21 квітня 2016

Цена перестает быть важным преимуществом онлайна, т.к. стоимость товаров в онлайне и офлайне стала примерно одинаковой, - Андрей Осадчий, GfK Ukraine

Цена перестает быть важным преимуществом онлайна, т.к. стоимость товаров в онлайне и офлайне стала примерно одинаковой, -  Андрей Осадчий, GfK Ukraine

3841

На конференции iForum-2016 замначальника отдела Point of Sales Tracking исследовательской компании GfK Ukraine Андрей Осадчий выступил с докладом «Что и как украинцы покупали в онлайне и в офлайне в 2015 году», в котором описал текущую ситуацию на рынке онлайн-продаж в Украине.

Он отметил, что ситуация на рынке бытовой техники и электроники (БТиЭ) Европы в части онлайн и офлайн каналов продаж существенно различается. В частности, интернет-продажи в основном растут (кроме фотоаппаратов и бытовой электроники), тогда как продажи через «стационарные» точки продаж падают (кроме мобильных устройств и мелкой бытовой техники).

Вместе с тем, пока только каждое пятое евро (21,1%) тратится в онлайне, а все остальное приходиться на традиционную торговлю. Самый большой удельный вес в торговле БТиЭ в Европе приходится на различные мобильные устройства (планшеты, смартфоны и ноутбуки) - 49%.

Относительно Украины, то последние 3 года рынок торговли БТиЭ находится в стадии стагнации. По данным GfK Ukraine, по 52 товарным группам в 2013-2015 гг не было никакого роста и объем рынка составлял 48,9 млрд. грн. , 47,5 млрд. грн. и 47,3 млрд. грн. соответственно.

Вместе с тем, происходят существенные изменения структуры торговли на украинском рынке БТиЭ. Доля онлайн продаж за 2014-2015 гг выросла на 4 п.п. (до 24%), а общая динамика роста составила 16%. В онлайне вырос спрос на мультифункциональные устройства (+35%), мелкую бытовую технику (+33%) и смартфоны (+28%). В традиционной торговле снизился спрос на фотоаппараты (-34%) и бытовую электронику (-28%).

По его словам, те, кто покупал в онлайне за последнее время почти не поменяли свое потребительское поведение. Тогда как офлайн-покупатели все больше идут в традиционные магазины за смартфонами.

«Проникновение интернета в стране пока недостаточное, чтобы дотянуться до каждого украинца, но традиционные магазины остаются вполне жизнеспособными. Комбинация онлайн и офлайн каналов продаж будет работать и в дальнейшем», - отметил Андрей Осадчий.

Эксперт подчеркнул, что цена перестает быть важным преимуществом онлайна, т.к. стоимость товаров в онлайне и офлайне стала примерно одинаковой (за счет скидок, акций и других промо активностей). Конкуренция переходит в плоскость удобства.

«Скорее всего, в таких условиях онлайн покажет себя более эффективным, у него есть предпосылки для экстенсивного роста. Также у онлайна выше эффективность бизнеса. Единственное что может повлиять на снижение доли онлайн - это изменение правил игры на рынке, например, если всех курьеров интернет-магазинов обяжут иметь мобильные кассовые аппараты», - отметил Андрей Осадчий.

Как отметил эксперт, 55% украинцев (18 млн чел.) имеют постоянный доступ к сети, но из них только 3 млн покупают товары онлайн. У интернет-торговли есть большой резерв роста просто за счет подключения новых абонентов, хотя не все они автоматически станут онлайн-покупателями.

Отличия онлайн-покупателей от тех, кого не интересует интернет-шопинг, достаточно прогнозируемы: молодой возраст, проживание в крупных городах и более высокий уровень благосостояния.

За счет увеличения культуры потребления доля БТиЭ несколько снижается, но растет удельный вес покупок одежды в онлайне. Также увеличивается количество тех, кто приобретает товары на иностранных онлайн-площадках (сейчас таковых 38% пользователей) и в соцетях (в частности, в «ВКонтакте» и Facebook).

Андрей Осадчий сделал такие общие выводы в развитии онлайн-торговли в Украине.
1. Положительный сценарий для рынка БТиЭ - рост в гривне на несколько процентов за счет смартфонов. Снижение значимости БТиЭ в общем рынке e-commerce.
2. Количество онлайн-покупателей в общем объеме онлайн-пользователей в Украине будет приближаться к 30%.
3. Рост доли онлайна, в т.ч. за счет продаж в соцсетях и через маркетплейсы. Ситуация может поменяться при изменении правил игры.
4. Часть доли БТиЭ перейдет в категории одежды и обуви, аксессуаров и автотоваров.
5. Изменение портрета покупателя в БТиЭ и относительная стабильность в остальных сегментах.

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*