02 октября 2014

"Эффективный анализ, оптимизация и снижение себестоимости продукции – результат сертификации производства", - Людмила ВЛАДОВА, "МЕТРО Кеш энд Керри Украина"

"Эффективный анализ, оптимизация и снижение себестоимости продукции – результат сертификации производства", - Людмила ВЛАДОВА, "МЕТРО Кеш энд Керри Украина"

821

По данным за I-ю пол. 2014г. сеть «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» сотрудничает с 115 поставщиками СТМ, из них 24 - сертифицированы согласно GFSI стандартам. При каких условиях поставщик получает «зеленый свет» на полку сети, и что следует знать производителям о международной стандартизации – рассказала Людмила ВЛАДОВА, Начальник отдела качества сети, в интервью журналисту TradeMaster® Group.

 

ТМ: Какие пункты/условия/параметры в вопросах качества СТМ в Вашей сети добавили/убрали из условий сотрудничества с поставщиками за крайние 12 мес.?

Людмила Владова (Л.В.): За последний год мы не вносили изменений в наши стандартные контракты для поставки продукции, а значит и не меняли требования к поставщикам и конкретно к производителям СТМ. Они остаются неизменными: сертификация согласно одного из признаваемых GFSI стандартов или, как временное решение, MAS аудит, при котором предприятие должно продемонстрировать 75% соответствия требованиям данного чек-листа.

 

ТМ: В параметрах качества в низком ценовом сегменте СТМ: в каких пунктах чек-листа сети готовы идти на компромисс?

Л.В.: Мы не разделяем требования к предприятиям по ценовым сегментам СТМ. Поскольку аудит направлен на выявление и оценку рисков по безопасности продукции компромиссов здесь не может быть. Упомянутый чек-лист разделен по категориям вопросов: базовый, обязательный, рекомендованный. И, независимо от ценового сегмента, обязательные требования должны быть реализованы, иначе предприятие просто не наберет минимально допустимого количества баллов.

Базовый уровень содержит вопросы: возможно выполнение, частичное выполнение или не выполнение – все зависит от количества выполненных или невыполненных пунктов. Рекомендованные требования относятся к предприятиям высокого уровня, которые готовы к сертификации.

 

ТМ: Какие обязательные условия входят в чек-лист? Иными словами, на невыполнение каких требований в рамках контракта СТМ сеть ни при каких обстоятельствах не закроет глаза?

Л.В.: В нашем чек-листе это вопросы категории "обязательное требование", и их на самом деле не много:

- Обеспечение прослеживаемости

- Управление нестандартной продукцией

- Руководство инцидентами

- Обучение персонала

- Система оценки рисков на предприятии НАССР

 

ТМ: Назовите Топ-5 категорий СТМ с наибольшим количеством жалоб за крайних 12 мес.?

Л.В.: Неизменно, и не только в СТМ, на протяжении нескольких лет по жалобам лидирует рыбная и молочная продукция.

 

ТМ: Какие условия (технические характеристики, стандарты, документы) должны соблюдаться производителем, чтобы количество проверок со стороны сети было минимальным?

Л.В.: Для компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» таким условием неизменно является сертификация по одному из GFSI признаваемых стандартов. Наличие сертификата у предприятия освобождает его от каких-либо дополнительных проверок с нашей стороны. Поскольку выполнение требований указанных стандартов гарантирует минимизацию рисков при выпуске продукции и гарантирует выпуск качественного продукта.

 

ТМ: Как Вы выстраиваете работу с компаниями, у которых нет международной сертификации / которые номинально получили стандарт, а качество не соответствует заявленным параметрам?

Л.В.: Если производитель не сертифицирован, то мы проводим свою проверку. Предприятия, которые набирают 75% соответствия требований, получают зеленый свет на наши полки. Если результат ниже, а предприятие очень хочет работать и его уровень выше 60% мы составляем совместный план корректирующих действий и проводим повторные проверки. При демонстрации предприятием улучшений можно начинать работу при постоянном контроле и отслеживании жалоб на продукцию. Если предприятие имеет уровень ниже 60%, мы также обсуждаем план корректирующих действий, но дальнейшее сотрудничество возможно только после выполнения ряда условий и повторного аудита. Такая схема достаточно жесткая, но действенная. Именно благодаря такой работе мы вывели некоторые предприятия из базового уровня до сертификации

 

ТМ: Исходя из Вашего личного опыта проведения аудитов производителей СТМ, какие ресурсы (материальные, технические, человеческие, временные) требуются для внедрения европейских стандартов (учитывая размеры и объемы производства)?

Л.В.: Все зависит, в первую очередь, от понимания и желания руководителей предприятия двигаться вперед. В моей практике встречались предприятия старой постройки с запущенной инфраструктурой и отсутствием культуры производства, которые в течение месяца делали значительные шаги. И встречались предприятия молодые с неплохим уровнем, которые в течение 5 лет остаются на том же уровне, а значит, значительно отстают от растущих требований.

Всегда стараюсь развеять миф о том, что внедрение системы - это очень затратно. Да, если реально делать ничего не хочется, тогда нанимается дорогой консалтинг, на предприятие передается готовая «неработающая» (потому что работать может только то, что создано на предприятии своими же сотрудниками) система. Затем консультанты для оправдания того, почему не работает, пишут план внедрения, который, как правило, требует значительных капиталовложений. И вот готово оправдание – это не реально, возможно через 5-10 лет. В результате таких действий и впечатлений у нас государственное требование о наличии системы НАССР откладывается уже на протяжении 10 лет.

Имея опыт внедрения систем качества, и программы НАССР в частности, могу с уверенностью сказать, что все системы призваны организовать работу любого предприятия, оценить и поставить под контроль риски. Для этого в первую очередь необходимо «вымыть полы» и организовать работу предприятия согласно требованиям, которые детально изложены в стандартах.

Если конкретно отвечать на данный вопрос у меня есть своя теория. Она из наблюдения за природой и собственным опытом – для внедрения системы достаточно 9 месяцев. Что касается финансового вопроса – это стоимость обучения для сотрудника, который будет руководить процессом внедрения или зарплата сотрудника, который уже имеет подобный опыт, и стоимость сертификационного аудита (это вопрос к многочисленным аудиторским компаниям в Украине, которые достаточно гибки в условиях рынка).

 

ТМ: Какие изменения на производстве и в работе с качеством СТМ, исходя из Вашей практики, происходят за счет внедрения стандартов GFSI?

Л.В.: В первую очередь, изменения происходят в головах сотрудников. Это самый сложный процесс, но когда он успешен и изменения происходят, то меняется все. Структурируется работа. Руководители понимают, что весь процесс прозрачен и просматривается с любой точки зрения. Легко проводить анализ. Это не значит, что мы полностью избегаем проблем. Все проблемы остаются с нами, но мы гораздо легче можем ими управлять. Многие руководители делились со мной, что после внедрения системы им удалось провести эффективный анализ всех процессов, оптимизировать их и в результате прийти к значительной экономии производства и снижению себестоимости продукции, не касаясь ее качества.

 

ТМ: Назовите 5-10 поставщиков-партнеров СТМ, которых Вы считаете примером для подражания в вопросах качества и соблюдения международных стандартов?

Л.В.: Часто обсуждаем этот вопрос. Необходимы предприятия, которые не стали искать причины, а нашли возможности для внедрения международных стандартов при отсутствии таких требований со стороны законодательства. На данный момент предприятий, производящих для нас СТМ и имеющих один из GFSI признанных стандартов, у нас 24. Будет несправедливо назвать 5 или 10. Для нас они все одного уровня и являются примером для подражания. А вопрос о мотивации таких поставщиков у нас активно обсуждается.

 

ТМ: Назовите компании-аудиторов проверке/профессиональным компетенциям, которых Вы доверяете состоянием на сегодня и почему?

Л.В.: Хочу предостеречь о том, что не говорю о топ-3 или топ-5 на украинском рынке. Для этого необходим глубокий анализ работы аудиторских компаний. Могу говорить только о наших надежных партнерах. На протяжении многих лет мы работаем с международными компаниями SGS, BV, Tuv Rheinland и украинской компанией «Лилия».

 

ТМ: Как Вы считаете, почему аудит СТМ не может быть приведен к общему стандарту/ единому формату, приемлемому для всех розничных сетей?

Л.В.: Я лично так не считаю. Это очень хорошая и правильная идея - консолидировать аудит для его проведения по общему стандарту. Это значительно облегчит в первую очередь финансовую нагрузку на производителей. Кроме того, единые требования от сетей мотивируют производителей внедрять международные стандарты. Трудности, в основном, связаны с корпоративными стандартами крупных международных компаний, которые очень сложно изменить, и неготовностью небольшого ритейла выдвигать принципиальные требования к производителям и поставщикам, ведь это риск лишиться дешевой продукции и конкурировать на рынке. Однако я оптимистично смотрю на перспективы. С ответственностью могу сказать, что наша компания готова отступить от корпоративных стандартов касательно чек-листа для нашего аудита. Что мы готовы отстаивать - это GFSI стандарты и необходимую сертификацию. Насколько я владею информацией, подобные требования, по крайней мере, декларируют и другие сети. В будущем это и есть решением – сертификация украинских производителей, которая откроет для них беспрепятственное нахождение не только на полках украинского ритейла, а и европейский рынок. Вопрос в переходном периоде, когда все-таки сети вынуждены проводить свои аудиты для получения минимальных гарантий безопасности и контроля выпускаемой продукции. Поэтому я вижу две задачи:

1)       Максимально сократить переходной период до сертификации.

2)       На переходной период попробовать отработать чек-лист, который максимально удовлетворит всех.

Готова в данном вопросе предложить свой вариант для обсуждения.

 

Справка ТМ:

C момента выхода на рынок Украины в 2003 году METRO Cash & Carry открыла 27 классических магазинов: четыре в Киеве, три в Одессе, два в Донецке, Днепропетровске, Харькове и Львове, по одному в Луганске, Кривом Роге, Полтаве, Виннице, Запорожье, Черновцах, Николаеве, Ровно, Ивано-Франковске, Макеевке, Мариуполе и Житомире; и 4 METRO базы: в Кременчуге, Кировограде, Тернополе и Луцке. За более чем11 лет деятельности в Украине METRO Cash & Carry инвестировала в экономику страны 545 млн. евро.

METRO Cash & Carry управляет более чем 750 центрами оптовой торговли в 28 странах. Численность персонала компании составляет свыше 120 000 человек, а ее продажи за 2012/2013 финансовый год составили около 31 млрд. евро.  METRO Cash & Carry является торговым подразделением немецкой METRO GROUP – одной из крупнейших международных торговых компаний мира. В 2012/2013 финансовом году продажи METRO GROUP составили около 66млрд. евро. В 2 200 магазинах компании в 32 странах мира работает около 265 000 сотрудников. В METRO GROUP входят следующие торговые подразделения: METRO/Makro Cash & Carry – международный лидер оптовой торговли, гипермаркеты Real,  Media Markt и Saturn – европейский лидер на рынке бытовой техники и универмаги Galeria Kaufhof.

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Раздел: Интервью >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*