03 грудня 2020

Сложности морских перевозок 2020 и чего ожидать в 2021

Сложности морских перевозок 2020 и чего ожидать в 2021

6552

2020 год выдался нелегким для всех сфер деятельности, не обошлось и без проблем в судоходной логистике. Пандемия значительно повлияла не только на морские перевозки, но и на логистику в целом, так как вся цепочка поставок взаимосвязана. Увеличение времени доставки товаров из-за задержек на границах и в портах, перебои или остановка внутренней логистики в отдельных странах и регионах, увеличение фрахта вдвое по многих направлениях – и это далеко не все трудности, с которыми столкнулся бизнес в пик пандемии. Что же мы имеем на сегодня и чего ожидать в будущем?

В первом квартале 2020 года глобальный рынок морских контейнерных перевозок сократился на 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Во втором квартале 2020 года спрос на контейнерные перевозки сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,6%. Стоит отметить, что объем перевозок в июне снизился на 5% и июньские объемы оказались выше майских, хотя обычно на май приходится пик второго квартала. Таким образом, по итогам первого полугодия падение объемов составило 6,6%. Кроме того, пандемия коронавируса сыграла свою роль в формировании цен на грузоперевозку. Например, ставки фрахта из Китая в марте повысились с привычных 1400$-1500$ до 2000$-2250$. Повышение цен также затронуло и средиземноморское направление, но к концу апреля скачки стабилизировались и экспедиторские компании ощутили снижение цен.

Но нельзя падение рынка морских перевозок списывать только на COVID-19, ведь вирус ударил по мировой торговле тогда, когда рынок уже был ослаблен неблагоприятными условиями торговли в 2019 году. Значительное влияние имело усиление торговых и политических противоречий между Китаем и США, неопределенность условий и сроков выхода Великобритании из ЕС, торговый конфликт между Японией и Кореей и в целом усиление политики протекционизма. По оценкам ЮНКТАД, дополнительные пошлины сократили объемы рынка морских перевозок в прошлом году на 0,5%.

Третий квартал порадовал более радужными перспективами, представители ЮНКТАД заявили, что в сентябре объем морских контейнерных грузоперевозок в мире вплотную приблизился к показателю аналогичного периода прошлого года. Именно поэтому прогноз на четвертый квартал был позитивным, и многие перевозчики надеются, что им удастся повысить годовые показатели.

На фоне первого полугодия в третьем квартале произошел заметный рост мирового объема контейнерных перевозок, по мнению некоторых экспертов, это свидетельствует о том, что мир постепенно начинает выбираться из экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Тем не менее, значительная часть экспертов считает, что делать какие-то оптимистичные прогнозы в плане восстановления мировой экономики пока рано. Во-первых, рост контейнерных перевозок на данный момент происходит слишком локально – в сентябре спрос на перевозки вырос из-за увеличения экспорта товаров из Азии в Северную Америку (примерно на 12%), а в обратную сторону перевозки упали почти на 14% – это такой же антирекорд, как и во втором квартале. Во-вторых, сопоставлять объемы контейнерных перевозок с реальным спросом на товары в целом некорректно, так как спрос по всему миру продолжает падать, хотя в период после выхода из жестких карантинных ограничений эта тенденция несколько замедлилась. Хотя это тоже вполне может быть лишь сезонная коррекция, а вторая волна COVID-19 способна снова остановить мировую торговлю. По мнению аналитиков агентства Alphaliner, у некоторых людей высвободились дополнительные средства, которые в обычной жизни они бы потратили на путешествия. Также люди начали покупать себе то, от чего отказывались с началом пандемии, но отложенный спрос не может быть долгосрочным драйвером для экономики и на данный момент этот фактор можно считать исчерпанным.

Но конец 2020 года не обошелся опять без сюрпризов. Роман Цыпкунов, директор международной транспортно-экспедиторской компании ООО «ТЭК РАС Логистик Пивдень», сообщает:«В конце года мы столкнулись с беспрецедентной картиной, когда ставки на фрахт контейнеров с дальневосточного региона на регион Черного моря вырос в течение месяца–двух в 2–2,5 раза. К примеру, если еще в сентябре ставка на 20-фут контейнер была примерно 1500 долларов и на 40-фут контейнер 2500 долларов, то в конце ноября это уже 3000–3200 и 5000–5300 долларов соответственно. Вряд ли кто-то мог такое спрогнозировать, наши клиенты были поставлены перед фактом и вынуждены принимать такое повышение, что, наверное, скажется впоследствии на ценах на многие товары». Такие изменения однозначно не скажутся положительно на темпах выхода из кризиса и потребительском спросе, который скорее всего будет падать. Такая тенденция сохранится, видимо, до конца февраля – пока Китай и другие страны Азии будут отмечать Новый год по восточному календарю. «К слову сказать, – отметил Роман Цыпкунов, – и в прежние годы в аналогичный период мы наблюдали повышение фрахта, это было обусловлено тем, что многие старались завезти товар до начала новогодних праздников, чтобы он не пролежал в портах лишнюю неделю–две, плюс некоторый товар носит сезонный характер и получить его уже в Новом году не имело смысла. Но чтобы ставки выросли в два раза за столь короткий срок – такого рынок не помнит. Что является причиной такого резкого скачка – сложно сказать. На наш взгляд, это в 1-ю очередь предновогодний ажиотаж, который в текущем году более чем искусно подогревался игроками на фрахтовом рынке. Ажиотаж возник из-за нехватки порожнего оборудования в дальневосточном регионе, обусловленного сокращением количества судов-контейнеровозов на фоне спада потребления  и производства в течение 2020 года в связи с пандемией. Порожняк не успевали вовремя эвакуировать из портов, и контейнера накапливались на площадках, провоцируя дисбаланс.Также, возможно, имеет место быть девальвация валют и всемирная инфляция. Все это в общем и сыграло свою роль».

Согласно приведенным в опубликованном отчете оценкам ЮНКТАД, из-за дестабилизации торговли вследствие пандемии COVID-19 глобальный рынок морских перевозок сократится в 2020 году на 4,1%, однако уже в следующем году он полностью восстановится и вернется к росту, который составит на 4,8%. Аналитики традиционно предупреждают, что прогнозирование долгосрочных последствий пандемии, а также сроков и масштабов восстановления отрасли весьма условно.

Есть эксперты которые заявляют о противоположном сценарии, что отрицательный спрос в отрасли судоходства в мире будет только расти. Это связано с напряжёнными торговыми отношениями стран, переносу производств ближе к потребителю и поощрению развития внутреннего рынка, поскольку во всем мире хотят восстановить уровень занятости, который существенно снизился с момента вспышки COVID-19.

Alphaliner назвал 2020 год «одним из самых странных» для контейнерной индустрии и признал невозможность прогнозировать развитие ситуации даже в среднесрочной перспективе. Основные причины внезапного всплеска спроса, по мнению агентства,  переориентация части объемов с авиационной доставки на морскую, увеличение потребности всех стран в гигиенических товарах, а также высвобождение у потребителей свободных денег, не израсходованных в текущем году на ряд услуг, запрещенных в связи с пандемией.

По словам Романа Цыпкунова, сложно спрогнозировать, откатится ли рынок на прежний уровень – это будет видно уже только в марте 2021 года.

 

Справка о компании:

ООО «ТЭК РАС Логистик Пивдень» – международная транспортно-экспедиторская компания, которая работает на рынке более 12 лет и обеспечивает 100% конкурентоспособные цены на перевозки и надежные услуги доставки. Тесное сотрудничество отлаженное на протяжении долгих лет с судоходными компаниями и представительствами в ЕС, СНГ и широким агентством в Китае позволяют предоставлять конкурентоспособные и надежные транспортно-экспедиторские услуги для контейнерных перевозок, портовых формальностей, хранения и дальнейшей внутренней доставки грузов грузополучателям.

Если у вас есть вопросы или вам необходимы качественные транспортно-экспедиторские услуги, обращайтесь по тел.: +38 (048) 796-55-81, +38 (048) 687-98-61, +38 (050) 336-44-53.

E-mail: office_odessa@tecraslogistic.com

Сайт компании: http://tecraslogistic.eu

 

Читайте также: Практический опыт освещения Fashion Retail: на что стоит обратить внимание и как раскрыть идею вашего бренда с помощью света

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA 
 

 

TradeMaster в социальных сетях 

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*