14 февраля 2017

Налоговые новинки: что теперь надо помнить?

Налоговые новинки: что теперь надо помнить?


Что делать, когда госдолг растет, а количество западных инвестиций снижается? Правильным решением является развитие экономики. Собственно, об этом шибко задумались наши власти. Глубина их задумчивости поразила глубиной мысли…

Он заготавливался еще с весны. 27-го мая прошлого года правительство разработало ряд мер. По словам представителей Кабмина, эти меры обеспечат подъем экономики и благоприятную среду для бизнеса. Да, неужели? Об этих реформах Президент говорил оставшиеся полгода, заверяя, что новые законы подавят коррупцию и помогут предпринимателям. Но, похоже, все получится наоборот.  Так, на столе главы государства появилось два законопроекта: один позволяет, другой – запрещает. Оба норматива были подписаны… Чего же теперь ждать предпринимателям?

Закон улучшения, или классическое разочарование

В первый день нового года в силу вступило два законопроекта: 5368 «Про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины об улучшении инвестиционного климата в Украине» и норматив «Про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2017-ом году».

«Существует большая вероятность того, что в действии Закон «улучшения» окажется классическим разочарованием для бизнеса, в измерении ожидания/реальности», - отметил Денис Рыбин, управляющий партнер юридической компании Safir Law & Finance для портала  TradeMaster.UA 

В прочем, не все так мрачно. Благодаря новым нормам, отменен 2-процентный пенсионный сбор от обмена валюты. Кроме того, увеличился срок для проведения камеральной проверки. Теперь он составляет 30 дней. Ранее такой срок был установлен только относительно НДС. Повышение уровня минимальной заработной платы также нашло отображение в текстах новых законов. Правда, поправки нельзя назвать улучшением климата для бизнеса, хотя былую ситуацию ухудшить они не смогут.

«Например, в связи с увеличением в два раза минимальной зарплаты, уменьшено с 50-ти до 25-ти размеров минимальной заработной платы сумму операции, осуществлённой с неприбыльной организацией, на которую налогоплательщик имеет право не корректировать свой финансовый результат к налогообложению, изменен действующий лимит признания задолженности, которая прощена кредитором и т.д.», - объясняет Денис Рыбин.

Но это только вершина айсберга. Что же скрывается под водой?

Согласно нормативу, налоговая накладная и/или расчет корректировки, составленные и зарегистрированные после 1-го июля 2017-го года в Едином реестре налоговых накладных налогоплательщиком, который осуществляет операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, который относится к налоговому кредиту, и не нуждается в любом другом дополнительном подтверждении.

«На первый взгляд – хорошая новость, хотя, по сути - нивелируется данным ГФСУ правом останавливать регистрацию НН», - комментирует управляющий партнер Safir Law & Finance.

Кроме того, новый порядок исключает статью № 209 из Налогового кодекса Украины. Таким образом отменяется спец режим НДС для аграриев. Вместе с тем, Государственная фискальная служба Украины теперь уполномочена регистрировать и отказывать в регистрации налоговых накладных и расчетов коррекции. Также придется обязательно применять РРО при продаже сложных технических товаров. Примечательным нововведением служит дополнение к пункту 78.1.1 Налогового кодекса Украины. Благодаря им, контролирующий орган получает дополнительные основания для отправки запросов юридическому лицу. В случае отсутствия надлежащих ответов, орган имеет право провести внеплановую проверку. Очевидно, таким образом правительство решило побороть коррупцию. Как же оно задумало бороться с бюрократией? Вероятно, с помощью новых реквизитов НН и РК, которые предусматривают нововведение! Собственно, все товары должны обзавестись новыми кодами УКТ ВЭД (украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности), предоставители услуг, соответственно, обязаны иметь в наличии коды украинского классификатора товаров и услуг. По мнению законодателей, это позволит фискальным органам отслеживать движение товаров и услуг, а также определять нарушения деятельности.

По мнению Дениса Рыбина, все эти и другие инновации национального законодательства приведут преимущественно к негативному эффекту:

«Борьба с незаконным оборотом денежных ресурсов и меры для наполнения бюджета в очередной раз приведут к усложнениям для ведения честным бизнесом своей хозяйственной деятельности».

Что станет проще?

Отныне налоговая служба станет осуществлять свой контроль, с помощью введения единого электронного реестра.С одной стороны, это облегчит процесс отчетности и деловодства. Но, что с другой стороны?

Как напоминает Денис Рыбин, до 2017-го года существовало 2 реестра заявлений про возврат суммы возмещения бюджетного НДС. Закон № 5368 обеспечил слитие обоих реестров.  Возмещение НДС будет осуществляться Казначейством на основании заявлений. Выводы контролирующих органов не потребуются. Процесс приема заявлений стал электронным, а возмещения НДС - автоматическим. Соответствующий реестр разместится на сайте Минфина.

Особенно неприятные новости для многих предпринимателей принесут последние правки в НКУ. Они возвращают контролирующим органам право для проведения документальной проверки плательщика относительно бюджетного возмещения НДС. Это будет практиковаться, если расчёт суммы бюджетного возмещения был осуществлен за счет расчета отрицательного значения, сформированного по операциям за период до 1-го июля 2015-го года, которые не подтверждены документальными проверками. Это также касается операций по приобретению товаров/услуг до 1-го января 2017-го года у сельскохозяйственных предприятий, которые использовали специальный режим налогообложения НДС. Денис Рыбин считает, что препятствием для позитивных изменений станет право, данное ГФСУ останавливать регистрацию налоговых накладных с 1-го апреля текущего года. К сожалению, в этот День смеха многим станет не до смеха… Причина в том, что пока не опубликованы основания для постановления регистрационного процесса. Это создает дополнительные риски для бизнеса, а не тёплый климат для инвестиций.

«Об этом можно говорить, учитывая, что легко отследить логическую последовательность»: нет зарегистрованной налоговой накладной– нет налогового кредита – нет отрицательного значения для НДС для возмещения – нет возмещения, даже если есть чудесный новый реестр, который осуществляет возмещение автоматически», - подчеркивает Денис Рыбин.

Налоговые каникулы, которых никто не получит

Особенно громким и желанным обещанием стали налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса. Такую меру принимали все страны по дороге в пропасть законсервированного кризиса. Практика показала, что, отказавшись от некоторых налогов, экономика выигрывает гораздо больше.  Собственно, Закон «улучшения» пошёл на такую уступку. Согласно его положениям, налоговая ставка на прибыль малого и среднего бизнеса составит 0%. Мечта останется реальностью вплоть до 31-го декабря 2021-го года, если закон не отменят. Правда, этими каникулами никто не сможет воспользоваться. Они предусмотрены только для предприятий, чей годовой доход не превышает 3 млн грн., при этом, размер ежемесячной заработной платы сотрудника не должен быть ниже, чем размер двух минимальных заработных плат. Количество работников льготного предприятия должна колебаться от 5-ти до 50-ти особ.

«Кардинально лед не тронется», - констатирует Денис Рыбин – «Налоговые юристы не видят в этом аж слишком хорошей вести. Налоговые каникулы – просто хороший PR-ход, которым не каждый желающий и не по всем налогам сможет воспользоваться».

Таким образом, для малого и среднего бизнеса наиболее комфортной остается упрощенная система налогообложения.

Принятие Закона «Улучшения» и вспомогательных нормативов ликвидировало налоговую милицию. Но рано радоваться, ей на смену придет финансовая полиция. Что изменится, кроме названия – обществу пока неизвестно. Надеется на лучшее? Нет, только на себя.

Сколько заставят платить?

В целом законодательные инновации коснулись лишь некоторых правил игры. Ощутимо поменялась система деловодства. Уровень налогообложений несущественно отличается от прошлогодних требований. Что касается оплаты труда, в этой сфере налоговое обложение стало более тяжелым. Это связано с повышением минимальной заработной платы в два раза при ставках ЕСВ в 22%, НДФО – 18%, военного сбора - 1,5%.  Плательщикам ЕН придется выворачивать карманы. От давления этого налога и ЕСВ в меньшей мере пострадает I группа налогоплательщиков.

Собственно, давление на предпринимателей не планирует снижаться. Госбюджету нужны ресурсы. Обычно, экономический уровень повышается за счет развития производства, но   наше правительство считает иначе. Вместе с тем, европейские предприниматели утверждают, что получили бы такое же давление со стороны государства, если бы не вмешивались в законодательный процесс. Западные коллеги рекомендуют создавать эффективные бизнес-ассоциации и строить качественный диалог с властями. В противном случае, давление лишь усилится.

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB     

 

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги