19 жовтня 2015

Опыт оптимизации процессов маршрутизации

Опыт оптимизации процессов маршрутизации

4419

Для каждого производителя формирование графика маршрутов является неотъемлемой частью планирования, потому что грамотная маршрутизация способствует построению оптимального маршрута, при котором за счет рационального распределения транспорта затраты на доставку товара будут минимальными. Опытом оптимизации процесса доставки продукции поделился Алексей БИНАЗАРОВ, заместитель директора департамента продаж по региональной логистике мясокомбината «Юбилейный».

 

В первую очередь стоить отметить, что у логиста есть две основные задачи:

  • Выполнение всех условий клиента (температурный режим, временное окно и т.д.);
  • Оптимизация затрат на выполнение этих условий.

Основные особенности доставки продукции и связанные с ними проблемы:

  • Временные окна (штрафы при нарушении времени поставки);
  • Температурный режим, от соблюдения которого зависит качество и сроки хранения;
  • Специфика при погрузке, порядок которой определяется последовательностью посещения клиентов;
  • Колебания размеров заказов, которые могут превышать 60%;
  • Несистемность заказов, так как точки не всегда делают заказ согласно графику визитов торгового представителя.

Оптимизация процесса маршрутизации способствует выполнению этих условий, поэтому производители должны работать над ней регулярно.

Так, на мясокомбинате «Юбилейный» после перестройки процесса маршрутизации доставка заказа от склада до торговой точки с филиала происходит в 6 этапов.

 

В течение дня заказы поступают в базу разными путями (торговый представитель с КПК или администратор вносит вручную), сбор которых происходит до 16:00, после чего логист занимается планированием маршрута в течение 10 минут. Если раньше маршрутизация делалась по району, то сейчас она автоматическая. После планирования можно получить маршрутные листы с четким графиком, где указано, какую точку нужно посетить первой, второй, последней и в какое время. Согласно маршрутным листам кладовщики собирают товар по точкам в том порядке, в котором посчитала система, и водитель сутра сразу же загружает этот маршрут. Если раньше он тратил 30 минут на то, чтобы распределить точки и составить свой «мини-маршрут», то сейчас это не является необходимым. В течение дня с помощью системы начальник отдела логистики контролирует водителей, смотрит, есть ли отклонения от маршрута или непосещенные точки, и может отреагировать в случае возникновения проблем, что способствует стабильной отгрузке товаров во все точки.

То есть при перестроенном процессе маршрутизации:

  • планирование занимает 10 минут вместо 2 часов;
  • в маршрутных листах указан четкий порядок посещения клиентов;
  • сборка заказов идет в соответствии с маршрутом;
  • регистрируется:
    • время в точке,
    • соответствие порядка посещения точек,
    • отклонение по километражу.

С течением времени выяснилось, что нужно не только контролировать водителей по GPS-навигатору, но и правильно планировать и анализировать, что позволит получить максимальную оптимизацию в плане маршрутизации и сэкономить 18% на логистике.

Динамическое планирование маршрутов обеспечит:

  • Минимальный километраж;
  • Оптимизацию затрат;
  • Снижение человеческого фактора;
  • Соблюдение всех требований.

Контроль поспособствует:

  • Соблюдению маршрута водителями;
  • Своевременности маршрута;
  • Оперативности действий.

Аналитика позволяет:

  • Оптимизировать транспортные ресурсы;
  • Обеспечить рентабельность точек доставки;
  • Оптимизировать процессы;
  • Соблюдать KPI.

Результаты оптимизации процессов маршрутизации

При контроле водителей по GPS-навигатору, контроль осуществлялся над:

  • расходом топлива;
  • соблюдением границ;
  • температурой в рефрижераторах.

Теперь, кроме контроля расхода топлива и температуры в рефрижераторе, оптимизация процессов маршрутизации позволяет:

  • анализировать план/факт по километражу;
  • контролировать соблюдение маршрута;
  • видеть факт и порядок посещения точек;
  • определять отклонение по временному окну;
  • фиксировать длительность пребывания в точке.

Что касается аналитики, то кроме анализа расходов топлива на единицу вывезенной продукции (л/кг), что имело место до оптимизации процесса маршрутизации, стало возможным проанализировать время перебывания водителя в точке и временные окна.

На данный момент система позволяет за день до поставки высылать sms-сообщение торговой точке и сообщать, когда приедет машина (с отклонением в 30 минут), потому что водители сейчас соблюдают точно график и вовремя приезжают в точки.

В количественном выражении правильно оптимизированные процессы маршрутизации позволяет снизить уровень затрат за счет:

  • Оптимизации количества автопарка (уменьшение затрат на 15%);
  • Оптимизации персонала отдела логистики (уменьшение затрат на 15%);
  • Снижения расхода топлива на единицу вывезенной продукции (уменьшение затрат на 12%);
  • Повышения качества доставки и роста лояльности клиентов.

Таким образом, правильно оптимизированный процесс маршрутизации позволяет компании обеспечить контроль выполнения плана водителями и скорректировать их действия в случаях отклонения от него. Это дает возможность не только экономить финансовые ресурсы компании за счет рационально спланированных маршрутов, но и своевременно выполнять обязательства перед торговой точкой, что способствует развитию долгосрочных партнерских отношений. 

 

ТЕКСТ: Елена Фомюк

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*