Нет роста рынка. Обзор рынка продуктового ритейла Молдовы
Несмотря на оптимистичные показатели статистики Молдовы по торговому обороту за І-е полугодие 2014 года, рост которого составил 3,5%, большинство коммерсантов отмечают спад продаж в физическом объеме. Особенно это коснулось продовольственной розницы и их поставщиков, которые после падения молдавского лея, не смогли удержать прежний уровень цен.
По словам сетевых операторов, если в денежном выражении продажи в первом полугодии выросли, то в натуральном они снизились, в среднем, на 5-7%. Нет роста рынка. С расширением сетей увеличилась конкуренция, а с девальвацией национальной валюты резко сократились расходы населения. Большая часть покупок пришлась на товары длительного пользования (электробытовая техника, стройматериалы, мебель). В продовольственной рознице в объемах доминировал базовый ассортимент низкой и средней ценовой категории.
В продуктовой матрице не менее 70% приходится на импортный товар, на который закупочные цены уже менялись несколько раз. За первое полугодие, по сравнению с тем же периодом 2013-го, евро вырос на 15%, а доллар — на 10%, что не могло не сказаться на себестоимости поставок. По данным статистики, оптовое звено сработало блестяще: в первом полугодии 2014-го оборот предприятий оптовой торговли увеличился на 19,4% (в текущих ценах). Но на данный показатель повлияли те, у кого прайсовая цена заявлена в иностранной валюте: для таких поставщиков товар резко подорожал, соответственно статистика получила косвенные показатели роста объемов в оптовом звене.
Для импортеров этот год выдался сложным: они стараются сохранить уровень продаж за счет снижения маржи, но в ряде случаев им это не удается. Легче оказалось тем, кто занимается и оптом, и розницей, там срабатывает закон сообщающихся сосудов. Но собственными оптовыми подразделениями обзавелись лишь «Supermarket N 1» и «Fidesco».
Если у коммерсантов и прослеживалось увеличение объемов, то либо за счет экстенсивного роста сетей, как это было у «Unimarket», либо за счет органического роста, что прослеживается у «Supermarket N 1». Последний демонстрирует медленный, но взвешенный подход к открытию каждого магазина сети. Их пока меньше десяти, но в большинстве случаев они работают на собственных площадях (это единственная сеть, которая не участвовала в общей гонке за свободными коммерческими площадями в столице). Эти супермаркеты узнаваемы как по ассортименту, так и по оформлению мест продаж, и на фоне остальных у них стабильная доходность. По словам совладельца компании Александра Нисенбойма, первое полугодие сеть отработала ровно, не было ни всплесков, ни провалов, но уже к концу года ожидается рост продаж за счет открытия новых магазинов.
Под «Supermarket N 1» в Кишиневе выделены пять строительных площадок, однако к открытию готов лишь один маркет на бул. Дачия. Этот объект примечателен не столько своей дислокацией (расположен рядом с продовольственным рынком), сколько новым торговым форматом. Сеть впервые отошла от концепции запуска исключительно супермаркетов и открывает первый магазин формата «у дома» «N 1 City». Под него арендовали площадь бывшего китайского ресторана, расширили и привели в порядок прилегающую территорию, где организован паркинг. Ничего общего с дискаунтером у «N 1 City» нет — ни экономии на издержках, ни усеченного ассортимента. В данном объекте прослеживается четкое зонирование и выверенный ассортимент: несмотря на отсутствие того же кулинарного отдела, маркет способен покрыть максимальные потребности покупателя. У инвесторов была задача предложить высокое качество на малой площади (350-500 кв. м). По их словам, в течение года в этом формате появятся еще два магазина «N 1 City».
Сама идея дискаунтера в Молдове потерпела фиаско. Из-за высоких запросов покупателей, ритейл перешел от магазинов с большой площадью, к их малым копиям. Сетевики давно поняли, что расти только за счет крупноформатной розницы сейчас нельзя, поэтому большие сети («Green Hills Market», «Fourchette», «Fidesco») давно практикуют «мультиформат». «Supermarket N 1» эту нишу долго игнорировал и вошел в нее одним из последних.
В начале этого года не устояла и компания «Metro», которая запустила свой первый франчайзинговый проект — сеть продмагов шаговой доступности под вывеской «Odido». Несмотря на то, что в России и Украине эта программа оказалась не столь успешной, в Молдове руководство «Metro» планирует запустить 300 точек преимущественно на периферии и получить оборот в 700 млн. леев. Половину этого объема должны составить товары, закупленные франчайзи в «Metro». Согласно контракту, владельцы франшизы не выплачивают ни паушальных взносов, ни роялти, но обязаны закупать весь перечень товаров под собственными марками сети («Aro», «Fine Food», «Select Horeca», «Rioba», «Fairline», «Sigma», «Tarrington House» и др.). В общем объеме этот «обязательный набор» составляет порядка 20%.
На момент запуска сети «Odido» насчитывала 14 магазинов в райцентрах республики. Среди потенциальных франчайзи числилось еще порядка 70 предпринимателей, располагающих собственными площадями (она должна варьировать в пределах 150 кв. м и быть пригодной для работы по системе самообслуживания). Однако за полгода сеть пополнилась только 8 объектами и сегодня насчитывает 22 продмага «Odido». Несмотря на то, что запуск одной такой точки требует от 10 тыс. до 15 тыс. евро, франшиза суперпопулярной пока не стала.
Впервые за все время своего существования по франчайзингу начала развиваться сеть «Fourchette». Первую франчайзинговую точку украинцы протестировали в 2012 году в Грузии, вторую открыли год назад в Евпатории и тогда же анонсировали запуск программы в Молдове. По условиям контракта, компания «Фуршет» продает франшизу с правом выкупа «Фуршетом» операционного бизнеса, открытого по франшизе. По словам Адриана ЛАЗАРЕНКУ, директора сети «Fourchette» в Молдове, в конце прошлого года в Тараклии открыли первый франчайзинговый магазин на площади 800 кв. м (франчайзи стал местный предприниматель). К запуску готовится второй такой маркет в Тирасполе, который также будет курировать кишиневская команда «Fourchette-M». В целом, сеть будет развивать оба направления (собственные и франчайзинговые магазины), без каких либо приоритетов.
За последний год у украинских инвесторов не наблюдалось особой активности в Молдове. Исключение составил лишь «Ритейл Групп», которой принадлежит сеть «Green Hills Market»: в апреле она запустила антикризисный проект «Velmart» - гипермаркет низких цен на базе супермаркета в ТЦ «Plaza». К тому моменту «Green Hills» уже практиковал «мультиформат» как способ диверсификации рисков, однако во всех своих объектах использовал единый стандарт управления. В результате доходность сети стала падать и адаптация концепта «Velmart» за счет ценового имиджа считалась хорошей альтернативой.
Малопонятный в Молдове формат ушел от привязки товара к бренду и представил большую линейку весовых товаров. По словам Игоря ПЕНСКОГО, генерального директора сети, рост продаж этой товарной категории составил 300%. Сетевик сформировал два якорных отдела — рыбный и фруктово-овощной, добившись эксклюзивных ценовых преференций у поставщиков. Однако, выиграв в объемах (в целом, товарооборот увеличился на 30%), компания потеряла на наценке, тем не менее, считает, что этот проект попал «в яблочко». Других открытий у «Green Hills» в нынешнем году не было. Сейчас в сети намерены развивать магазины «Express», под который будут переформатированы еще три действующих маркета — в районах Чокана, Буюкань и Телецентре (бывший «Select»). Открытие второго «Velmart» пока еще на стадии проекта.
Не было в 2014-м новых запусков у «Пятерочки», которая остановилась на открытии восьми маркетов в Кишиневе. Еще на старте этого проекта было очевидно, что ему не хватает денежных ресурсов. К этой сети присматривалась компания «Ducates grup», принадлежащая Василию ДРАГАНУ, который в итоги решил развивать свой бизнес за счет покупки ее конкурента - «Unimarket Discounter», насчитывающей 32 маркета.
«Ducates», который ранее приобрел сеть «Linella», после сделки сразу оказался самым крупным оператором в продуктовой рознице, его консолидированная сеть насчитывает 56 маркетов с ежедневным оборотом в 4 млн. леев в день. Количество ежедневно обслуженных покупателей составляет порядка 70 тыс., при таких показателях компании проще других будет диктовать свою волю поставщикам. Его конкуренты считают, что удвоив объем продаж, этот инвестор построит вертикальную модель, с собственным производством, упаковкой, распределительным центром, когда структура станет полностью автономной. Они уверены, что лет через пять, несмотря на высокозатратную арендную площадь, сеть выйдет на хорошие показатели по прибыльности и пройдет предпродажную подготовку. Тандем «Linella-Unimarket» - это не инвестиция для семейного бизнеса, а инвестиционный проект для последующей продажи, причем не местному, а крупному западному оператору. Так или иначе, главная новость этого года — смена доли рыночных игроков с большим перевесом в пользу бывших «дискаунтеров».
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
По материалам: www.retai.net, Экономическое обозрение «Логос-пресс
Раздел: Статті >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар