20 листопада 2017

Как повысить эффективность логистического подразделения компании: РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Как повысить эффективность логистического подразделения компании: РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

10002

Мир логистики, который на протяжении долгого времени оставался стабильным, из-за кризиса последних лет вынужден изменяться – для повышения эффективности и конкурентноспособности необходимо искать новые решения и инструменты.

К такому выводу пришли участники Всеукраинской практической Master-встречи ТОП-менеджеров логистики, которая проходила в рамках 16-й практической конференции «ВСЕУКРАИНСКИЙ ДЕНЬ ЛОГИСТА-2016: Прорыв в логистике: достижен ие максимальной гибкости, скорости, надежности в цепочке поста вок и сокращение издержек». Участники конференции (а гостями мероприятия стали более 170 руководителей логистики и директоров по ВЭД компаний, заместители директоров по логистике производственных предприятий и торговых сетей, директора и менеджеры по развитию, руководители отделов продаж и маркетинга) обозначили новые тренды на рынке логистических услуг страны, привели прогнозы развития логистического бизнеса Украины. В ходе мероприятия его участники имели возможность обменяться опытом, наладить партнерские отношения и «навести мосты» для будущих взаимовыгодных отношений. 

УБИЙСТВО ЭКСПЕДИЦИИ

Еще одной насущной проблемой современной логистики становится устранение многочисленных посредников в перевозках. С таким призывом к коллегам обратился Евгений ЧЕРВОНЕНКО, украинский политик и бизнесмен, экс-министр транспорта и связи Украины, народный депутат Верховной Рады Украины IV созыва. Бывший министр уверен, что в логистике нужно «убить экспедицию» – «прокладки» при перевозке грузов, количество которых вырастает до 4-5 на каждом маршруте.

Маржу в логистике, считает Евгений ЧЕРВОНЕНКО, по законам рынка должны делить грузоперевозчики и грузообладатели, «торгуясь» напрямую. Достичь такого результата должен помочь новый онлайн-сервис A2B.Direct («Грузовой UBER»), который обеспечивает взаимодействие между грузоперевозчиками и владельцами грузов на всех этапах транспортировки.

БОЛЬШЕ ЭНЕРГИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СИНЕРГИИ

Еще одной сферой, изменения в которой помогут повысить эффективность логистических подразделений, может стать реорганизация бизнес-процессов на предприятии. В частности, по словам Виталия БОГДАНОВА, директора Николаевского филиала ООО «Истерн Беверидж Трейдинг», в практике компаний часто встречается ситуация, когда каждый сотрудник и каждое подразделение, казалось бы, стремится к общей цели, но полученные результаты далеки от предполагаемых. Причина в том, что каждый из участников производственной деятельности не учитывает усилий, предпринимаемых коллегами из других подразделений. А преследуя исключительно свои цели, подразделение не учитывает интересов компании в целом. Поэтому даже рост объемов продаж не приводит к увеличению прибыли предприятия. 

ИЗМЕРЯТЬ И ПРОВЕРЯТЬ

Начинать процесс увеличения эффективности деятельности логистического подразделения нужно в обязательном порядке с проведения измерений различных аспектов его деятельности. Таким наблюдением с коллегами поделился Игорь ЛИТВИНЕНКО, руководитель распределительной логистики в ООО «БаДМ». По его словам, введение на предприятии ряда показателей (DIFOTAI, OTIF, управление двором, др.) позволило эффективно контролировать всю цепочку поставок. Также важным было введение «сквозной» системы мотивации (за скорость загрузки транспорта отвечали как работники склада, так и транспортного отдела). Кроме того, отделу логистики пришлось перебрать на себя часть функционала отдела продаж, что позволило убрать границу между отделами и устранить конфликт интересов. При объединении общих целей результаты стали значительно лучше, в том числе и ощутимо уменьшилась оборачиваемость запасов.

