18 декабря 2017

Для чего и каким образом развивать креативное мышление трейд-маркетологам?

Для чего и каким образом развивать креативное мышление трейд-маркетологам?

186

Мария Жиган — психолог, бизнес-тренер, коуч по развитию креативности рассказала, зачем необходимо развивать в себе креативное мышление и поделилась эффективными методиками в своем докладе.

Маркетинг - это постоянная инновация и продуцирование креативных решений, которые позволяют компаниям максимизировать прибыль. Для того чтобы создавать рекламные кампании, оказывающие эффективное воздействие на аудиторию нужно немало потрудиться — это процесс творческий, и прорыв возможен, даже при небольшом бюджете, но необходимо придумать что-то новое и цепляющее, такое под силу только креативным личностям. 

— Я уверена, что многие из вас считают себя некреативными, неспособными придумать какую-то новую идею. Но также большинство из вас считает, что креативность — это полезное качество. И у меня для вас хорошая новость — нет некреативных людей.  Дело в том, что креативность, это тренируемое качество, но немногие знают, как развивать его в себе.

Как при помощи спорта и физкультуры можно развивать мышцы, так же можно развивать «креативную мышцу», потому что мы все изначально рождаемся созидателями. К сожалению, наша система образования не способствует развитию творческой стороны личности, нам с детства внушают, что на вопрос должен быть только один правильный ответ и поэтому людям страшно выделяться и быть не такими как все.

Конечно, сейчас есть большое количество литературы с разнообразными техниками, как развивать креативность, но эти техники будут не совсем полезны, если вы не понимаете сути. Я расскажу о том, как работает мозг и откуда у нас берутся идеи, как их развивать и поддерживать «креативный тонус». А также я расскажу о психологических факторах, которые мешают нам выдавать новые идеи.

Первое что важно понимать, это то, что креатив рождается в мозге и соответственно важно понимать, как устроен и как работает мозг. На мыслительную деятельность уходит порядка 80% от всей энергии, которая употребляется нашим телом. Мозг — это один из самых энергозатратных органов. Поскольку креатив это деятельность исключительно мыслительная, то для того, чтобы быть креативным надо иметь много энергии.

Для того чтобы энергии было достаточно, мозгу необходимо ее экономить. Возможно, вы знаете, что такое нейронные связи? Они необходимы для того чтобы экономить энергию и каждый раз не ходить одними и теми же путями заново — учиться водить машину, ходить, говорить и прочее, то есть, они необходимы для экономии энергии. Если представить метафорически наш мозг, это как белый снег, белое поле целины, где каждая новая мысль, каждое новое движение, это переход через это длинное белое поле, все мы знаем, как тяжело идти по снегу. И соответственно, если вы сделали какое-то движение один раз, то вам это делать тяжело, чем чаще вы делаете одно и то же действие, тем проще вам его делать.

С одной стороны это хорошо потому, что мы экономим ресурсы, с другой стороны, если говорить о креативности, то тут действует такое же самое правило. Если вы привыкли мыслить шаблонно, если вы примерно находитесь в одном и том же поле, в одном и том же контексте, то вам очень сложно перестроится на другие рельсы и придумать что-то отличающееся от ваших прежних идей.

Если человеку последовательно задавать вопросы: «Какого цвета снег? Какого цвета мел? Какого цвета офисная бумага?», а в конце неожиданно спросить: «Что пьет корова?», то чаще всего услышишь в ответ: «Молоко». Почему молоко? Потому что мы начинаем отвечать на автомате: «Белый – белый – белая - молоко». Если сразу спросить: «Что пьет корова?», то мозг включится и скажет: «Воду», потому что это логично.

Вы выходите на улицу и видите голубое небо, для вас представить небо зеленым очень сложно. Точно также, если вы работаете в трейдмаркетинге и слышите «скидки-скидки-скидки», то выйти в концепцию другого очень сложно. На предложение увеличить продажи, первое, что скажет мозг  – это скидки. Мозг ленивый, а для того чтобы генерировать идеи, нужно очень сильно напрягаться.

Раньше люди думали, что мысль линейна, слово за словом, как в книжке. На самом деле каждое слово, каждая единица информации, имеет множество ассоциативных связей с любым другим словом. То есть мы мыслим ассоциативно. Как это происходит? Например, во время разговора с другом, который был на рыбалке, вы про себя строите ассоциативный ряд: «Рыбалка – вода – новые кроссовки недавно промокли – надо заняться спортом – лучше плаванием – я же хотел поехать на море – необходимо купить визу». 

Для того чтобы рождать идеи необходимо чтобы в вашей голове было много ассоциаций. Как это можно организовать? Стив Джобс говорил, что креативность – это способность находить связи, которые другие не видят. И в этом смысле, чем больше у вас будет в голове разных ассоциаций, чем больше у вас будет протоптано поле ассоциаций в голове, тем вам проще будет генерировать идеи.

Что имеется в виду? Какое-нибудь слово, например «карусель», попробуйте 5 секунд про себя продлить ассоциациями.  Например: карусель - дети - сад - фрукты - яблоки - магазин. Такой простой понятный ряд называется колея. Если вы вкатываетесь в какую-то колею мышления, то из нее вырваться очень сложно. Такое упражнение — придумывание ассоциаций к словам, если его делать регулярно, помогает вам расширять дорожки поля ассоциаций.

У нас есть две формы мышления — сфокусированное и рассеянное. Сфокусированное, это когда мы просто последовательно решаем, что надо сделать. Рассеянное мышление – это когда мы сообщаем мозгу какую-нибудь задачу и больше не думаем целенаправленно над ней. У нашего мозга есть определенное свойство — стремление к целостности к завершенности. Мозг в режиме автопилота сам подбирает эти ассоциации и пытается найти какой-то ответ на ваш вопрос.

Следующее упражнение — возьмите разные несвязанные между собой слова и попытайтесь построить между ними цепочку связи. Это реально сложно, потому что мозг привык к легким путям. Но вы должны понимать, что это ваша инвестиция в реальные креативные решения. Креатив всегда рождается только из хорошего внутреннего топлива.

Что еще нужно делать, чтобы ваши «креативные мышцы» были в форме?

Любая привычка, любая рутина, это убийцы для вашей креативности, и вообще интересной жизни. С одной стороны, вы экономите энергию, но с другой стороны, когда вы экономите энергию, вся жизнь становится пресной и унылой. Что вы должны делать? Настоятельно рекомендую менять привычки, ходить другими маршрутами, надевать другую одежду, пробовать другие вкусы, другую музыку. Это необходимо для того, чтобы мозг не вкатывался в шаблонную колею. Иначе, вы будете всегда выдавать только стереотипные решения.

Очень важно наполнять себя топливом. Каким? Любыми эмоциями, любыми новыми, интересными идеями. Если вы хотите, чтобы креатив был всегда, то вы должны приучить себя заполнять свой «творческий колодец», смотреть какие-то интересные сюжеты, слушать разную музыку.

И еще одно упражнение, связанное с понятием «случайный стимул» или «метод фокальных объектов». Что такое случайный стимул? Когда вы состыковываете задачу, которую вы решаете с какой-то абстрактной вещью, которая с этой задачей не связана, и пытаетесь найти какие-то общие взаимодействия. Возьмите какой-то предмет, который хотите производить, например, помаду. И возьмите какой-то предмет не связанный с помадой, например, стол. Стол можно описать прилагательными деревянный железный и квадратный. И вы соединяете эти определения с продуктом, который вы хотите продавать или производить.

Сочетание «деревянная помада», вы должны его оправдать, благодаря ассоциативным связям. Как можно оправдать деревянную помаду? Что это может быть? На какие идеи вас наталкивает это сочетание? Это может быть какая-то форма, например, тюбик в форме дерева. Это может быть форма самой помады какая-нибудь рифленая массажная. Это может быть помада с привкусом древесины или с запахом дерева. Когда вы даете такую задачу, которую мозг должен оправдать, он начинает ее решать, потому что мозг так устроен, что пока он не решит, не успокоится.

Что касается идей, очень важно записывать все идеи, которые приходят в голову, потому что идеи капризные существа. Если вы их не записываете, то они как мнительные дамы обижаются и уходят. Если вы их не записываете, они в голове не хранятся.

Фрирайтинг – спонтанное письмо, записывайте все, что у вас есть в голове. То есть вас что-то волнует, вы переживаете, что вас будут критиковать, или что-то не получается, записывайте все, вываливайте на бумагу, потому, что вы должны слить тот ментальный шлак, который вас ограничивает. Когда вы его сольете, у вас откроется доступ к вашим глубоководным рыбам — идеям, которые находятся в вашем подсознании. Опровергайте правила.

Еще одно упражнение называется «бредогенератор». Обычно с него начинаются креативные сессии. Вы даете команде задачу — придумать десяток провальных идей. Следующая задача – оправдать провальную идею. Не было ни разу такой ситуации, чтобы провальную идею не оправдали в хорошую. Потому что в каждой идее есть зерно, которое можно развить. Потому что идеи эволюционируют.

Сочетать несочетаемое. Вы хотите увеличить продажи, подумайте, как можно их увеличить с помощью, например, круассанов, гантелей? Чем больше случайных стимулов, тем больше и лучше.

Разрешайте себе ошибаться. Потому что креатив невозможен, если вы боитесь казаться смешными, неинтересными и глупыми. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы должны себе сделать прививку от перфекционизма.

Смотрите на ваши идеи с позиции не трейд-маркетологов. Например, если надо продвинуть на рынок помаду, смотрите на это как врач. Если бы мы были врачами, как бы мы продвигали помаду? Или как бы мы продвигали, если бы были бы детьми? Когда вы пытаетесь смотреть на мир другими глазами, у вас появляется новая ассоциация, новый поток идей. Эмпатия – это способность понимать другого человека, «ходить в чужих туфлях». Вы должны ходить за своим потребителем, понимать, как он живет.

От того как вы сформулируете свою задачу будет зависеть как вы будете ее решать. Сравните формулировки для себя: «Нам нужно повысить продажи в магазине». Расширяем формулировку, и теперь она звучит так: «Как нам мотивировать людей оставлять больше денег в магазине?» Формулировка другая принцип тот же самый — мы хотим больше денег. Но мы формулировку поменяли, начали с новой мысли и переключились. Если еще формулировку расширить, то получим еще какой-то новый ответ. Если вы в тупике какой-то вашей задачи, играйте с любыми словами. Просто заменив одно слово, вы можете поменять всю концепцию.

И последний момент, выстраивайте творческий процесс по принципу — сначала вы выписывайте все, что есть у вас в голове, все идеи. А потом редактируйте, из множества идей нещадно удаляйте 90%. Создавайте множество решений, а потом отбирайте нужное, чтобы получился один ответ. Таким образом, вы получите хорошие идеи.  

МАСТЕР-КЛАСС МАРИИ ЖИГАН НА B2BMASTER-2017 (ВИДЕО)

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги