07 сентября 2017

Как продать книгу? Ритейл-аналитика

Как продать книгу? Ритейл-аналитика


Украина претендует возглавить список самых нечитаемых стран Европы. Всего 27% украинцев проявляют интерес к литературе. Для сравнения, 73,5% жителей Великобритании регулярно читают книги. В Германии число книголюбов составляет 66%, во Франции - 61%. Аналитики сообщают, что в 70-х годах прошлого века украинский ребенок в среднем читал 40 книг в год. Сейчас этот показатель снизился до 10-ти книг. Примерно 49% украинский детей вовсе не читают книги вне школьной программы. В чем причина? Неужели всему виной злосчастный интернет? Как чувствует себя книжная индустрия Украины?

Времена меняются...

Зарубежные эксперты констатируют: украинский рынок труда является неподготовленным. Низкая квалификация, либо вовсе некомпетентность сотрудников связаны с некачественным образованием, а также с упадком книжной индустрии. Пока запад выпускает мировые бестселлеры, украинские авторы зарабатывают на жизнь тем, что не зовется литературой. На протяжении длительного времени книжная отрасль воспринималась, как социально-важное направление, она не рассматривалась с точки зрения бизнеса и не воспринималась, как полноценная экономическая единица. Это стало одной из причин упадка литературной индустрии. Традиционно, большую часть продукции представлял импорт из России. Но событие, случившееся в декабре прошлого года, радикально изменило ход книжной истории.

В последний месяц уходящего 2016-го года парламентские депутаты приняли закон «О внесении изменений к некоторым законам Украины про ограничение доступа на украинский рынок иностранной печатной продукции антиукраинского характера». Он вступил в силу в январе 2017-го года. Исходя из этого положения, практически любой книжный импорт из России стал нелегальным. Тем не менее, книги российских авторов и российского издательства продавались в книжных магазинах вплоть до мая текущего года. Причина в том, что до конца весны парламентарии не издали подзаконных актов. Фактический запрет на продажи главного конкурента - издателей России позволил многим украинским издательствам замечтаться о помощи со стороны государства. Но что же произошло в результате? Пока украинские власти не включили в стратегию льготную политику, или государственные инвестиции для развития книгопечати. Тем временем, некоторые полки в книжных магазинах опустели, а рынки пополнились контрабандой. Книги из России можно легко приобрести на стихийных базарах. Правда, их стоимость выросла в 1,5 раза.

Согласно статистике, в 2016-ом году суммарный тираж по наименованиям вырос на 34,5% в сравнении с показателями 2015-го года. Такой подъем обусловлен госзаказом на печать учебников для 4, 7 и 8-ых классов. Результаты текущего года несколько отстают. По состоянию на 18-ое июля 2017-го года суммарный тираж по наименованиям сократился на 4,3% в сравнении с аналогичным периодом 2016-го года. В денежном эквиваленте этот показатель достиг 4,5%. Правда, в некоторых категориях товаров наблюдается рост:

  • Обучающие и методичьно-обучающие издания - 67,3% (с учетом госзаказа);
  • Переводы художественной литературы других изданий - 45,3%;
  • Нормативно-практических изданий - на 7,8%;

Тиражный рост одних категорий книг привел к сокращению других. Таким образом, уменьшилось количество экземпляров в следующих жанрах:

  • Общественно-политических изданий - 56,8%
  • Издания по медицине и охране здоровья - 24,7%
  • Для детей и юношества - на 8,8%

Олександр Афонин, президент Ассоциации издателей и книгораспространителей отмечает, что на протяжении трех последних лет прибыльность отрасли колеблется около 110-115 млн грн в год. Смена тенденций связана с внутренним перераспределением средств и приоритетов.

Книжные тенденции

Украинские издатели традиционно надеется на госзаказы. Вместе с тем, они делают акцент на выпуске художественной литературы для детей и подростков. При этом, в ход пускаются только те произведения, перевод которых уже давно имеется. На перевод новых работ не хватает средств.

Также не снимаются ставки с других типов книг для досуга. Большой дефицит товаров наблюдается в категории книг для бизнеса, книг для самообразования и технической литературы.

Причины низкого спроса на букинистику отчасти обусловлены высокими ценами. В долларовом эквиваленте стоимость литературы не изменилась, но в разница в гривнах стала очень ощутимой. За одну книгу средняя цена от издателя составляет 3,5 долларов, но ее стоимость в магазине завышается в 2-3 раза и более. Такие расценки не соответствуют возможностям сегодняшних потребителей.

Начиная с 2014-го года закрытие издательств стало тенденцией. Множество мелких игроков отрасли не смогло выдержать испытания кризиса. Ту же участь потерпела торговля на стихийном рынке. За последние 3 года количество точек, торгующих книгами на киевской Петровке, сократилось почти на 20%. Сейчас самыми крупными книжными издательствами Украины остаются: «Книжный клуб семейного досуга», издательство «РАНОК», издательство «Генеза», издательство «Виват», «Основа».

Отчасти из-за финансовой и более практичной доступности многие читатели наслаждаются книгами в цифровом формате. Согласно статистике, 80% молодежи ежеднево пользуется интернетом. Часть из этих юзеров посещает онлайн-библиотеки, или скачивает пиратские копии книг в бесплатном доступе. С таким ресурсом сложно конкурировать, но вполне возможно. Как это сделать?

Полезный опыт

Сложные времена в литературе начались в 2001-ом году. Тогда основная масса читателей увлеклась электронными книгами. В этом нет ничего удивительного. Такой формат оказался более удобным и практичным для основной части современных людей. Тем не менее, в 2015-ом году ситуация начала значительно меняться. Продажи электронных книг упали на 12%, в то время, как спрос на печатные книги вырос на 8%. Причиной послужил рост цен на виртуальные книги, стоимость которых превысила цены на книги в мягком переплете.

Как офлайн, так и онлайн-магазины стали активно бороться за своих читателей, вводя дополнительные сервисы. Многие из виртуальных магазинов открыли офлайн-точки и наоборот. В сети появились онлайн-библиотеки. На этих ресурсах не приходится платить за покупку книг, достаточно внести обонплату и книга доступна для чтения. В ассортименте виртуальных библиотек широкий выбор. Часть из книг выпущена под СТМ. При том, собственные торговые марки хвастают собственными писателями. Многие неизвестные авторы также размещают свои работы в онлайн-библиотеках, что делает ассортимент более оригинальным и свежим. Крупные онлайн-библиотеки позаимствовали сериальный подход, выпуская книги том за томом. Кроме книг на таких ресурсах представлены фильмы и сериалы для просмотров на условии обонплаты.

Заядлые книгоманы могут отыскать любимые книги, просканировав свои книжные полки. Процедура проходи при помощи смартфона и специального приложения.

Офлайн-магазины стараются привлечь необычным дизайном, превращая библиотеку в сказочное пространство из книжного мира. В таких библиотеках часто проходят различные события. Кроме авторских вечеров и презентаций книг, также проводятся писательские форумы, мастер-классы и тренинги, посвящённые саморазвитию. Книги размещаются по жанрам. Возле полок располагаются лавочки. Это способствует знакомству и общению людей по интересам.

Некоторые издатели предпочитают работать в формате карманных книг, удобных для путешествия. Реклама на такую продукцию размещает в брючных карманах, а также в метро, установив стеллажи с бесплатными книгами.

Новые предпочтения

Наиболее популярным жанром являются любовные романы, фентези, триллеры и комиксы. Маркетологи считают самым перспективным жанром подростковую литературу. Это умозаключение полностью оправдано. Подростки склонны к фанатизму и легко увлекаются интересными историями, ища в последствии похожие книги. Но не менее важен тот факт, что взрослые читатели не меньше подростков любят подростковые книги. Об этом сообщает статистика. Примерно 55% читателей детской и подростковой литературы – это люди, старше 30-ти лет. Примечательно, что 80% родителей, купивших своим детям книги о Гарри Поттере, сами прочли их.

Особенной популярностью пользуются истории, в которых создаются целые миры со своими обычаями, кухней, ландшафтом и странными животными.

Примечательно, что основным конкурентом книг стали раскраски для взрослых. Эта продукция преподносится, как способ борьбы со стрессом. В любом случае, книжным магазинам выгодно включать в ассортимент такой товар.

По мнению маркетологов, одним из весьма перспективных направлений служат аудиокниги. В условиях мультизадачности такой формат "чтения" является наиболее уместным. Сейчас отнюдь немногие люди могут похвастать свободным временем для уединения с книгой. Тем не менее, запрос на получение новой информации достаточно высок. По этой причине телевидение вытеснило литературу. Но, если создать интересную аудиокнигу, озвученную актерами, можно исправить ситуацию. Только не забудьте убавить музыкальное сопровождение, атмосферные звуки и другие звуковые спецэффекты.

Собственно, чтобы привлечь инвестиции в литературную отрасль, необходимо позиционировать ее, как полноценный бизнес, а не ценное наследие эпох. Для улучшения дел важны меры по борьбе с пиратством. Поэтому, профсоюзам следует настаивать на принятии законов о качественной защите авторских прав.

Встречаясь с трудностями, не ставьте крест на деле, достаточно пересмотреть свою стратегию.

 Автор: Юлия Мостовая

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги