05 квітня 2017

Пьянящая правда алкогольной индустрии

Пьянящая правда алкогольной индустрии

4524

Итак, статистика сообщает, что украинцы стали меньше пить. Практика показывает, что статистика ошибается.

Как сообщает Всемирная организация охраны здоровья, по уровню потребления алкоголя Украина занимает 43-ье место. Согласно представленным данным, в среднем житель нашей страны употребляет за год 8,49 л спиртного. Первое место досталось соседке Беларуси. Там каждый житель распивает примерно 17,3 л алкоголя, при том, 8 л из них составляют крепкие напитки. Стоит отметить, что за последнее время уровень «алкогольности» в Украине существенно упал, начав снижаться еще в 2008-ом году. Ранее наша страна считалась одной из самых пьющих, идя в этом рейтинге под руку с Россией. Кстати, показатели «выпиваемости» среди россиян также упали. Северной соседке досталась счастливая 13-ая ступень чарта. По подсчетам аналитиков, в среднем, каждый россиянин употребляет в год 11,05 л алкогольных напитков. Примечательно, что основную часть спиртного меню европейцев занимает пиво. Украинцы же пьют в основном водку. Список самых пьющих профессий также разнится. На западе крепче остальных любят спирт медики и правоведы. В России самыми пьющими оказались менеджеры низшего звена, врачи, педагоги и журналисты. Украина далеко не ушла от тенденций братьев-славян. Как говорится, всем нам на здоровье!

Такова теперь целевая аудитория. Что же в целом и по подробнее представляет собой этот рынок?

Новые условия старого рынка

Спиртовая промышленность является одним из важнейших направлений.  Спирт используют в 150-ти хозяйственных отраслях.  В разрезе розничной торговли пищевого сегмента, доля спиртовой промышленности составляет около 20%. Такой показатель является достаточно высоким. Говоря об алкогольной промышленности, она сохраняет спрос даже в кризисные времена, ее не победил сухой закон и девальвация национальной валюты. Правда то, за счет чего это происходит, не слишком выгодно государству, производителям и самим потребителям.

География размещения алкогольных производств имеет свою специфику. Спиртовые предприятия преимущественно размещаются в небольших городах, поселках и селах. Выбор локации зависит от растительности на местности, которую завод может использовать в качестве сырья. Вместе с тем, небольшая часть предприятий размещена в крупных городах, таких как Киев, Львов, Харьков, Днепр и другие. Заводы, расположившиеся в поселках и селах, преимущественно производят пиво и слабоалкогольные напитки.

На рынке спиртового производства Украины пока сохранилась   монополия. Основным монополистом считается компания «Укрспирт». Стоит отметить, что в числе европейских стран осталось только два государства, в которых присутствует монополия в сегменте спиртовой промышленности. С Украиной это позорное клеймо делит Беларусь. Но, несмотря на это, профильными лидерами на украинском рынке остаются зарубежные компании. 

Течения в алкогольном производстве: почему мы так продаем?

На состояние рынка алкогольной продукции влияет ряд факторов. Это не только культура потребления в обществе и покупная способность граждан, но также стабильность национальной валюты, акцизная и таможенная политика государства.  Значительные трудности для алкогольного рынка образовались в 2014-ом году. Причинами послужили не только инфляция и девальвация, но также рост акцизного сбора на 25%. Относительная стабилизация экономики не посодействовала делам алкогольного бизнеса, поскольку в феврале 2015-го года начала действовать 10-процентная пошлина на алкогольную продукцию. Свыкание со стрессом 2016-го года потрясли события нового 2017-го года.  Проблемой стало введенное с января повышение уровня минимальной заработной платы. Поскольку на то не было экономических оснований, большая часть граждан потеряла рабочие места, или вынуждено перешла на работу в пол ставки. Это снова отразилось на покупной способности граждан отнюдь не в лучшую сторону. В результате всех этих изменений алкогольная промышленность почувствовала значительный урон, особенного ущерба потерпели элитные виды алкогольных напитков.

По данным Госслужбы статистики, продажи в сегменте алкогольных напитков существенно сократились. Только за первый квартал 2016-го года они упали на 11%.  Объем рынка слабоалкогольных напитков в 2015-ом году сократился на 20%. Самые большие потери пришлись на пивоварительное производство. Продажи пива сократились на 21%.  Тенденция значительного снижения спроса началась с 2015-го года. Тогда пиво было внесено в ряд алкогольных напитков.  Тенденции спада прослеживались даже в летний период, когда пиво пользуется особенной популярностью. Но несмотря на снижение продаж, прибыли продавцов увеличились. Негативная тенденция наблюдается также в сегменте крепких горячительных напитков. Так с 2010-го года объемы потребления водки снизились почти в 5 раз. При том, сократилось число производителей «огненной воды».

Винная промышленность оказалась под значительной угрозой после аннексии Крыма. Проблема в том, что основная масса виноградников ранее располагалась на полуострове. Перенесение производственных мощностей на материковую часть представляет собой значительные потери финансовых средств и времени. Тем не менее, украинская винная промышленность не ушла в упадок. В 2015-ом году спрос на вина увеличился на 10%, продажи шампанского возросли на 5%.

Более сложная ситуация наблюдается в сегменте элитных алкогольных напитков. К таковым относятся виски, джин, ром и текила. Всего за 5 месяцев 2015-го общий объем продаж этих напитков сократился на 25%, составив 209,9 тыс. дал. Несмотря на кризис, самым популярным из элитных напитков остается виски. За 5 месяцев 2015-го года его доля в импорте составила 67,5% (в натуральном выражении). Доля текилы в импорте насчитала всего 6,4% (в натуральном выражении), джин – 5,1%. Самую негативную динамику продемонстрировал джин. Его импорт сократился на 46,1%. Менее всех пострадал ром.

Обратив внимание на выражение доли импорта в денежном эквиваленте, можно констатировать прирост   среди всех видов элитных алкогольных напитков. Такая тенденция возникла за счет повышения цен. Максимальный рост продемонстрировал сегмент виски - +92,6%. Самый низкий прирост отмечается в категории текилы - +15,9%.

Стоит также отметить, что за последнее время    ощутимо возросли цены.  Так, в сравнении с первым кварталом 2013-го года, к аналогичному периоду 2016-го года стоимость алкогольных напитков увеличилась на 57,4%.

Вполне понятно, что повышение прибыльности в отдельных сегментах в сочетании с сокращением продаж связано с ростом цен. Одной из причин таких изменений служит импортное сырье, стоимость которого возросла на фоне падения курса гривны по отношению к доллару и евро.

Продажи импортного алкоголя также сократились. Причина все в той же девальвации. Большинство потребителей теперь не сможет приобрести завезённый алкоголь по новым ценам. На этой почве многие ритейлеры существенно сократили закупки импортных алкогольных напитков. Стоит отметить, что и ранее доля импорта алкогольных напитков была сравнительно невысокой. Причина в том, что на территории Украины промышляет множество представительств зарубежных производителей. Кстати, большинство из них являются лидерами алкогольного рынка Украины.

 В число лидеров отрасли входят такие компании, как: «Bayadera Group», «Pernod Ricard Ukraine», «Bacardi-Martini Ukraine», «Brown-Forman Ukraine» и «Campari Ukraine». Стоит отметить, что компания «Campari Ukraine» владела «Одесским заводом шампанских вин» с 2008-го по 2013-ый гг. Позже она продала завод компании «Винфорт», которая импортирует в Украину напитки таких брэндов, как: Vana Tallinn, Ardmore, Teacher's  и Jim Beam.

У нас есть многое, но нужно больше. Что же нам мешает и что нам поможет? Подробнее об этом читайте в следующий статье «Алкогольные тенденции: что мешает, или как продать больше?».

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Ринки Food >

Теги:

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*