13 марта 2015

Ритейл в 2015-16 гг. Как изменится украинский рынок?

Ритейл в 2015-16 гг. Как изменится украинский рынок?

165

Рынок розничной торговли в Украине просел на 25% по сравнению с 2014 г. Цены в торговых сетях выросли на 40%. Покупательная способность снизилась. В преддверье 6-й Ежегодной Национальной  Бизнес-встречи FoodMaster & PrivateLabel-2015. Ритейлер и поставщик: время прогрессивных совместных решений для укрепления позиций на рынке» (30 апреля 2015 г.) мы узнали, какие антикризисные меры предпринимают торговые сети, какие ошибки допускают и как изменится розничная торговля в Украине в 2015-16 гг.

 

АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН

Несмотря на пережитый кризис 2008-2009 гг., ритейлеры негибки, все так же долго раскачиваются и несвоевременно реагируют на изменения. По привычке первым делом многие игроки сокращают персонал или выдвигают ультиматумы поставщикам, чтобы снизить конечную цену. Большинство работодателей, не сокращая штат, заморозили зарплаты в гривне, без привязки к курсу доллара и евро, перевели часть персонала на полставки или сократили зарплаты, рассказывает Андрей Кривокорытов, генеральный директор компании Brain Source International. И все же зачастую таких мер недостаточно, чтобы удержать свои позиции на рынке.

 

Антикризисный план может содержать всего три пункта, считает Андрей Калмыков, управляющий консалтинговой компанией Trade Help. Он советует ритейлерам сократить издержки на персонал в 2 раза, сузить ассортимент до самого необходимого и снизить наценку с 35-50% до 10%.

 

Основным критерием, по которому выбирают товар, теперь является цена. Многие игроки сейчас находятся за гранью выживания, а потому будут пытаться понизить цену на ключевые социальные товары любым путем. «Думаю, многие вернутся к схеме работы, с которой начинала сеть «Сільпо», – считает Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей. – Тогда у «Сільпо» был один-единственный магазин cash&carry в Вишневом, в котором еженедельно одну ассортиментную позицию продавали в убыток, все остальное - с хорошей наценкой. Соответственно, покупатели брали много ходового товара и закупали все остальное для ассортимента. И бизнес у владельцев будущей сети шел хорошо. Предполагаю, что то же самое сейчас повторится в рознице».

 

Розничный товарооборот предприятий розничной торговли Украины, по данным Госстата, в январе 2015 г. уменьшился на 22,6% по сравнению с январем 2014 г., в Луганской области – на 90%, Донецкой – на 67,3%. Кто-то уже закрыл торговые точки в зоне АТО, кто-то – старается поставлять хотя бы товары первой необходимости. Чтобы сохранить позиции на рынке в целом, некоторые игроки решают полностью отказаться от работы на востоке Украины. Компании «Украинский ритейл» удалось оптимизировать работу, поменяв логистику в прифронтовых областях. «В регионах, которые АТО не затронула, мы используем стандартные инструменты стимулирования сбыта: еженедельные ценовые акции и выгодные предложения для участников программы лояльности», – объясняет Вячеслав Медведев, директор департамента маркетинга компании «Украинский ритейл» (торговая сеть «Брусничка»). – А вот для обеспечения бесперебойных поставок в близкие к зоне АТО Днепропетровскую, Запорожскую, Полтавскую и Харьковскую области в августе-сентябре 2014 г. пришлось срочно запустить два новых распределительных центра в Днепропетровске. И этот шаг оказался оправданным».

 

Пока неповоротливые конкуренты работают по старинке, «Ритейл групп» (сети «Велика кишеня», «ВК Експресс», «Велмарт» и др.) заявила о своем амбициозном антикризисном плане. В 2015 г. компания увеличит долю собственных торговых марок, запустит франчайзинг, почти вдвое нарастит количество инновационных касс самообслуживания и расширит сеть гипермаркетов и дискаунтеров.

Собственные торговые марки, которые в обороте сети в 2014 г. составили 5,61% и сформировали 10% от прироста всего оборота сети, в 2015 г. возрастут предположительно до 7%. Кроме того, в компании делают ставку на инновационные кассы самообслуживания. «В 2014 г. количество покупателей, которые предпочитают рассчитываться самостоятельно, выросло на 6% по сравнению с 2013 г. Ими пользуется более 12% всех покупателей и 55% тех, кто расплачивается по безналичному рассчету, - обяъсняет Роман Лунин, глава наблюдательного совета «Ритейл Групп». - К концу 2014 г. в магазинах компании было установлено 70 касс самообслуживания, а в 2015 году планируется запустить еще 50».

В 2015 г. «Ритейл групп» будет разивать франчайзинг и развивать форматы «магазин у дома» и «гипермаркет». Планируется открыть около 15 новых «ВК Експрес» и «Велмарт» (первый в Киевской области «Велмарт» обещают открыть весной 2015 г. в Белой Церкви).

 

 

ЧЕГО ОЖИДАТЬ В 2015-16 гг.

Рынки получат второе дыхание. Это связано с тем, что предприниматели-лоточники, как правило, не обременены сложной бухгалтерией, платят единый налог, у них нет кассовых аппаратов, они могут производить переоценку товаров хоть дважды в день. В условиях инфляции и скачков валютного курса это является огромным преимуществом не только для продавцов, но и для поставщиков. Ведь замораживание денег даже на неделю может привести к ликвидации предприятия. Отсрочка платежа в торговых сетях иногда достигает 120 дней, в то время как рыночные продавцы рассчитываются с поставщиками в течение 1-2 дней.

 

Ассортимент будет сужаться и ожесточится конкуренция цен на ходовые товары, товары социального значения. Лозунг 1990-х «Лучшее доверие – это предоплата» вновь актуален. Все привыкли, что цикл жизни предприятия долгий и можно доверять друг другу. Однако в нынешних условиях расширять ассортимент почти непосильная задача: свободных денег нет.

 

Борьба за потребителя в 2015-16 гг. разгорится между супермаркетами, рынками и локальными торговыми точками типа «магазин у дома». Люди ходят в супермаркет по привычке. Уже сейчас на некоторые товары на рынке цены на 20-30% ниже, чем в больших магазинах. И все же бурного роста лоточной торговли ожидать не стоит, т.к. оборотных денег у предпринимателей попросту нет. Оптовые рынки, такие как «7 километр», вымирают именно по этой причине. По мнению г-на Дорошенко, возврат к рынкам будет происходить постепенно, но этот переход обязательно будет. А для государства это невыгодно, в т.ч. потому что качество продукции, условия хранения, условия налогообложения для цивилизованной торговли прозрачнее, да и денег в бюджет от крупных игроков поступает больше.

 

Заработать на проседающих рынках можно. Это под силу старожилам рынка, которые инновационно подходили к бизнесу и потому избежали огромных кредиторских задолженностей, и новым игрокам, располагающим ликвидностью. «Именно благодаря инновациям и креативному маркетингу в свое время закрепились на два десятилетия на рынке сети «Сільпо» и «Фуршет», - убежден Алексей Дорошенко. - Но многие ритейлеры как раз не хотят менять привычную схему работы и продолжают наращивать задолженности».

 

Закроется немало торговых сетей. Останутся те, кто располагает ликвидностью, кто сможет быстро рассчитываться с поставщиками и формировать хорошие цены. А это станет конкурентным преимуществом номер один.

 

По этой причине увеличится доля иностранных игроков: они обладают запасом финансовой прочности. Сейчас украинские сети отрезаны от финансирования, а иностранцы могут его получить от европейских банковских структур. Экспансия зарубежных операторов на рынок Украины несмотря ни на что продолжится. В 2014 г. на украинский рынок вышли 14 новых международных брендов, таких как Pedro del Hierro, Sinsay, Twin Set, Paker, Coffee Shop Company и др., еще 20 ожидаются в 2015 г.

 

В 2015 г. произойдет новый виток в развитии франчайзинга, особенно если на рынок выйдут такие долгожданные бренды, как Starbucks, уверенна Евгения Локтионова, директор UTG, ведь кризис — это хорошая возможность инвестировать деньги в востребованные бренды. Ставку на франчайзинг делают и в «Ритейл Групп», считая это стратегическим в кризисный 2015 г. направлением. «Комиссионная франшиза «ВК Експрес» отличается отсутствием инвестиций в закупку товара, ведь весь товар предоставляется под реализацию, — объясняет Роман Лунин. - Франчайзи получает минимизацию рисков и издержек и апробированные технологии компании. Мы будем считать проект успешным, если мы за 2015-20 гг. откроем 200-300 магазинов». Первый договор с франчайзи уже подписан и идет активная подготовка к открытию.

 

Кризисный 2015 год обещает быть рекордным по количеству новых торговых площадей. Рыночное предложение торговых метров в 2015 г. может увеличиться на 44%, уверяет Виктор Оборский, руководитель департамента стратегического консалтинга UTG, ведь общая площадь заявленных к открытию ТРЦ Respublika, Blockbuster Mall, Lavina Mall, Retroville, Podol Mall, New Life составляет 474 580 м2. Однако в связи с нестабильной, слабопрогнозируемой ситуацией в Украине задекларированные даты открытия многих объектов коммерческий недвижимости смещены на более поздние сроки. Пока наблюдается ротация арендаторов – ритейл-операторы оптимизируют свой бизнес путем переезда магазинов из нерентабельных ТРЦ и их открытия в более успешных центрах.

ТЕКСТ: Юлия Цитрицкая

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги