22 квітня 2016

Украинская розница: «дно» пройдено?

Украинская розница: «дно» пройдено?

3154

Давно известно, что торговля – индикатор состояния экономики. По итогам показателей розничной торговли в I квартале можно осторожно утверждать, что «дно» кризиса для ритейлеров пройдено или близко к этому. Да, это произошло за счет роста цен, инфляции и низкой сравнительной базы 2015 года, но это, наверное, первый позитив в море негативной информации.

Госстат рассчитывает несколько показателей торговли, которые показывают за один и тот же период разную и даже разнонаправленную динамику. Так, розничный товарооборот в I квартале в сопоставимых ценах вырос на 3,6%, до 121,9 млрд. грн. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах за тот же период увеличился на 1,6%, до 255,1 млрд. грн. Второй показатель отличается от первого тем, что в него включен розничный товарооборот предприятий, осуществляющих деятельность по розничной торговле, торговля на рынках и ФЛП. При этом оптовый товарооборот в I квартале упал на 1,2%, до 2,8 трлн. грн.

Напомним, что показатели розничного товарооборота и оборота розничной торговли в январе и январе-феврале показывали такую динамику: 0,1% и -0,6%, -1,4% и -1,7% соответственно. По-сути, период январь-март – это первый период, за который динамика розничной торговли показала небольшой, но все-таки позитивный прирост.

Разумеется, в вышеприведенных данных имеет место определенная игра цифр, и это не значит, что все резко стало «хорошо». Показатели розничной торговли показали рост за счет эффекта масштаба, т.е. сравнительной базы резкого падения объемов торговли в прошлом году. Напомним, что розничный товарооборот в 2015 году сократился на 21%, до 478 млрд. грн.

«Низкая сравнительная база сыграла здесь ключевую роль. После резкого всплеска панического спроса на потребительские товары в феврале 2015 г, спровоцированного стремительным падением валютного курса, объем розничной торговли в марте 2015 г резко сократился и оставался невысоким до осени. Учитывая это, можно предположить, что потребление домашних хозяйств было по-прежнему слабым в прошлом месяце», - отметила Елена Белан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital.

Кроме того, рост объемов торговли растет, прежде всего, за счет инфляции, которая за январь-март составила 1,5%. Напомним, что базовая инфляция (исключает краткосрочные изменения цен под влиянием административных, сезонных и других факторов) в Украине в 2015 году ускорилась до 34,7% после 22,8% в 2014 году и 0,1% в 2013 году. Рост потребительских цен в Украине в прошлом году составил 43,3%.

Отметим, что по оценкам исследовательской компании Nielsen, в 2015 году продажи продуктов питания и напитков в Украине упали на 12,2% в натуральном выражении, но в денежном эквиваленте увеличились на 20,1%. Основной фактор тот же - это рост цен. В среднем в 2015 году удорожание продуктов питания и напитков составило 26%.

Также повлияло на рост цен в торговле и повышение цен поставщиками. По данным Госстата, цены в промышленности Украины после снижения в январе на 1,1% и увеличения в феврале на 1,5%, в марте выросли на 4% за счет роста цен на энергоносители. Напомним, что рост цен в промышленности Украины в 2015 году составил 25,4%.

С другой стороны, официальная статистика никак не связана с показателями отдельных розничных сетей, которые за счет роста цен показывают достаточно высокую динамику продаж. Так, компания «Ритейл групп» (сети «Велмарт», «Велика Кишеня» и «ВК Экспресс») показала прирост товарооборота на 42%, до 8,7 млрд. грн., оборот торговых сетей группы компаний Fozzy Group вырос на 29%, составив более 46,5 млрд. грн., а сеть «АТБ-Маркет» завершила прошлый год с товарооборотом на уровне 46,7 млрд. грн. увеличив показатель на 16,5%.

Вместе с тем, потребительские ожидания украинцев от месяца к месяцу существенно варьируются вслед за ситуацией в экономике и характером новостного потока. По данным GfK Ukraine, индекс потребительских настроений в марте снизился на 3,6 пункта, до 50,6 п., в феврале индекс составил 54,1 п., что на 3,9 п. выше, чем в январе, в котором показатель снизился до 50,2 п. Как видим, направления движения ожиданий движутся разнонаправлено.

Если взять отдельные компоненты оценок исследования GfK Ukraine, то наиболее влияющими на перспективы розничной торговли являются индексы текущего личного материального положения, целесообразности крупных покупок и экономических ожиданий. Все три показателя повторяют динамику основного индекса: март и январь – снижение и рост в феврале. То есть ярко выраженного тренда на улучшение потребительских ожиданий украинцев пока нет.

С другой стороны, по результатам опроса руководителей предприятий, который провел в I квартале Нацбанк, бизнес ожидает снижения курса гривны до 30 грн./долл. и инфляцию 22,2% в следующие 12 месяцев. Примечательно, что торговые компании настроены более оптимистично, чем промышленные предприятия.

Вместе с тем, напомним, что не так давно ритейлеры в целом смотрели в будущее без особого оптимизма. Так, в I квартале 2016 года индикатор деловой уверенности в розничной торговле снизился по сравнению с IV кварталом 2015 года на 9 п.п. и составил -4%. Отметим, что в течение всего прошлого года этот показатель вырос на 17 п. п. и достиг в IV квартале уровня в 5%.

В целом, до реального экономического улучшения пока далеко. По данным апрельского консенсус-прогноза, по сравнению с декабрьскими оценками аналитики ухудшили прогноз инфляции на 2016 год на 0,4 п. п. – до 13,5%, но улучшили прогноз роста реального ВВП на 0,1 п. п. - до 1,1%. В числе основных внутренних рисков в текущем году аналитики отметили ограничения на валютном рынке, низкий уровень банковского кредитования, девальвационные ожидания и рост неплатежеспособности реального сектора.

 

ТЕКСТ: Юрий Григоренко

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*