19 жовтня 2009

Банк с прилавка: Tesco планирует заработать на создании Tesco Bank $1,5 млрд

Банк с прилавка: Tesco планирует заработать на создании Tesco Bank $1,5 млрд

2722

После года затишья о своих финансовых планах г-н Лихи напомнил этой осенью, переименовав финансовую компанию TPF в Tesco Bank. Это событие определило и новый вектор развития крупнейшей торговой сети. Британские банкиры взволнованы - после убыточного года, фактически полного отказа от кредитования и подпорченной репутации, банк "родом из магазина" может без труда отнять у них часть клиентов и потеснить старожилов банковского рынка. Плод конкуренции Рождение финансового направления Tesco стало результатом длительной борьбы на рынке ритейла между двумя непримиримыми британскими конкурентами Tesco и J Sainsbury. Еще в конце девяностых вслед за удачным стартом Sainsbury's Bank в Tesco не замедлили с созданием Tesco Personal Finance. Символично, но модели работы и даже названия банков-партнеров оказались похожи. Обе торговые сети создали совместные предприятии в соотношении 50 на 50 с банковскими учреждениями. Партнером J Sainsbury стал The Bank of Scotland, а партнером Tesco - Royal Bank of Scotland. С помощью банковских технологий осуществлялись все процессы, а площадки супермаркетов служили точками продаж финансовых продуктов и местами скопления большого числа потенциальных банковских клиентов. Традиционными продуктами стали потребительские кредиты и кредитные карты. В итоге дуэты супермаркетов с банками сделали свое дело. В 2007 году только от своего финансового подразделения Tesco получила $65 млн. прибыли, а в 2008 году этот показатель вырос до $300 млн. В компании ожидают, что банковский бизнес будет приносить до $1,5 млрд. в год.         Толчок от кризиса Последний год стал для многих британских финучреждений финишной прямой своего самостоятельного существования. Национализация, государственная помощь, очереди за собственными деньгами - все это временно отбило охоту у британцев часто посещать банковские учреждения. Между тем Tesco продолжала завоевывать лояльность своих клиентов. И даже в кризисный год пошла на уступки потребителям, снизив цены на ряд наиболее популярных товаров. В марте этого года менеджмент торговой сети пообещал, что до конца 2009 года в тридцати магазинах появятся полнофункциональные банки. Кроме предоставления кредитных карт, сберегательных счетов и страховых продуктов, Tesco анонсировала появление новых банковских продуктов, таких как текущие счета, и к 2010 году - ипотеки. Уже в июле агрессивные планы компании подтверждали высказывания по поводу отдельного рейтинга кредитоспособности финансового подразделения. Эксперты заговорили о том, что ресурсы под ипотечное кредитование финансовая «дочка» Tesco планирует привлекать без помощи материнской компании. Также появилась информация, что ритейлер проявил интерес к покупке ипотечного банка Northern Rock. Это оживило рынок, ведь государство так и не смогло найти желающих приобрести горе-финучреждение, существенно пострадавшее от ипотечного кризиса. Вслед за Tesco о планах создания собственного банка заявил еще один британский ритейлер - сеть аптек Boots. В апреле этого года его исполнительный директор Стеффано Пессина заявил о том, что его бизнес должен предлагать своим клиентам новые сервисы. Такого же мнения придерживаются и в Tesco. По словам Терри Лихи, услуги - это более крупный и быстрорастущий рынок, чем продовольственный. «Потребители стремятся заставить каждый свой фунт работать интенсивнее, поэтому Tesco самое время расширять свой рынок», - констатирует Лихи. Интересно, что по количеству участников программ лояльности Tesco уже смогла обогнать многих своих конкурентов. К примеру, с помощью программы лояльности Clubcard ритейлер подключил 16 млн. активных клиентов. Для сравнения: у крупнейшего британского эмитента кредитных карт Barclaycard количество клиентов достигает всего 12 млн. Программы лояльности супермаркета также помогают собирать информацию о потребительских привычках клиентов. Ежедневно в базе ритейлера фиксируется свыше 7 млн. транзакций.  Расширение географии До последнего времени в Tesco Personal Finance работали около четырехсот сотрудников, которые обслуживали почти 6 млн. клиентов (к примеру, в Lloyds Banking Group PLC работают свыше 100 тыс. человек, а база клиентов составляет 30 млн. человек). С переименованием финансового подразделения в Tesco Bank руководство супермаркета планирует усилить штат финансистов за счет британской армии безработных банкиров. Эксперты уверены, что с этим проблем не возникнет. А вот сможет ли ритейлер реализовать на практике проект полноценного банка, пока вопрос. Значительным преимуществом Tesco является наличие площадок для продажи финансовых продуктов. Ритейлер также планирует продавать финуслуги посредством интернета и колл-центра. Однако отсутствие банковских технологий и самостоятельного опыта в этом направлении могут сыграть с Tesco Bank злую шутку. Решающим моментом будет следующий год, когда Tesco Bank предоставит полную линейку банковских продуктов. А в долгосрочной перспективе ритейлер планирует половину своей прибыли зарабатывать на рынках США, Китая и Юго-Восточной Азии. В том числе и за счет предоставления финансовых услуг. Возможно, скоро и украинцы смогут попробывать британский ритейл-банкинг. Появятся ли аналоги Tesco Bank в Украине в ближайшее время? Скорее нет, чем да. Пока украинский потребитель не настолько щедр, чтобы платить сетям не только за продукты, но и за финансовые услуги. Однако некоторые украинские ритейлеры уже сегодня предлагают кредитные лимиты и накопительные счета по совместным программам с банками. Кто знает, чем это обернется в будущем. Возможно, Фуршет Банком, Сильпо Банком или Эпицентр Банком. Ведь десять лет назад Tesco также начинала именно с кобрендиговых с банками программ. Автор: Елена Мошенец Источник: www.investgazeta.net Финансы для торговли Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Раздел: Рекомендації >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*