ЭЛЕКТРОННЫЙ «АУСВАЙС» ДЛЯ КОНТРАГЕНТА

Еще одной составляющей повышения эффективности логистики может стать введение электронного документооборота. Выступившие на конференции директор департамента по развитию продуктов E-COM Антон КОКОВ и ведущий бухгалтер Киевского регионального отдела продаж ООО «Глобинский мясокомбинат» Владимир НОСЕНКО представили ряд непреложных фактов. В частности, введение электронного документооборота позволило производственному предприятию добиться практически 90% автоматизации в цепочки поставок. Кроме того, данный шаг позволил сэкономить человеческие ресурсы, сделать более оперативным обмен данными, уйти от проблемы утери бумажных носителей. Благодаря переходу на электронный документооборот удалось сократить время регистрации налоговой накладной до 1-2 дней, а контрагент стал получать на расчетный счет налоговый кредит по НДС.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ НА СКЛАДЕ

Как показали выступления участников конференции, более половины проблем склада связаны с отбором и контролем товаров – самыми трудоемкими и затратными процессами в работе склада. Между тем, с  уществует большое количество технологий отбора и контроля товара, о которых шла речь в выступлениях Богдана КОЗИКА, технического директора ТМ «MacherTec» и Павла КИРЕЕВА, эксперта Компании-Системного Интегратора №1 System-Group «Instock»

«ПИКИ» И ДРУГИЕ «КОЗЫРИ» В РАБОТЕ ЛОГИСТА

В том же случае, если компания не располагает достаточными средствам для проведения полной автоматизации склада, директорам по логистике остается надеяться только на свои силы и подходить творчески к решению возникающих проблем. Так, по мнению Евгения НИКУШИНА, директора департамента внутренней логистики ООО «Фармпланета», бороться с «пиковыми» днями загрузки логисты могут: при помощи переноса основных нагрузок на другие дни, смещения с «пиковых» периодов отправки товара в региональные и филиальные склады, повышением производительности работы персонала, проведением подготовительных работ в непиковые дни и т.д.

В то же время Дмитрий ЖМАКИН, директор департамента логистики компании «МОРЕ ПИВА», предложил управлять запасами на складе при помощи простых и надежных инструментов – ABC-анализа и XYZ-анализа, которые помогают выявить, насколько рентабельными являются инвестиции в запасы, сколько денег приносит каждая гривна, вложенная в сток. Полученные данные, по мнению эксперта, помогут заняться прогнозированием продаж, применить ряд других инструментов.

Во многом схожую точку зрения представил и Виктор БАРАНОВСКИЙ, руководитель проектов Центра «Логистическая мастерская». По его мнению, каждая компания, если она хочет быть эффективной, должна всегда быть готовой к проведению внутреннего аудита. Потому что внутренний аудит способствует проведению инжиниринга компании, а внешний часто превращается в консалтинг, когда каждый владелец получает в результате толстую книжку, которую до конца никто не прочитывает. Общая процедура проведения реинжиниринга бизнес-процессов, считает спикер, по силам любому логисту, который знает свою территорию.

К БОЛЬШИМ ЦЕЛЯМ – МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ

Наряду с внедрением автоматизации, покупкой дорогого оборудования и глобальными структурными изменениями логистические компании могут использовать и такой «скрытый» резерв, как потенциал собственных сотрудников. К этому участников конференции призвал Роман РОМАНЦОВ, профессиональный управленец в сфере логистики, закупок и продаж, сертифицированный практик по бережливому производству.

По мнению Романа, идти к успеху можно постепенно: если каждый будет делать на своем рабочем месте хотя бы какое-то маленькое улучшение каждый день, то тоже можно достичь больших результатов. На любом предприятии есть большое количество сотрудников, которые хорошо знают свое производство и которые полны различных идей. Вовлекая их в повышение эффективности бизнес-процессов, можно добиться значительных положительных изменений.

МОДЕРНИЗАЦИЯ – ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

К использованию передового опыта призвал участников конференции и Сергей КОНОНЧУК, руководитель направления автоматизации складских процессов SSI Schäfer Noell. В своем докладе Сергей продемонстрировал примеры комплексного подхода к автоматизации складских потоков и последние технологические достижения, позволяющие значительно увеличить пропускную способность и емкость хранения без дополнительного расширения складских площадей.

СТРАХОВАТЬ РИСКИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Наряду с получением дополнительных доходов логисты не меньшее значение должны уделять возможности юридической защиты своего бизнеса, а также страхованию возможных рисков. Об этом говорили спикеры конференции Наталья ИГНАТЕНКО, директор департамента урегулирования задолженности ООО «A.S.A.GROUP» и Сергей КОШЕВОЙ, учредитель Международной компании «Private Counsels Company». По мнению докладчиков, основными проблемами, с которыми сталкиваются логистические компании (и на которых теряют денежные средства), являются:

•  отсутствие правовой экспертизы договорных отношений в области перевозки грузов;

•  отсутствие правовой экспертизы документооборота при перевозке грузов;

•  отсутствие четкого плана мероприятий и рекомендаций по уменьшению возможных рисков;

•  сотрудничество с «сомнительными партнерами»;

•  попытка решить все сложности исключительно своими силами.

Кроме того, какой бы хорошей не была страховая компания, ее лояльность пропадает при большом страховом случае. И в такой ситуации брокер – главная помощь и преимущество для клиента. Тем более, если компания занимается одновременно и страхованием, и юридическим сопровождением бизнеса.

Одним из видов операций, где может понадобиться опытное сопровождение, могут стать импортные операции. В частности, доставка грузов из Китая. О них шла речь в докладе Романа ОСТРОВЕРХА, начальника отдела продаж компании ООО «ДСВ Логистика». Даже несмотря на падение ВВП, Поднебесная остается основным торговым партнером для большинства стран мира, в том числе и Украины. Именно для предприятий, ведущих торговлю с Китаем, компания предложила еще один инструмент доставки товаров – железную дорогу.

По транзитному времени стоимость доставки железной дорогой занимает достойное среднее место между авиаперевозками, у которых высокая цена и короткое транзитное время, и морскими перевозками, у которых длительное транзитное время и низкая стоимость. Срок доставки грузов в Украину занимает не более 21 дня, при этом не зависит от погодных условий, политической конъюнктуры и ряда других факторов. 

Пришло время подытожить рекомендации профессионалов в единый список:

1) Компании следует обратить внимание на то, что на данный момент очень быстро растет e-commerce, все более востребованной становится экспресс-доставка. Также все большим спросом начинают пользоваться услуги кросс-докинга, управления цепочками поставок клиента, фулфилмент. Выход в эти сегменты способен обеспечить логистические компании новыми источниками получения доходов. 

2) Решительно уходить в Интернет, на онлайн- платформы, сделать «прозрачными» все отношения между участниками рынка, надеяться не на «откаты», а на здоровую конкуренцию. 

3) Логисты должны объединить усилия с коммерческим и другими отделами с целью достижения «эффекта синергии». При этом им не следует бояться перебрать на себя некоторые функции «продажников» (своевременное пополнение запасов, другие). Кроме того, нужно убедить коллег учитывать следующие аксиомы:

• логистика – равноправный партнер в построение успешного бизнеса; 

• налаженные коммуникации между структурными подразделениями – основа успешного бизнеса; 

• общие (взаимосвязанные) показатели должны учитываться в системе мотивации персонала.

4) Ввести в обязательном порядке показатели эффективности деятельности логистического и других подразделений. 

5) Смелее переходить к внедрению электронного документооборота. Отказ от бумажных носителей полностью снимет любые претензии к логистическому подразделению и позволит автоматизировать цепочку поставок. 

6) Логисты должны донести до руководства компаний мысль о том, что только полная автоматизация склада снизит до минимального уровня количество ошибок, а также устранит человеческий фактор в его работе. 

7) Подходить творчески к решению возникающих проблем.

8) Постоянно анализировать запасы, и на основании полученных данных прогнозировать будущие продажи. 

9) Проводить аудит на складе силами собственных сотрудников.

10) Логистам следует смелее применять философию Кайдзен, которая находится в основе «Бережливого производства». Сокращая издержки и устраняя потери во время проведения процессов на складе, можно добиться снижения цены на продукцию и, в итоге, стать более привлекательным в глазах клиента.

11) Логистам не нужно бояться инвестировать в самые современные складские системы — благодаря комплексной или частичной автоматизации увеличивается плотность хранения и скорость отбора любых типов товара. Поэтому устанавливая данные системы, компании закладывают основы своего будущего развития и соответствия нормам ЕС, что особенно актуально в свете евроинтеграционных процессов Украины.

12) Логистам не стоит полагаться только лишь на собственных юристов, которые являются узкопрофильными специалистами. Передача юридического сопровождения на аутсорсинг позволит получить доступ к широкой практике профессионалов, что поможет избежать многих проблем.

13) Обращение к компании-брокеру позволит разработать для логистов страховую программу, которая защитит их груз и возьмет на себя полную ответственность за те обязательства, которые логисты несут перед клиентами. 

14) Наряду с перевозками автомобильным транспортом, украинским логистам стоит обратить внимание на транспортировку грузов по железной дороге, которая в нынешней ситуации становится достойной альтернативой другим видам транспорта.

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*