20 декабря 2016

Онлайн-торговля в Украине показывает существенный рост

Онлайн-торговля в Украине показывает существенный рост


Рынок электронной коммерции в Украине на фоне других отраслей экономики чувствует себя достаточно хорошо. Целевая аудитория – количество интернет-пользователей  – постоянно растет, увеличиваются их возможности и культура использования сети, как места для покупок. Проблемами отрасли остаются онлайн-платежи и логистика. 

По данным исследования компании Gemius, по состоянию на июль-2016,  интернетом в Украине со всех видов устройств хотя бы раз в месяц пользуются 20,2 млн пользователей. В сеть с ПК или ноутбука заходят 18,3 млн чел., с мобильного телефона или смартфона – 6,1 млн, а с планшета – 1,8 млн.   

По оценкам Factum Group Ukraine, общий уровень проникновения интернета в Украине  (доля пользователей старше 15 лет, которые заходят в интернет хотя бы раз за месяц) во II квартале 2016 года составил 66% населения Украины (22 млн).  При этом проникновение интернета в сельской местности достигло 60%. Напомним, что на конец 2015 года этот показатель составлял 58%.

Отметим, что данные по онлайн-покупателям сильно разнятся. По данным компании Gemius за I полугодие 2016 года, на около 12,3 млн украинских интернет-пользователей (67,3%) пользуются сайтами по электронной коммерции (данные по десктопам). С другой стороны, что оценкам Factum Group, в 2015 году доля интернет-пользователей, которые совершали  покупки в онлайн-магазинах, составила 17% (около 3,7 млн чел.), из них 26% делали покупки через мобильные устройства (смартфон или планшет). 

Оценки исследования GfKUkraine на конец 2015 показывают 3 млн онлайн-покупателей в Украине. 

В любом случае, вышеуказанные цифры говорят о наличии большого потенциала развития онлайн-торговли,  по данным TNS Украина, в 2015 году больше 6 млн украинцев пользовались интернетом, но ничего не покупали в сети. В дальнейшем, по мере роста покупательской способности и повышения культуры покупок в сети можно рассчитывать на рост интернет-покупок жителей небольших городов и из сельской местности, а также увеличение доли покупок середи пользователей из крупных городов, ведь более 60% городского населения используют интернет, но из них только около трети совершают покупки в сети. 

Точно оценить показатели онлайн-торговли в Украине достаточно сложно. Оценки онлайн-товарооборота на рынках В2С, В2В  и даже приобретение услуг будут давать совершенно разные показатели. По оценке Украинской ассоциации директ-маркетинга (УАДМ), объем рынка электронной коммерции e-commerce в Украине в 2015 года составил $1,1 млрд. (продажи новых товаров B2C). Он вырос в гривне на 32%, но в долларах упал на 31% по сравнению с $1,6 млрд. в 2014 году.  При этом по данным Нацбанка,  в 2015 году украинцы потратили в интернете через безналичные карточные операции 203 млрд. грн. 

По оценкам группы компаний EVO, рынок e-commerce по итогам 2016 года вырастет на 35% до 39 млрд. грн. По прогнозам УАДМ, этот показатель повысится в нацвалюте на 35% и в долларовом эквиваленте на 10-15%. Нужно отметить, что по данным исследования European B2C E-Commerce Report 2016, украинский рынок электронной коммерции - самый быстрорастущий в Европе.   

Факторы влияния 

Факторов развития e-commerce в Украине сразу несколько. Прежде всего – это экономическая ситуация в стране, которая толкает покупателей искать более приемлемые варианты покупки товаров и услуг, улучшение инфраструктуры электронной коммерции, а также рост количества интернет-пользователей и повышение культуры покупок в сети.

«Украинцы постепенно открывают для себя все новые и новые категории товаров и услуг. Продолжается бум одежды, которую еще лет пять назад очень осторожно покупали в интернете, начинается взрывной рост категории «Косметика», на очереди группа товаров «Сад и огород», все большую популярность набирает hand-made и заказ С2С услуг. Эти категории станут драйверами развития e-commerce в ближайшие годы», – рассказывает директор по маркетингу группы компаний EVO Алексей Филановский

Еще одним позитивным моментом становится обострившаяся конкуренция на этом рынке, заставляющая площадки много работать и над улучшением клиентского опыта и над оптимизацией бизнес-моделей. 

Также на e-commerce влияет развитие технологий, прежде всего, внедрение 3G. «Самый главный, на мой взгляд, фактор, который влиял на развитие е-commerce в 2016 году - это mobile. У топовых игроков доля мобильного трафика превысит в этом году 40%. А это означает полный сдвиг парадигмы в подходах к разработке продукта и аналитике», – отмечает директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова

По данным исследования, проведенного компанией TNS Infratest по заказу Google, в 2016 году смартфонами пользовались 35% украинцев (в 2015 году – 28%, рост с 2013 года –  на 150%), а среди людей в возрасте до 35 лет – 72%. При этом более 50% украинских интернет-пользователей как минимум раз в месяц ищут в сети информацию о каких-либо товарах. 

Со своей стороны Алексей Филановский указывает на то, что в Украине проблемой е-commerce выступает недостаточное проникновение интернета, и недостаточная «мобилизация». Во всем мире мобильный трафик уже обгоняет десктопный, а в Украине  он пока не достигает и 30%. При этом, и стационарный интернет еще доступен не всем в стране. Позитивным моментом является то, что это является «резервом» развития электронной коммерции.

На рынке e-commerce существует несколько проблемных факторов, которые тормозят его развитие. «В первую очередь стоит выделить не вполне решенную пока проблему онлайн-платежей, с возможностью блокировать сумму до подтверждения сделки и арбитражем, которому доверяли бы все участники. Пока недоверие, существующее между продавцом и покупателем, сдерживает развитие рынка», – отмечает Алексей Филановский.  

Кроме того, Украина пока еще не достигла должного уровня конкуренции между поставщиками логистических услуг. Как правило, качественные услуги дороги, а некачественные порождают все то же недоверие. «Нам нужно три- четыре сильных оператора, в конкуренции между которыми сформируется рынок перевозок с высоким уровнем обслуживания и приемлемыми ценами», – уверен Алексей Филановский.  

Ударом по отрасли может стать принятие законопроекта №5132, который угрожает существованию небольших интернет-магазинов по торговле «сложной техникой, требующей гарантийного ремонта», куда можно отнести одну из самых ходовых категорий - бытовую технику и электронику. Принятие документа, которое предполагает использование регистраторов расчетных операций, может привести к подорожанию товаров минимум на 10%. 

Тенденции е-commerce 

Тренды украинского рынка е-commerce достаточно разносторонние, но они в целом отвечают мировым тенденциям, хотя иногда с запаздыванием, что свойственно развивающимся рынкам.  

Важной тенденцией, которая охватывает как традиционную торговлю, так и онлайн, является быстрое развитие украинских производителей. В I полугодии 2016 года интернет-покупатели купили на Prom.ua  почти в 2 раза больше товаров отечественного производства, чем годом ранее. Это связано как с более низкими ценами, чем на западные аналоги, так и приемлемым уровнем качества. На первых местах по популярности – одежда, обувь и аксессуары, товары для дома и сада и всевозможные виды подарков. 

Также можно отметить тренд изготовления и продажи самодельных изделий (hand-made). «Наши соотечественники охотно приобретают самодельные изделия не только, как элементы декора и украшения, но и как замену традиционно фабричным вещам. Мебель, одежда, обувь –  таких товаров очень много. Всплеск популярности произошел из-за сокращения традиционных видов бизнеса», –  рассказывает Александр Юрьев, руководитель проекта Crafta.ua. 

Со своей стороны Юлия Шилова называет такие текущие тенденции в e-commerce.

  1. Динамический контент. Ведущие игроки e-commerce начинают присматриваться к работе с динамическим контентом в режиме реального времени. Данные о геолокации, источнике перехода, поведении пользователей. Это позволит персонализировать коммуникации, рекомендации и выдачу в каталоге. 
  2. Sharing контента о товаре через агрегаторы. Надеюсь, что в 2017 году этот тренд доберется до Украины и появятся агрегаторы, которые позволят обогащать данные о товарах на сайте. Благодаря этому в fashion e-commerce возможны прорывы в подборе идеального размера и посадки.
  3. Предиктивная аналитика. Сюда входит предсказание оттока, ранняя идентификация наиболее ценных клиентов и подбор рекомендаций для следующей покупки. 

 

Генеральный директор группы компаний EVO Николай Палиенко отмечает такие тренды онлайн-торговли на 2017 год.

  1. Доля онлайн-торговли будет увеличиваться.
  2. Маркетплейсы (онлайн-маркеты) растут быстрее рынка онлайн-торговли.
  3. Пользователи становятся более «мобильными», наблюдается взрывообразный рост мобильного трафика. 
  4. Маркетплейсы заполняют целые отрасли. Купить любые товары можно на одном сайте (Amazon, еВay), найти квартиру или отель можно забронировать на одном сервисе с (Airbnb, Booking.com) и т.д.
  5. Наибольшие потребности рынка e-commerce Украины - надежные системы платежей и дешевая доставка.

В таких условиях можно прогнозировать, что объем рынка e-commerce в Украине будет расти, в т.ч. за счет перетекания офлайна в онлайн. В настоящее время удельный вес электронной торговли в объем объеме розничного товарооборота составляет около 3%. Вместе с тем,  в большинстве развитых стран мира этот показатель составляет не менее  10-15%, а в отдельных странах и того выше. Основные ограничения связаны с желанием «пощупать» товар, необходимостью примерять перед покупкой и гарантией свежести продуктов (для продуктов питания и напитков).

 ТЕКСТ: Юрий ГРИГОРЕНКО

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB 

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

  

Личности

Блоги