Пьянящая правда алкогольной индустрии
Итак, статистика сообщает, что украинцы стали меньше пить. Практика показывает, что статистика ошибается.
Как сообщает Всемирная организация охраны здоровья, по уровню потребления алкоголя Украина занимает 43-ье место. Согласно представленным данным, в среднем житель нашей страны употребляет за год 8,49 л спиртного. Первое место досталось соседке Беларуси. Там каждый житель распивает примерно 17,3 л алкоголя, при том, 8 л из них составляют крепкие напитки. Стоит отметить, что за последнее время уровень «алкогольности» в Украине существенно упал, начав снижаться еще в 2008-ом году. Ранее наша страна считалась одной из самых пьющих, идя в этом рейтинге под руку с Россией. Кстати, показатели «выпиваемости» среди россиян также упали. Северной соседке досталась счастливая 13-ая ступень чарта. По подсчетам аналитиков, в среднем, каждый россиянин употребляет в год 11,05 л алкогольных напитков. Примечательно, что основную часть спиртного меню европейцев занимает пиво. Украинцы же пьют в основном водку. Список самых пьющих профессий также разнится. На западе крепче остальных любят спирт медики и правоведы. В России самыми пьющими оказались менеджеры низшего звена, врачи, педагоги и журналисты. Украина далеко не ушла от тенденций братьев-славян. Как говорится, всем нам на здоровье!
Такова теперь целевая аудитория. Что же в целом и по подробнее представляет собой этот рынок?
Новые условия старого рынка
Спиртовая промышленность является одним из важнейших направлений. Спирт используют в 150-ти хозяйственных отраслях. В разрезе розничной торговли пищевого сегмента, доля спиртовой промышленности составляет около 20%. Такой показатель является достаточно высоким. Говоря об алкогольной промышленности, она сохраняет спрос даже в кризисные времена, ее не победил сухой закон и девальвация национальной валюты. Правда то, за счет чего это происходит, не слишком выгодно государству, производителям и самим потребителям.
География размещения алкогольных производств имеет свою специфику. Спиртовые предприятия преимущественно размещаются в небольших городах, поселках и селах. Выбор локации зависит от растительности на местности, которую завод может использовать в качестве сырья. Вместе с тем, небольшая часть предприятий размещена в крупных городах, таких как Киев, Львов, Харьков, Днепр и другие. Заводы, расположившиеся в поселках и селах, преимущественно производят пиво и слабоалкогольные напитки.
На рынке спиртового производства Украины пока сохранилась монополия. Основным монополистом считается компания «Укрспирт». Стоит отметить, что в числе европейских стран осталось только два государства, в которых присутствует монополия в сегменте спиртовой промышленности. С Украиной это позорное клеймо делит Беларусь. Но, несмотря на это, профильными лидерами на украинском рынке остаются зарубежные компании.
Течения в алкогольном производстве: почему мы так продаем?
На состояние рынка алкогольной продукции влияет ряд факторов. Это не только культура потребления в обществе и покупная способность граждан, но также стабильность национальной валюты, акцизная и таможенная политика государства. Значительные трудности для алкогольного рынка образовались в 2014-ом году. Причинами послужили не только инфляция и девальвация, но также рост акцизного сбора на 25%. Относительная стабилизация экономики не посодействовала делам алкогольного бизнеса, поскольку в феврале 2015-го года начала действовать 10-процентная пошлина на алкогольную продукцию. Свыкание со стрессом 2016-го года потрясли события нового 2017-го года. Проблемой стало введенное с января повышение уровня минимальной заработной платы. Поскольку на то не было экономических оснований, большая часть граждан потеряла рабочие места, или вынуждено перешла на работу в пол ставки. Это снова отразилось на покупной способности граждан отнюдь не в лучшую сторону. В результате всех этих изменений алкогольная промышленность почувствовала значительный урон, особенного ущерба потерпели элитные виды алкогольных напитков.
По данным Госслужбы статистики, продажи в сегменте алкогольных напитков существенно сократились. Только за первый квартал 2016-го года они упали на 11%. Объем рынка слабоалкогольных напитков в 2015-ом году сократился на 20%. Самые большие потери пришлись на пивоварительное производство. Продажи пива сократились на 21%. Тенденция значительного снижения спроса началась с 2015-го года. Тогда пиво было внесено в ряд алкогольных напитков. Тенденции спада прослеживались даже в летний период, когда пиво пользуется особенной популярностью. Но несмотря на снижение продаж, прибыли продавцов увеличились. Негативная тенденция наблюдается также в сегменте крепких горячительных напитков. Так с 2010-го года объемы потребления водки снизились почти в 5 раз. При том, сократилось число производителей «огненной воды».
Винная промышленность оказалась под значительной угрозой после аннексии Крыма. Проблема в том, что основная масса виноградников ранее располагалась на полуострове. Перенесение производственных мощностей на материковую часть представляет собой значительные потери финансовых средств и времени. Тем не менее, украинская винная промышленность не ушла в упадок. В 2015-ом году спрос на вина увеличился на 10%, продажи шампанского возросли на 5%.
Более сложная ситуация наблюдается в сегменте элитных алкогольных напитков. К таковым относятся виски, джин, ром и текила. Всего за 5 месяцев 2015-го общий объем продаж этих напитков сократился на 25%, составив 209,9 тыс. дал. Несмотря на кризис, самым популярным из элитных напитков остается виски. За 5 месяцев 2015-го года его доля в импорте составила 67,5% (в натуральном выражении). Доля текилы в импорте насчитала всего 6,4% (в натуральном выражении), джин – 5,1%. Самую негативную динамику продемонстрировал джин. Его импорт сократился на 46,1%. Менее всех пострадал ром.
Обратив внимание на выражение доли импорта в денежном эквиваленте, можно констатировать прирост среди всех видов элитных алкогольных напитков. Такая тенденция возникла за счет повышения цен. Максимальный рост продемонстрировал сегмент виски - +92,6%. Самый низкий прирост отмечается в категории текилы - +15,9%.
Стоит также отметить, что за последнее время ощутимо возросли цены. Так, в сравнении с первым кварталом 2013-го года, к аналогичному периоду 2016-го года стоимость алкогольных напитков увеличилась на 57,4%.
Вполне понятно, что повышение прибыльности в отдельных сегментах в сочетании с сокращением продаж связано с ростом цен. Одной из причин таких изменений служит импортное сырье, стоимость которого возросла на фоне падения курса гривны по отношению к доллару и евро.
Продажи импортного алкоголя также сократились. Причина все в той же девальвации. Большинство потребителей теперь не сможет приобрести завезённый алкоголь по новым ценам. На этой почве многие ритейлеры существенно сократили закупки импортных алкогольных напитков. Стоит отметить, что и ранее доля импорта алкогольных напитков была сравнительно невысокой. Причина в том, что на территории Украины промышляет множество представительств зарубежных производителей. Кстати, большинство из них являются лидерами алкогольного рынка Украины.
В число лидеров отрасли входят такие компании, как: «Bayadera Group», «Pernod Ricard Ukraine», «Bacardi-Martini Ukraine», «Brown-Forman Ukraine» и «Campari Ukraine». Стоит отметить, что компания «Campari Ukraine» владела «Одесским заводом шампанских вин» с 2008-го по 2013-ый гг. Позже она продала завод компании «Винфорт», которая импортирует в Украину напитки таких брэндов, как: Vana Tallinn, Ardmore, Teacher's и Jim Beam.
У нас есть многое, но нужно больше. Что же нам мешает и что нам поможет? Подробнее об этом читайте в следующий статье «Алкогольные тенденции: что мешает, или как продать больше?».
Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA
Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!
Автор: Юлия Мостовая
Раздел: Ринки Food >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар