, что предоставленный пакет документов согласно перечня является полным и более дополнительных документов предприятие предоставлять не будет.
Внимание: ч. 7 ст. 54 Митного кодексу України передбачено, що у разі якщо під час проведення митного контролю митний орган не може аргументовано довести, що заявлено неповні та/або недостовірні відомості про митну вартість товарів, у тому числі невірно визначено митну вартість товарів, заявлена декларантом або уповноваженою ним особою митна вартість вважається визнаною автоматично.
Доказывать таможенную стоимость эксперт рекомендует, используя пункты-подсказки, прописанные в таможенном кодексе:
1) Предоставить доказательство, что стоимость товара выше, чем сырье и материалы, из которого оно изготовлено.
2) Что вы и поставщик не являетесь связанными лицами: что это есть обычная цена товара.
ПРАКТИКА: Разрабатываем алгоритм составления сопроводительного письма с доводами предприятия:
- Определяем главные вопросы и наши ответы, на которые нами должны быть построены логические доводы в письме;
- Создаем логическую цепочку последовательности наших доводов;
- Оцениваем наш пакет документов и как мы ими можем подкрепить наши доводы;
- Если довод не подкреплен документами, ищем обходные доводы исходя из возможного пакета документов;
- Составление резюмирующего вывода по письму и наши требования/виденье;
- Наши действия в случае, если наши консультации будут проигнорированы.
Действие: Предоставляем письмо от нас и аналогичное от поставщика следующего содержания.
Таможенным органам Украины
20.04.2013
Уважаемые господа,
Настоящим письмом информируем вас о нижеследующем:
Наше предприятие ООО «ААА» (Россия) ведет торгово-предпринимательскую деятельность с компанией «БББ» (Украина) в рамках контракта №11111 от 13.04.2011. Данным контрактом не предусматривается никаких прямых или опосредованных платежей третьим лицам в нашу пользу (т.е. в пользу Продавца).
ООО «ААА» (Россия) также не имеет никаких иных договоров с третьими лицами, которые напрямую или опосредованно, связаны с поставками товара компании «БББ» (Украина) в рамках контракта №11111 от 13.04.2011
ООО «ААА» (Россия), как Продавец, не получало и не получает платежей от третьих лиц, в оплату товара и других затрат по поставке товаров компании «БББ» (Украина) в рамках контракта №11111 от 13.04.2011
Рекомендация: составьте на уровне тезисов регламент или инструкции по действиям при отстаивании таможенной стоимости на предприятии. Никаких устных общений с таможней, только письменные консультации!
Инвойсы
Инвойсы должны включать:
- Дата и, по возможности, номер инвойса;
- Наименование поставщика и грузоотправителя (если он не является поставщиком);
- Наименование покупателя и наименование грузополучателя (если он не является покупателем);
- Номер и дата контракта, в рамках которого идет поставка;
- Номер и дата заказа (для фиксации цены на дату заказа, если необходимо);
- Транспортное средство и его идентификационные данные (по возможности);
- Условия поставки;
- Страна происхождения по возможности с детализацией по производителям.
Важные нюансы при составлении, которые могут облегчить жизнь:
- Проверить умножение количества на цену и сравнить с итогом, а затем сделать обратное действие – сумму разделить на количество. ВАЖНО: чтобы при обоих действиях цифры совпадали, с указанными в документе до конкретного знака и цифры.
- Наименование товара должно совпадать в контракте и разрешительных документах (вплоть до тех же грамматических ошибок, если таковые были допущены).
- Вес нетто и брутто разнесены по кодам УКТ ВЭД и/или по торговым маркам и товарам в рамках одного кода.
- Вынесение затрат по товару в отдельные позиции (например: маркировка, стоимость доставки, скидка и т.д.).
- Многоязычный инвойс, заверенный поставщиком.
Риск-менеджмент при таможенном оформлении
Кроме защиты таможенной стоимости, любая процедура растаможки должна проходить оценки риск-менеджмента – риски, которые могут возникнуть с тем или иным товаром.
Мощным инструментом устранения таких вопросов как «несоответствие веса» и «пересорты» является идентификационный досмотр.
Если возникает бой товара – цена вопроса. Если бой у вас копеечный - не тратьте время, затраты на идентификационный досмотр будут дороже. Первый вариант – растамаживаете, второй – оформляете как бой, подлежащий утилизации. Если вы задекларировали поврежденный товар, он становится Вашим и при списании вы теряете пошлины, и не забывайте, что вы с него платите налог на прибыль, и у вас зависает валютная неуплата контрагенту. Если вы предпочли утилизацию - предварительно должно быть разнесено, что такой товар вам поставщик разрешает утилизировать по своему поручению.
Вырабатывая стратегию поставки, если есть неоднозначные кода, эксперт рекомендует пользоваться такой практикой, как предварительное получение кода. При этом приходится проделать бумажную работу, однако в результате на руках есть очень серьезный документ, который позволяет потом не бояться изменений кода - не будут применены штрафные санкции, так как его предварительная выдача расценивается как консультация государственного уровня.
Рекомендация: Определять риски при таможенном оформлении с использованием диаграммы Ишикавы. Определить стратегию поставки/внесения в ГТД товаров под одним кодом УКТ ВЭД. Выстроить постоянную коммуникацию с брокерами и водителями.
*Должность указана на момент доклада
ПРИГЛАШАЕМ на Master-тренинг Ярослава СТЕПЧЕНКОВА 19-20 ноября 2014 г., «Менеджер ВЭД & Таможенный Брокер: практикум организации эффективного взаимодействия».
Текст: Анастасия РУБАНОВИЧ
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
Раздел: Рекомендації >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар