31 августа 2017

Канцтовары: новые горизонты для рынка?

Канцтовары: новые горизонты для рынка?

196

Близится осенняя пора и это значит, что продажи на рынке канцтоваров значительно подрастут. Позитивная тенденция уже наблюдется, предвещая скорый спад продаж. Эксперты отмечают, что за последние 4 года течения на рынке канцтоваров заметно поменялись. Что же сейчас представляет собой эта сфера? Как изменилось поведение покупателей?

Намотайте на карандаш!

Вопреки опасениям и предсказаниям, рынок канцтоваров не остался стертым с лица экономики. Гаджетизация и цифровые форматы изменили вид деловодства, но не лишили его без традиционных канцтоваров. Об этом свидетельствует статистика. В среднем за год реализовывается около 170 млн. ручек, кстати, 80% из них являются китайским импортом.

Как и ранее, рынок канцтоваров сохраняет деление на два сектора: товары для деловодства и образования. Оба сегмента пользуются спросом, но большинство продавцов и производителей канцелярской продукции нацелено на повышение продаж в секторе товаров для деловодства. Причина в том, что сектор товаров для образования имеет сильную зависимость от демографических тенденций. Отталкиваясь от этого, можно предположить, что продажи товаров для образования будут падать. Согласно статистике, за полных 25 лет население Украины сократилось примерно на 8 млн человек, при этом количество детей снизилось почти вдвое. Сейчас численность маленьких украинцев составляет около 7,6 млн. На сокращение количества жителей страны также повлияла аннексия Крыма и теракты на Донбассе. Пока аналитики не берут в учет эти территории. Стоит также отметить, что число женщин значительно превышает количество мужчин. Это соотношение имеет прямое влияние на перспективы рождаемости.

Стоит отметить, что количество первоклассников в 2016-ом году снизилось на 5% в сравнении с 2015-ым годом. Демографы сообщают, чтобы исправить ситуацию, в каждой семье должно быть не меньше двух детей. Но тенденция многодетности уже давно исчерпалась, на ее место пришла мода Child Free. Но это не означает, что украинцы вымрут. Дети продолжают появляться на свет, расти и покупать школьные тетради. Тем не менее, демографические тренды важно учитывать при формировании корпоративных стратегий.

Благодаря уязвимости сектора товаров для образования, основные надежды возлагаются на сегмент товаров для деловодства. Производством и продажами такой продукции сейчас занимаются не только специализированные компании, но также многие маркетинговые агентства. Продажи таких товаров относительно равномерны на протяжении года. Тем не менее, в этом секторе также наблюдается зависимость.  Спрос на товары для деловодства связан с благосостоянием бизнеса. Как правило, предприятия государственного сектора не становятся большими клиентами. Основные прибыли обеспечивают банки, но за последнее время их количество существенно сократилось примерно на 23%.

Рыночные события

Итак, все не столь плохо. За 2016-ый год продажи канцтоваров выросли на 12,5%.

Стоит отметить, что со времен независимости рынок канцтоваров долгое время был стихийным. В 90-ых годах большое количество такой продукции не соответствовало мировым стандартам качества, представляя собой опасность для здоровья. Количество некачественных товаров начало постепенно сокращаться с наступлением нового тысячелетия. С 2000-го года канцелярский рынок стал приобретать организованную форму, чему поспособствовали законодательные регулировки. Временный подъем подавился на мировом кризисе. 2013-ый год стал поворотным также для рынка канцтоваров.

Импортная продукция, которая ранее пользовалась преимущественным спросом, стала менее актуальной. Повысился запрос на товары украинского производства. Сейчас их доля постепенно растет. Эксперты утверждают, что спрос на отечественную продукцию обусловлен в большей мере демпинговыми ценами, чем качеством. Основным конкурентом по демпингу для украинских производителей являются китайские коллеги. Показательными стали события со школьными тетрадями. Около 18,5% этой продукции не соответствует требованиям к качеству: приблизительно 28,5% тетрадной продукции вовсе не обладает соответствующей документации.

Кроме проблем также появились новые направления для развития. Одним из бытующих трендов стало создание СТМ, выпускающих канцтовары. Некоторые производители канцелярской продукции дополнили свой ассортимент аксессуарами и мебелью для офисов. Мода на эко продукцию не обошла рынок канцтоваров. В Украине пока только 5% от всей канцелярской продукции является экологически чистой. Низкое количеств эко-продуктов связано не только с их дороговизной, но также с производственными мощностями.  Пока на территории страны функционирует только 17 предприятий, занимающихся переработкой макулатуры. Увеличение их количества может существенно поменять обстановку на рынке.

Но несмотря на все усилия, пока отличительные характеристики этого рынка неизменны. Ему характерны высокие затраты и низкая морженальность. При этом наблюдается высокая конкуренция. Стоит отметить, что в категории школьных тетрадей предложение превышает спрос.

Самым популярным канцтоварам является ручка. В категории инструментов для письма она занимает 70% всего оборота, оставшиеся 30% поделили маркеры и корректоры.

Второе место по уровню спроса занимают школьные тетради, блокноты и альбомы для рисования. Кстати, к качеству альбомов для рисования покупатели приделают особое внимание.

Большую часть популярной продукции составляет импорт из Китая. Поставки из Польши и России заметно снизились за последние 3 года. Вместе с тем, развивается украинский экспорт канцтоваров. Основными покупателями служат страны бывшего СНГ и Прибалтика. Примерно 5% отечественных тетрадей уходит на экспорт.

Прослеживая тенденции спроса, стоит отметить, что повышение продаж приходится на конец июля-август и снижается к концу сентября. Новая волна востребованности поднимается в декабре. Правда, тогда повышенным спросом пользуются не ручки и тетради, а предметы для творчества. В конце апреля-начале мая увеличиваются покупки товаров для творчества.

Чего хотят покупатели?

Предпочтения покупателей в этом сегменте совпадают с ориентирами на остальных рынках. Пользователи товаров для деловодства выражают запрос на уникальность и оригинальность.

Для школьников характерно следование за модой. Большим спросом пользуются тетради, блокноты, альбомы и дневники с изображением звезд шоу-бизнеса, а также популярных персонажей из мультфильмов и молодежных сериалов. На западе спустя пару недель после релиза нового мультфильма в продажу выходит множество канцелярской продукции с главным персонажами. Такой мобильности пока не хватает украинским производителям. Выбирая тетради, основное предпочтение также отдается товарам с глянцевыми обложками. Они имеют более привлекательный вид и дольше сохраняются в хорошем состоянии. Как в секторе товаров для деловодства, так и в секторе товаров для образования, разрастается тренд на престижность продукции. Пока количество потребителей с таким запросом не слишком велик, но его численность медленно растет.

Важную роль в уровне спроса играет мерчендайзиг. Поскольку большая часть канцтоваров имеет весьма маленькие размеры, они остаются незаметными на прилавках. Незамеченный - означает накупленный. Принцип "спросите, я скажу, если есть" - значительно снижает продажи, поскольку приносит дискомфорт для покупателей. Мелкие товары лучше ставить на первый план. Над прилавком, или стеллажом повесьте табличку с изображением продукции, преимущественно мелкой, которая находится в нашем ассортименте. Не делайте надписи на табличках. Буквы могут слиться, кроме того покупателю нужно время, чтобы прочитать вывески. Изображения значительно облегчают коммуникации.

Папки, файлы и бумагу лучьше размещать в дальних углах прилавка, или на нижних полках стеллажа. На средних полках раскладывайте товары, требующие ознакомления. К таким относятся ручки, корректоры и маркеры. ставьте бумажные стикеры для испытания товара. Если покупатель сможет заранее испробовать ручку, или корректор, количество недовольных клиентов значительно снизится.

Действуйте в интересах покупателя, это повысит вам спрос!

Автор: Юлия Мостовая

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги