Онлайн-торговля в Украине показывает существенный рост
Рынок электронной коммерции в Украине на фоне других отраслей экономики чувствует себя достаточно хорошо. Целевая аудитория – количество интернет-пользователей – постоянно растет, увеличиваются их возможности и культура использования сети, как места для покупок. Проблемами отрасли остаются онлайн-платежи и логистика.
По данным исследования компании Gemius, по состоянию на июль-2016, интернетом в Украине со всех видов устройств хотя бы раз в месяц пользуются 20,2 млн пользователей. В сеть с ПК или ноутбука заходят 18,3 млн чел., с мобильного телефона или смартфона – 6,1 млн, а с планшета – 1,8 млн.
По оценкам Factum Group Ukraine, общий уровень проникновения интернета в Украине (доля пользователей старше 15 лет, которые заходят в интернет хотя бы раз за месяц) во II квартале 2016 года составил 66% населения Украины (22 млн). При этом проникновение интернета в сельской местности достигло 60%. Напомним, что на конец 2015 года этот показатель составлял 58%.
Отметим, что данные по онлайн-покупателям сильно разнятся. По данным компании Gemius за I полугодие 2016 года, на около 12,3 млн украинских интернет-пользователей (67,3%) пользуются сайтами по электронной коммерции (данные по десктопам). С другой стороны, что оценкам Factum Group, в 2015 году доля интернет-пользователей, которые совершали покупки в онлайн-магазинах, составила 17% (около 3,7 млн чел.), из них 26% делали покупки через мобильные устройства (смартфон или планшет).
Оценки исследования GfKUkraine на конец 2015 показывают 3 млн онлайн-покупателей в Украине.
В любом случае, вышеуказанные цифры говорят о наличии большого потенциала развития онлайн-торговли, по данным TNS Украина, в 2015 году больше 6 млн украинцев пользовались интернетом, но ничего не покупали в сети. В дальнейшем, по мере роста покупательской способности и повышения культуры покупок в сети можно рассчитывать на рост интернет-покупок жителей небольших городов и из сельской местности, а также увеличение доли покупок середи пользователей из крупных городов, ведь более 60% городского населения используют интернет, но из них только около трети совершают покупки в сети.
Точно оценить показатели онлайн-торговли в Украине достаточно сложно. Оценки онлайн-товарооборота на рынках В2С, В2В и даже приобретение услуг будут давать совершенно разные показатели. По оценке Украинской ассоциации директ-маркетинга (УАДМ), объем рынка электронной коммерции e-commerce в Украине в 2015 года составил $1,1 млрд. (продажи новых товаров B2C). Он вырос в гривне на 32%, но в долларах упал на 31% по сравнению с $1,6 млрд. в 2014 году. При этом по данным Нацбанка, в 2015 году украинцы потратили в интернете через безналичные карточные операции 203 млрд. грн.
По оценкам группы компаний EVO, рынок e-commerce по итогам 2016 года вырастет на 35% до 39 млрд. грн. По прогнозам УАДМ, этот показатель повысится в нацвалюте на 35% и в долларовом эквиваленте на 10-15%. Нужно отметить, что по данным исследования European B2C E-Commerce Report 2016, украинский рынок электронной коммерции - самый быстрорастущий в Европе.
Факторы влияния
Факторов развития e-commerce в Украине сразу несколько. Прежде всего – это экономическая ситуация в стране, которая толкает покупателей искать более приемлемые варианты покупки товаров и услуг, улучшение инфраструктуры электронной коммерции, а также рост количества интернет-пользователей и повышение культуры покупок в сети.
«Украинцы постепенно открывают для себя все новые и новые категории товаров и услуг. Продолжается бум одежды, которую еще лет пять назад очень осторожно покупали в интернете, начинается взрывной рост категории «Косметика», на очереди группа товаров «Сад и огород», все большую популярность набирает hand-made и заказ С2С услуг. Эти категории станут драйверами развития e-commerce в ближайшие годы», – рассказывает директор по маркетингу группы компаний EVO Алексей Филановский.
Еще одним позитивным моментом становится обострившаяся конкуренция на этом рынке, заставляющая площадки много работать и над улучшением клиентского опыта и над оптимизацией бизнес-моделей.
Также на e-commerce влияет развитие технологий, прежде всего, внедрение 3G. «Самый главный, на мой взгляд, фактор, который влиял на развитие е-commerce в 2016 году - это mobile. У топовых игроков доля мобильного трафика превысит в этом году 40%. А это означает полный сдвиг парадигмы в подходах к разработке продукта и аналитике», – отмечает директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова.
По данным исследования, проведенного компанией TNS Infratest по заказу Google, в 2016 году смартфонами пользовались 35% украинцев (в 2015 году – 28%, рост с 2013 года – на 150%), а среди людей в возрасте до 35 лет – 72%. При этом более 50% украинских интернет-пользователей как минимум раз в месяц ищут в сети информацию о каких-либо товарах.
Со своей стороны Алексей Филановский указывает на то, что в Украине проблемой е-commerce выступает недостаточное проникновение интернета, и недостаточная «мобилизация». Во всем мире мобильный трафик уже обгоняет десктопный, а в Украине он пока не достигает и 30%. При этом, и стационарный интернет еще доступен не всем в стране. Позитивным моментом является то, что это является «резервом» развития электронной коммерции.
На рынке e-commerce существует несколько проблемных факторов, которые тормозят его развитие. «В первую очередь стоит выделить не вполне решенную пока проблему онлайн-платежей, с возможностью блокировать сумму до подтверждения сделки и арбитражем, которому доверяли бы все участники. Пока недоверие, существующее между продавцом и покупателем, сдерживает развитие рынка», – отмечает Алексей Филановский.
Кроме того, Украина пока еще не достигла должного уровня конкуренции между поставщиками логистических услуг. Как правило, качественные услуги дороги, а некачественные порождают все то же недоверие. «Нам нужно три- четыре сильных оператора, в конкуренции между которыми сформируется рынок перевозок с высоким уровнем обслуживания и приемлемыми ценами», – уверен Алексей Филановский.
Ударом по отрасли может стать принятие законопроекта №5132, который угрожает существованию небольших интернет-магазинов по торговле «сложной техникой, требующей гарантийного ремонта», куда можно отнести одну из самых ходовых категорий - бытовую технику и электронику. Принятие документа, которое предполагает использование регистраторов расчетных операций, может привести к подорожанию товаров минимум на 10%.
Тенденции е-commerce
Тренды украинского рынка е-commerce достаточно разносторонние, но они в целом отвечают мировым тенденциям, хотя иногда с запаздыванием, что свойственно развивающимся рынкам.
Важной тенденцией, которая охватывает как традиционную торговлю, так и онлайн, является быстрое развитие украинских производителей. В I полугодии 2016 года интернет-покупатели купили на Prom.ua почти в 2 раза больше товаров отечественного производства, чем годом ранее. Это связано как с более низкими ценами, чем на западные аналоги, так и приемлемым уровнем качества. На первых местах по популярности – одежда, обувь и аксессуары, товары для дома и сада и всевозможные виды подарков.
Также можно отметить тренд изготовления и продажи самодельных изделий (hand-made). «Наши соотечественники охотно приобретают самодельные изделия не только, как элементы декора и украшения, но и как замену традиционно фабричным вещам. Мебель, одежда, обувь – таких товаров очень много. Всплеск популярности произошел из-за сокращения традиционных видов бизнеса», – рассказывает Александр Юрьев, руководитель проекта Crafta.ua.
Со своей стороны Юлия Шилова называет такие текущие тенденции в e-commerce.
- Динамический контент. Ведущие игроки e-commerce начинают присматриваться к работе с динамическим контентом в режиме реального времени. Данные о геолокации, источнике перехода, поведении пользователей. Это позволит персонализировать коммуникации, рекомендации и выдачу в каталоге.
- Sharing контента о товаре через агрегаторы. Надеюсь, что в 2017 году этот тренд доберется до Украины и появятся агрегаторы, которые позволят обогащать данные о товарах на сайте. Благодаря этому в fashion e-commerce возможны прорывы в подборе идеального размера и посадки.
- Предиктивная аналитика. Сюда входит предсказание оттока, ранняя идентификация наиболее ценных клиентов и подбор рекомендаций для следующей покупки.
Генеральный директор группы компаний EVO Николай Палиенко отмечает такие тренды онлайн-торговли на 2017 год.
- Доля онлайн-торговли будет увеличиваться.
- Маркетплейсы (онлайн-маркеты) растут быстрее рынка онлайн-торговли.
- Пользователи становятся более «мобильными», наблюдается взрывообразный рост мобильного трафика.
- Маркетплейсы заполняют целые отрасли. Купить любые товары можно на одном сайте (Amazon, еВay), найти квартиру или отель можно забронировать на одном сервисе с (Airbnb, Booking.com) и т.д.
- Наибольшие потребности рынка e-commerce Украины - надежные системы платежей и дешевая доставка.
В таких условиях можно прогнозировать, что объем рынка e-commerce в Украине будет расти, в т.ч. за счет перетекания офлайна в онлайн. В настоящее время удельный вес электронной торговли в объем объеме розничного товарооборота составляет около 3%. Вместе с тем, в большинстве развитых стран мира этот показатель составляет не менее 10-15%, а в отдельных странах и того выше. Основные ограничения связаны с желанием «пощупать» товар, необходимостью примерять перед покупкой и гарантией свежести продуктов (для продуктов питания и напитков).
ТЕКСТ: Юрий ГРИГОРЕНКО
Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA
Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB
Раздел: Інновації у рітейлі >
Теги: Онлайн-торговля, Украина, рост, интернет-пользователи
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар