25 октября 2018

Робот вместо кассира?

Робот вместо кассира?

4011

Дмитрий Агапов, сооснователь компании «Хамелеон Софт»:

- Конечной целью ритейл-бизнеса является удовлетворение потребностей людей – покупателей разнообразных товаров. Следовательно. В этом сегменте бизнеса большое значение обычно уделяется работе с людьми. Продавец-консультант, кассир, администратор зала или секции – все это типичные профессии для супер- и гипермаркетов, бутиков, специализированных магазинов и т.д. Однако на протяжении нескольких последних лет ритейл-бизнес испытывает определенные трудности с кадровым наполнением торговых точек.

Так, по отзывам представителей крупнейших украинских торговых сетей, они испытывают стабильный кадровый голод на квалифицированных кассиров: текучесть кадров в этой профессии достигает 70%. А средний срок работы кассира на одном рабочем месте – 15-18 месяцев. В результате нехватки кассиров у касс создаются очереди (особенно во время пиковых нагрузок), увеличивается неэффективное время пребывания покупателей в торговом зале (стоя в очереди, клиент не совершит дополнительных покупок). Ну и, конечно же, возрастают потери от хищений: злоумышленникам гораздо удобнее «работать» в толпе, чем в немноголюдной атмосфере.

Одним из способов решения проблемы нехватки кадров является внедрение роботизированных форм кассового обслуживания и оплаты товара. Такие формы подразделяются на 2 больших класса:

– применение касс самообслуживания (КСО) – автоматизированных терминалов, осуществляющих формирование чека, прием платежей от покупателя, отключение систем сигнализации после совершения оплаты. А также учет приобретенных товаров и передача сведений о них в центральную базу данных магазина/ритейлера;

– использование технологий мобильной платы отобранного товара (так называемая технология SMART&GO);

– роботизированные магазины без персонала.

В первом случае применяются специальные аппараты – терминальные комплексы, размещаемые на выходе из торговой зоны вместо традиционных касс (а в некоторых случаях и на территории торговой зоны), во втором – покупатель использует для выбора и оплаты товара свой смартфон с установленным на него приложением от ритейлера (или его IT-партнеров). Или, например, сканируя соответствующий QR-код.

Подобные методы широко применяются как на Западе, так и в развитых странах Востока, например, в Китае. В Украине же к роботизированным системам относятся пока что настороженно, хотя все больше сетей склоняется к их применению. Например, одними из первых кассы самообслуживания установили в супермаркетах украинской сети «Таврия В» в 2013 году. Годом позже такой метод расчета с покупателями стала применять сеть супермаркетов «Велика кишеня». И тем не менее, удельный вес современных методов кассового обслуживания покупателей в Украине еще весьма мал.

Причин настороженности менеджмента торговых сетей несколько:

– дороговизна оборудования. Стоимость одного расчетно-кассового модуля от ведущих мировых производителей составляет сегодня $20-25 тысяч плюс расходы на внедрение метода. Из-за такой высокой стоимости окупаемостиь системы может достигать 5 лет, а в некоторых случаях и превышать этот срок;

– опасения, что возрастут потери от хищений;

– боязнь консерватизма покупателей. Многие менеджеры ритейл-сетей считают, что покупатели, опасаясь отсутствия живых кассиров, уйдут к конкурентам. На самом же деле, согласно данным отечественных исследований, при установке КСО количество покупателей, выбирающих этот канал оплаты покупок, за год возрастает минимум на 25%.

Объективным сдерживающим фактором внедрения современных методов кассового обслуживания является то, что в большинстве украинских торговых точек, где практикуются эти методы установлены КСО, принимающие в качестве оплаты только банковские карточки.

Для украинских покупателей это удобно не всегда: в нашей стране до сих пор наблюдается большой удельный вес расчетов в наличной форме. По данным НБУ, доля безналичных расчетов за 2017 год в торговых сетях составила в нашей стране всего 31,9%. Конечно, это доля постоянно растёт, но в конечном итоге произойдёт стабилизация изменения структуры наличных/безналичных расчетов, а дальнейшее изменение будет медленным.

Кроме того, непрофессиональная конструкция аппарата, недостаточно дружелюбный интерфейс пользователя, отсутствие контрольного взвешивания и другие недостатки, такие, как дороговизна, также сдерживают широкое внедрение КСО в отечественных торговых сетях.

Учитывая все эти недостатки, наша компания разработала и изготавливает линейку  аппарттно-программного комплекса «Касса самообслуживания» под брендом Chameleon Indigo. Выполненные в различной комплектации и с различным функционалом (оплата только картами, оплата купюрами, выдача сдачи купюрами, прием монет, рисайклинг монет и т.д.), а также способные подключаться к дополнительным услугам (оплата коммунальных услуг, интернета и т.п.), решение отечественного производства обладают целым рядом преимуществ. Например:

 – Снижают зависимость ритейлера от кадрового дефицита кассиров, экономят фонд оплаты труда, снижают накладные расходы;

– Повышают пропускную способность торговой точки минимум на 15%.

Все перечисленные факторы приводят к повышению привлекательности торговой сети для покупателей и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности на рынке ритейл-услуг. Также стоит упомянуть, что наши кассы самообслуживания существенно дешевле зарубежных аналогов (от $2500 до $10000 в зависимости от функционала) при наличии аналогичного ведущим производителям дружественного для пользователей интерфейса. В среднем окупаемость нашего решения составляет около 15 месяцев, что существенно меньше, чем для зарубежных аналогов.

Немаловажным фактором успешного сотрудничества с нашей компанией является проффесиональная команда разработчиков и проектых менеджеров, которые способны внедреить проект любой сложности благодаря более чем 15-ти летнему опыту работы в ритейле — как внутри ритейл-компаний, так и в качестве внешних консультантов.

Читайте также: Системы самообслуживания в украинском ритейле: что, как, почем

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua  

 

Раздел: Статьи >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*