Передовой опыт логистических и транспортных компаний США - Равняемся на лучших!
На конференции "Всеукраинский День Логиста-17: актуальные проблемы цепочки поставок и пути их решения. Свежие идеи и методы", которая успешно состоялась в пятницу, 24 ноября, одним из наиболее познавательных выступлений стал доклад Павла Ивлева, Генерального директора и соучредителя Группы компаний «Неолит», который он сделал по результатам своей поездки в США.
Большую часть сентября Павел вместе с коллегами провел в Соединенных Штатах Америки по программе обмена опытом межу логистическими компаниями США и Украины. В рамках этой программы украинские специалисты встречались с представителями компаний двух типов: "монстрами" со 100-летней историей (Union Pacific, BNSF - крупнейшая железнодорожная компания, которая принадлежит Уоррену Баффету), а также компаниями новой формации (Amazon, Uber Freight). Кроме того, прошли встречи и беседы с чиновниками из Департамента коммерции, администрациями таможен и портов.
Справка
Департамент коммерции США (англ. the United States Department of Commerce) - один из исполнительных департаментов США на уровне Кабинета министров, отвечает за экономический рост страны, свободную торговлю со всем миром, предоставляет информацию о погоде, управляет морскими ресурсами, способствует росту и конкурентоспособности компаний, регулирует товарные знаки и т.п.).
"Конечно, увиденное там поражает, - эмоционально обратился докладчик к аудитории. - Коллеги, по некоторым вопросам мы отстаем не на 5-10 лет, а на 50-70 лет! Это, к сожалению, наши реалии, с которыми нам приходится мириться. Но для того, чтобы быть успешным, нужно равняться на лучших. А рынок логистики Америки – самый лучший и передовой на данный момент".
Чем же смог удивить логистический рынок США украинского логиста?
Основные тенденции работы логистических компаний в США
Прежде всего, по мнению Павла Ивлева, американские логисты "помешаны" на эффективности: не было ни одной компании (даже из числа государственных), где бы не было осуществлено внедрение МБО, менеджмента бизнеса по целям или по сбалансированным показателям. В США никто не меряет бизнес по количеству сотрудников, все меряют его исключительно по эффективности.
Колоссальная конкуренция. Нет свободных рынков и ниш, при этом концепция "Открою такую же компанию, как у соседа, но буду работать лучше, чем он" не работает в принципе, так как все действуют по максимуму. Каждого человека выжимают как губку. "У них нет другого выхода, стоимость труда очень дорогая, поэтому либо ты эффективен, либо ты с рынка уходишь", - считает украинский логист.
Кроме того, ручного управления очень мало во всех компаниях, в том числе и в госсекторе.
Автоматизация
Если процесс можно автоматизировать, то он будет автоматизирован. И все компании строят свой бизнес в расчете на то, что он в дальнейшем станет франшизой. Даже в государственных компаниях бизнес-процессы строятся по принципу франшизы. Описывается каждая мелочь бизнес-процесса, и новый человек, приходя на работу, следует определенным правилам и инструкциям. У него нет возможности совершить шаг вправо или влево, и он, по большому счету, как робот, считает Павел.
Реальные активы не преимущество: в цене владение и управление информационными потоками – считается, что тот, кто владеет информацией, тот владеет деньгами. А наличие большого транспортного парка в компании не позволяет считать ее большой и эффективной, если этот автопарк используется не с самой большой долей эффективности.
Следование долгосрочной стратегии: рынок очень стабилен, и в основном компании стремятся развиваться в своей ключевой компетенции. Если это транспортная компания, которая занимается перевозкой наливных грузов, то вряд ли она займется перевозкой контейнерных грузов. И если она дальше будет развиваться, то только максимально масштабируясь. Потому что рынок Америки огромен и колоссален.
Тотальный аутсорсинг
На аутсорсинг отдается все, что не входит в ключевые компетенции компании: ПО, Маркетинг, Бухгалтерия, Продажи.
Очень доступный заемный капитал
При наличии реального бизнес-плана капитал сам находит бизнесмена, притом государство способствует развитию бизнеса.
Позитивный настрой
Все верят в то, что завтра точно будет лучше, чем вчера и делают для этого все, что могут. Очень высокий уровень бизнес-культуры, нетворкинга, все соблюдают установленные правила.
Ассоциации
На рынке существует большое количество ассоциаций: через них ищут клиентов и подрядчиков, устанавливают деловые связи. Считается, что без социума нет бизнеса. Ассоциации действительно работают, они участвуют в рынке, они лоббируют интересы определенных групп людей и компаний.
Для того, чтобы слушателям можно было легче понимать дальнейший доклад, спикер привел краткую характеристику американского рынка логистики.
Характеристика логистического рынка США
Прежде всего, это самый большой и емкий логистический рынок в мире. Объем импорта в США составляет 2,2 триллиона долларов (данные 2016 года), основная часть товаров прибывают морем или авиа доставкой.
Объем экспорта достиг 1,4 триллиона долларов (2016 г.), основная часть экспорта также доставляется морским и ж/д транспортом.
Кроме того, в США самая протяженная в мире сеть авто и ж/д дорог, самое большое количество аэропортов и второе после Китая количество морских портов.
На логистический рынок страны приходится 8,5% ВВП США, при этом только на внутреннем рынке перевозится 10 млрд. тонн грузов фул-траками (большими 22-х и 23-х тонными грузовыми автомобилями).
При этом в США другие нормы весов, другие нормы длин, другие нормы нагрузки на оси – все примерно на 20% больше, чем в Украине или в Европе. На железной дороге применяется только дизельная тяга, поэтому нет ограничений по высоте, в основном используются 53-футовые контейнеры.
Инвестиции в логистику в Америке в 2016 году, по данным Департамента коммерции, распределялись следующим образом:
- — Роботизация и автоматизация 48 %;
- — Сенсорно управляемая техника и интернет интеграция 33%;
- — Самоходная или управляемая техника, работающая без человека 14%;
- — Дополненная и виртуальная реальность – 5 %.
Для того, чтобы посмотреть, какой эффект приносят инвестиции в логистику, Павел Ивлев предложил аудитории рассмотреть пример с самым эффективным портом США – Портом Балтимор.
Порт принимает 1,2 млн. контейнеров в год, в нем работает 900 тысяч единиц колесной техники. Для перевалки угля и зерна используются 11 кранов стоимостью 11 млн долларов каждый. Порт принимает судна по 14 000 теусов и до 9000 машин в каждом. Именно из этого порта идет уголь в Украину.
Справка
TEU – Twenty-foot equivalent unit (двадцатифутовый эквивалент). ТЕU – единица, которая характеризует количественную вместимость или объем контейнерных судов, контейнерных терминалов, контейнерных грузопотоков. 1 TEU обозначает грузовую вместимость одного двадцатифутового контейнера (20′).
Но самое интересное – в порту работает всего 230 сотрудников.
"Посмотрите на фото и осознайте — 230 сотрудников!" – акцентировал Павел внимание участников конференции.
Следующий пример - ж/д узел и грузовой двор Norfolk Southern – по своей сути он напомнил докладчику станцию Нижнеднепровск-Узел в Днепре.
В собственности компании находятся вагоны, пути, инфраструктура, локомотивы, контейнерные терминалы и т.д. Объемы перевозок колоссальные – в десятки раз больше, чем на станции Нижнеднепровск-Узел.
Длина составов - до 130 вагонов!
На площадке для контейнеров в 6000 м работает
8 человек! Вся тяга дизельная. Высота вагонов и грузоподъемность значительно больше, чем у нас. 53 футовые контейнеры возятся в 2 ряда.
Кроме того, применяются контр-трейлерные перевозки – то, что "Укрзализныця" собирается внедрять уже на протяжении 20 лет.
Справка
Контртрейлерные перевозки – доставка загруженных автомобильных полуприцепов или прицепов по железным дорогам.
Еще один важный момент: вверху видна система сбалансированных показателей, где значится 1554 дня без травм на производстве. Кроме того, 18 дней без схода с рельс, и 18 дней без единого простоя по "вертушке".
"Вертушка" – это когда состав не меньше, чем 50 вагонов", - поясняет докладчик.
Почему так важно 1554 дня без травм? На украинских железных дорогах самой опасной считается профессия составителя поездов. На Нижнеднепровск-Узле каждую неделю составитель поездов либо получает серьезную травму, либо вообще прощается с жизнью. Задача составителя – во время спуска поезда с горки бежать рядом с вагонами и отцеплять нужное количество вагонов для сортировки. В отличие от нашей страны составитель поездов в США не бежит за поездом, а едет на специальной небольшой машине. Кроме того, у него есть роботизированная рука, которая сама расцепляет вагоны. То есть, ему получить травму в принципе невозможно. Поэтому на этой станции 1554 дня не было не только смертельных случаев, но и серьезных травм.
При описании еще одного слайда – порта Port of Long Beach докладчик предложил вспомнить песню из советского фильма "Приключения Электроника": "Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, а не человек". Данный порт - полностью автоматизированный терминал, где не работают люди.
Так как жители Лонг-Бич протестовали против использования дизельной тяги в порту, его полностью перевели на электричество. Теперь все терминалы в порту автоматизированы, все работает без людей – есть 2 человека в центре управления, которые следят за работой порта на мониторе, но в порту техника работает полностью самостоятельно.
38 минут - среднее время обработки импортного контейнера, включая таможенные операции.
12 минут - среднее время нахождения авто на терминальных воротах.
Сравнить эффективность процессов в США и в Украине докладчик предложил с помощью следующего слайда.
Это порт Лос-Анджелеса и Порт Лонг Бич и Порт Одесса
Справка
The Port of Los Angeles вместе с The Port of Long Beach образует крупнейший портовый район Соединенных Штатов. Огромный портовый комплекс занимает территорию в более чем 3000 га и расположен примерно в 32 км к югу от центра Лос-Анджелеса. На сегодня это самый загруженный контейнерный порт США.
Управление порта LA и Long Beach – 164 человека. Объем перевозки только TEU – 17.6 млн/год. Естественно, там есть перевалка и наливных, и генеральных грузов.
Управление в порту Одесса (два портоуправления) – 2 тысячи человек. Объем перевозки только TEU – 495 тыс. – 2,8 % от объемов порта LA/LB.
Еще один пример участия государства в США в создании эффективных логистических процессов - Сухой порт Вирджинии (Virginia Inland Port). Это государственный порт, который конкурирует также с государственными портами Лос-Анджелеса и Порт Лонг Бич. Несмотря на то, что он принадлежит государству, это самое государство приняло решение отдать его в частные руки, как минимум на 50 лет – с тем, чтобы создать искусственную конкуренцию для своей же собственности. По замыслу чиновников, теперь все три порта будут конкурировать между собой за грузопоток, что послужит драйвером развития для всей отрасли.
Оборот Сухого порта Вирджиния - 80 млрд долларов в год, он генерирует 10% от бюджета штата. На фото показана контейнерная площадка в 10 га, на которой работают всего 13 человек. Вся стратегия огромного портового комплекса направлена на привлечение частного бизнеса, который, в свою очередь, будет платить налоги в штате. В совете директоров порта 6 жителей города (стоматолог, бизнесмен, ритейлер и т.д.) – это сделано для того, чтобы они лоббировали интересы граждан при новых инвестиционных проектах (строительство новых площадок, запуск новых линий и т.д.).
Так как все приведенные выше примеры относились в основном к морским перевозкам, докладчик также рассказал и об особенностях перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом.
Особенности организации рынка автомобильных перевозокв США
По своей структуре наши рынки схожи: 80 % всех объемов перевозок выполняют частные перевозчики с парком до 5 авто (их называют ред-неки). 70% всех грузов перевозится с помощью транспортных брокеров. Диспетчеры, экспедиционные компании фактически являются брокерами, которые работают за комиссию до 10% или 45 центов за милю. Очень часто брокерские компании физически находятся не в США. Практически все грузы оборачиваются на биржах, таких как truckstop, по большому счету это доска объявлений.
Фрахты на перевозки носят весьма устойчивый характер, ввиду отсутствия существенных рыночных колебаний (политика, цена на топливо, инфляция, дозвола и т.д.)
Крупные перевозчики, у которых 500 и более единиц транспорта, специализируются на каких-то особых видах перевозок – либо это цистерны, либо рефрижераторы, либо контейнеровозы. У них очень простой документооборот – он цифровой, нет НДС и Акта выполненных работ, только Товарно-транспортные накладные (ТТН). Никто не обменивается документами в печатном виде, все платежи также осуществляются только в электронном виде. Очень редко заказчик и подрядчик звонят друг другу по телефону, все решается через Интернет. Практически у каждого водителя есть смартфон с установленным мессенджером.
Только у половины владельцев траков есть свои полуприцепы. В основном владелец трака возит груз на полуприцепе, который может принадлежать кому угодно – начиная с собственника груза и заканчивая портом, ж/д компанией и т.д. Он предоставляет только тяговую силу.
Основная проблема рынка автоперевозок в США – нехватка водителей. Всего в США более 3,5 млн водителей, при этом не хватает еще около 1 млн шоферов. Поэтому компания JB Hunt (более 40 000 единиц транспортных средств) намерена до 2025 года сделать 20% парка беспилотным. В Проект уже инвестировано 10 млн. USD компании и 10 млн. USD государства. Выгоду получают все – 24/7, меньше дтп, меньше износ авто и т.д.
Ввиду дефицита водителей всех заинтересовал проект электрогрузовика Tesla Semi Илона Маска, о котором писал TradeMasterUA. По мнению самих водителей, "это очень круто" и действительно может стать будущим магистральных автоперевозок. Но только нужно, чтобы пробег был не меньше 1200 км на одной подзарядке, так как 800 км для Америки с ее расстояниями – очень мало и не совсем удобно.
Есть свои особенности и у рынка перевозок по железной дороге.
Особенности рынка ж/д перевозок в США
На рынке нет государственных компаний, частные перевозчики владеют подвижным и тяговым составом, путями и инфраструктурой. При этом на рынке большая конкуренция, всегда есть альтернатива для клиента. Вагоны больше, составы длиннее, масса перевозимых грузов больше. Практически отсутствуют электрифицированные участки путей, используется дизельная тяга. Очень развиты контейнерные перевозки, с их помощью перевозится около 20 % всех контейнеров. Все процессы автоматизированы, поэтому там, где в Украине заняты 100 человек, в США – в 10 раз меньше. При высокой конкуренции между участниками рынка наблюдается и здоровое сотрудничество: в частности, создан общий пул шасси, которые принадлежат одновременно всем – и ЖД компаниям, и автоперевозчикам, и портам – работать так намного удобнее и быстрее. Еще одна особенность США – слабо развиты пассажирские перевозки. "А зачем, - удивляются сами американцы, - если такие дешевые билеты на самолеты!"
Выводы
Резюмируя свое выступление, докладчик привел несколько рекомендаций коллегам.
- — Начать строить бизнес по принципу франшизы, формализуя все бизнес-процессы.
- — Глубоко интегрироваться с бизнес-процессами клиентов, в первую очередь максимально упрощая документооборот.
- — Начинать внедрять и использовать передовые online-технологии, которые есть на международном рынке.
- — Организовывать или принимать участие в ассоциациях, которые реально лоббируют интересы участников рынка.
- — Использовать каждого сотрудника компании максимально эффективно измеряя его KPI в режиме реального времени, чтобы они видел их сам. И чтобы эти KPI двигали всю компанию.
- — Осознать то, что информация – главная ценность на современном рынке логистики. Как говорят американцы, "Инновизм – это новый капитализм".
И тогда, возможно, перемены к лучшему начнут происходить и в нашей стране.
Запись и адаптация ТЕКСТА: Валерий ЛОБОВКО
Раздел: Статті >
Теги: Передовой опыт, логистические компании, США, Павел Ивлев
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар