02 марта 2017

Чихотка аптечного бизнеса: какое лекарство поможет?

Чихотка аптечного бизнеса: какое лекарство поможет?


В любые времена и при любых условиях народ требует хлеба и зрелищ! Без лекарств также не обходятся. Правда, иногда их покупают мало, заставляя аптечный бизнес чихать. Какой же вирус теперь вызвал это респираторное заболевание? Каким лекарством его вылечить?

Если это хорошо – что такое плохо?

  TradeMaster.UA - Фармацевтический сектор как бы независимой Украины развивался очень неоднородно, родившись в потугах. Рост индустрии прекратился в 2007-ом году. Тогда по нему ударил мировой кризис. Продержавшись на плаву 1 год, фармацевтическая сфера Украины получила хорошую поддержку от зарубежных инвесторов. Иностранное финансирование ощутимо подняло уровень отечественных производителей и расширило ассортимент. В сетку товаров попали не только медицинские препараты, но также диетические добавки, лечебная косметика и товары медицинского назначения. Предложение сделало спрос. Правда, политический переворот, аннексия Крыма и боевые действия на Востоке страны разрушили инвестиционную привлекательность Украины, которая и ранее не слишком обольщала. В 2014-ом году состояние аптечного бизнеса достигло уровня 2007-го года. Годом спустя аптечный рынок пошёл на поправку. Рост продолжился в 2016-ом году. Так, в прошлом году, увеличился не только уровень прибыли, но также количество медицинских препаратов. За первое полугодие было зарегистрировано 12744 медикамента. За два года их количество выросло на 145 препаратов. Число продуктов отечественного производителя составило 3835, объем импортируемых товаров насчитал 8906 медикаментов. Согласно официальным данным, число медпрепаратов украинского производителя выросло на 213 товаров, а зарубежного – снизилось на 71 товар. Успешность аптечного ремесла подтверждают бумаги со статистикой прибылей. Если им верить, в июне прошлого года прирост аптечного рынка составил 18,3% в денежном эквиваленте и 4,1% - в натуральном. Так отраслевые прибыли насчитали 41786,1 млн грн. Но не стоит обольщаться, сопоставляя цифры на бумагах. Чтобы определить успешность, необходимо учесть курс доллара. Прибыли фармацевтического рынка в долларовом эквиваленте стали расти лишь со второго полугодия минувшего года. Прирост не оказался значительным.

  Ощутимым ударом по продажам стало падение покупной способности сограждан. Теперь они предпочитают более дешевые лекарства, либо вовсе обходятся без них. Некоторые источники утверждают, что со второго квартала 2016-го года зафиксирован рост продаж медпрепаратов и лечебной косметики. Спрос на диетические добавки постепенно увеличивался на протяжении всего прошлого года. Это отчасти связано со снижением цен. К такому методу украинских аптекарей привело банкротство многих коллег. С 2013-го года руководство страны принялось активно закрывать аптечные киоски. Это привело к росту аптечных сетей. Ускоренными темпами аптечный ритейл стал развиваться в 2015-ом году. За этот период в стран открыло 685 аптек. Согласно последним данным, в Украине функционирует около 19 799 аптек. В числе лидеров рынка остаются такие ритейлеры, как Аптека-Магнолия ("Аптека низьких цін", "Благодія", "Копейка"), Мед-Сервис групп ("Мед-Сервис"), Сириус-95 ("Бажаємо здоров’я"). Самая крупная доля на рынке (7,4%) принадлежит компании "Аптека-Магнолия". В свете экономических трудностей, начал быстро развиваться  новый формат аптечного бизнеса.  Все чаще открываются  роботированнные аптеки.  Экономию  получают не только потребители, но также ритейлеры.  Роботизированные аптеки позволяют экономить на сотрудниках и на масштабе торговой площади. Принцип таких аптек заключается в том, что покупатель сам формирует свою покупку с помощью корпоративного планшета.  Купленные товары упаковывает робот. Тем временем, клиент совершает оплату  с помощью банковской карты, или через терминал. Помощь  в выборе товара оказывает фармацевт-консультант, который  находится в зале.

  Список лидеров среди отечественных производителей также не меняется. В их число вошли такие компании, как «Фармак»,  «Дарница», и «Борщаговский  химико- фармацевтический завод». Их ежемесячная прибыль составляет около 5 млн грн.  После экономического спада спрос на фармацевтическую продукцию упал, став ниже уровня предложения. Это побудило повышение конкуренции, особенно в больших городах. Чтобы выиграть ее и не прогореть, многие компании стали снижать наценки на некоторые товары. Правда, такая тенденция не является массовой. Кроме того, многие препараты, считавшиеся ранее медицинскими, перешли в категорию диетических добавок. Стоит отметить, что традиционно с октября спрос на лекарства несколько возрос. Этому поспособствовали простудные заболевания.

 «Да, действительно, сегодня аптеки работают в экономических условиях, которые соответствуют реалиям жизни нашей страны», - комментирует Владимир Руденко, доктор фармацевтических наук, директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины – «Как и в других видах деятельности, аптечный бизнес чувствует определённые проблемы также. В первую очередь, ощутимым является снижение покупной способности наших граждан, которые отдают предпочтение дешевому сегменту медицинских препаратов. Проходит импортозаменение, что хорошо для отечественного производителя».

  Снижение спроса на аптечные товары подчёркивает уровень смертности. В прошлом году из жизни ушло 529 766 украинцев. Эти показатели вывели нашу страну на второе место в рейтинге государств с самым высоким уровнем смертности. Первое место заняло Лесото -  королевство в Южной Африке. По словам некоторых инсайдеров, одной из основных причин высокой смертности украинцев является низкая покупная способность, которая препятствует должному лечению. Вместе с тем, индустрия поддельных медикаментов начала вновь развиваться стремительными темпами. Экономя на дорогом сырье, подпольные лаборатории   в большинстве случаев изготавливают яд.

Эксперты считают, что рост аптечного бизнеса является мнимым. В 2015-ом году продажи упали почти на 1,5 млрд упаковок.  В долларовом выражении упадок составляет 33,5%. Тенденции 2016-го года не имеют существенных отличий.

Пугающим служит тот факт, что затраты граждан на фармацевтические товары занимают 4-5-ое место, или 8,1% от всех расходов. В чем же заключается основная проблема отечественной фармацевтической сферы?

Как поправить аптечное здоровье?

  Проблема   фармацевтического сектора Украины заключается в высокой импортозависимости. Но цифры вновь создают впечатление безоблачной действительности. Согласно статистике, 50% рынка занимает продукция отечественного производителя. Правда, большая часть препаратов   являются устарелыми и клинически неэффективными. Поэтому, импортируемая продукция чаще встречается на аптечных полках и реже там задерживается. Так в аптечках наших граждан выстраиваются медикаменты из Германии, Франции, Италии, Индии, Венгрии, Польши, Словении и т. д. Кроме того, ощутимая доля сырья приобретается заграницей. В условиях экономической нестабильности такой шаг не привлекает риски, поскольку себестоимость препарата привязывается к валюте. Это вынуждает часто и значительно менять цены на товары. Чтобы фармацевтическая индустрия не углубилась в кризисном состоянии, необходимо отыскать эффективное решение проблемы, а не подстраиваться под нее.

Интегрируя в ЕС, стоит брать пример с европейских коллег. Чем же он примечателен? Говоря об импортируемом сырье, стоит отметить, что двигателем развития западного бизнеса служит углубленное сотрудничество с партнерами из разных стран. Прочная сеть международных связей помогает обменяться опытом, найти новые пути для прогресса и расширить свой рынок сбыта. Нашим препятствием к такому сотрудничеству служит ощутимая разница в экономичном уровне и в законодательной системе. Кроме того, предложение формирует спрос, а болезни требуют повышение эффективности лечения. Расширение ассортимента украинских производителей весьма незначительно. В основном, отечественные фармацевты рассчитывают на продажи ходовых и проверенных временем препаратов. Это служит ключевым отличием между украинским и европейским аптечным бизнесом. Западный фармацевтический сектор нацелен на инновации.  В среднем за год немецкие производители тратят на инновации более 3-х млрд долларов. Доспевающая Польша также не скупится на развитие аптечного ремесла. Ее ежегодные затраты на фармацевтические инновации насчитывают в среднем 78 млн долларов.

Чтобы выиграть, нужно знать правила. У нас они меняются чрезмерно быстро, или слишком медленно. Одним из самых неспешных реформаторов Украины является Министерство охраны здоровья. Большое количество законопроектов вылеживаются на полках этого ведомства, тормозя тем самым развитие бизнеса и выздоровление социума.

Владимир Руденко отмечает:

«В конце прошлого года правительством был анонсирован ряд мероприятий, которые должны привести к удешевлению медицинских препаратов, но на данный момент в связи с тем, что МОЗ не подготовило все нормативные документы, которые касаются данного вопроса, начало действия постановления перенесено с 1-го января на 1-ое апреля текущего года. Это одна из самых больших проблем, так как из оборота могут исчезнуть препараты, которые не будут укладываться в задекларированные МОЗ цены, следовательно, люди не будут способны купить их за свои собственные средства».

Вместе с тем, не стоит ожидать фатального ухудшения проблемы. После относительной стабилизации гривны, Украина вошла в состояние законсервированного кризиса.  Его длительность сложно спрогнозировать, поскольку существуют страны, которым такая ситуация выгодна. Ярким примером служит Греция. Все же аптечный рынок является одним из самых необходимых и востребованных. Этот сектор не потерпел и не потерпит того упадка, который получили производители бытовой техники, одежды, или детских игрушек.  Но, чтобы ситуация улучшилась  , или стала стабильно неплохой, необходимо создать правила эффективной игры. Как раз  этим заниаются наши законодатели. Правда, то, что они издали в конце прошлого года,  может создать проблемы в текущем году.

9-го ноября   Кабмин одобрил два норматива, предложенных Миинистерством охраны здоровья. Речь идет о постановлениях № 862 «Про государственное регулирование цен на медицинские  препараты» и № 863 «Про введение компенсации стоимости медицинских  препаратов». Таким образом,   цена на некоторые медикаменты  возрастет, а  на часть препаратов – снизится. Эксперты считают, что очередные нормативы от МОЗ поспособствуют стабилизации тенденций в сфере ритейла и монополизации рынка. Кроме того,  новый порядок ценообразования не предусматривает переходной период. Это приводит к тому, что некоторые  лекарства на время становятся дефицитными.

«Позитивным является то, что с 1-го апреля должна стартовать Программа по возмещению стоимости медикаментов и множество граждан при определённых видах заболеваний (сердечных, диабетических и астматических) смогут получить их бесплатно», - сообщает доктор фармацевтических наук.

Как упоминалось выше, почвой для развития служит законодательная база. Поэтому, представители профильных профсоюзов призывают объединяться и вступать в диалог с властями для корректирования и создания законодательства, которое будет способствовать прогрессу частного сектора.

Портал про роздрібну та гуртову торгівлю TradeMaster.UA

Приєднуйтесь до професіоналів торгівлі на нашій сторінці в FB!

 

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги