07 серпня 2017

ЛОГИСТИКА ТОВАРОВ, ТРЕБУЮЩИХ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ или как построить логистические процессы грузов с поддержкой постоянной температуры.

ЛОГИСТИКА ТОВАРОВ, ТРЕБУЮЩИХ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ или как построить логистические процессы грузов с поддержкой постоянной температуры.

6041

В эксклюзивном интервью для Спецвыпуска "Distribution&LogisticMaster - 2016" эксперты ведущих украинских компаний поделились мнениями в области построения логистических процессов для грузов с поддержкой постоянной температуры, для занятых в области перевозки и хранения фармацевтических препаратов, охлажденных продуктов питания, а также продуктов медицинской биохимии.

Скачать "Distribution&LogisticMaster - 2016"

Количество товаров, требующих температурных условий хранения и перевозки, каждый год возрастает. Это подтверждает Международный институт холода (IIR). По оценкам и прогнозам IIR, этот сектор в ближайшие годы будет только расширяться, поскольку увеличивается потребность в охлаждении, в том числе из-за глобального потепления. Среди лекарственных препаратов, чувствительных к нагреву, которые хранятся при температуре между 2°С и 8°С, происходит стремительный рост их количества. Ежегодно оборот таких продуктов увеличивается в среднем на 20% и более. Холодовая цепочка или «Cold chain» играет решающую роль и в продовольственном секторе, поскольку сохраняет скоропортящиеся пищевые продукты.

Как правильно организовать логистику с соблюдением Cold chain, прокомментировал Андрей ЗАВИЗИОН, директор службы по управлению цепочками поставок «АТБ-маркет»: «Часто возникает вопрос – передавать логистику на аутсорсинг или нет? Считаю, что этот вопрос далеко не риторический. С одной стороны, на рынке Украины представлена услуга аутсорсинга логистики холодной группы товаров, и эта услуга пользуется спросом, значит, кто-то уже это применяет. Вместе с тем, данный вопрос индивидуален для каждой компании и конкретных целей. Возможно, компания сама прекрасно справляется с холодной логистикой с помощью собственных ресурсов, и ее все устраивает. Но также возможно и то, что все устраивает до сравнения с предоставляемой профессиональным оператором услугой – как с точки зрения стоимости и качества, так и с точки зрения замораживания средств в непрофильных активах. Успех выбора и применения аутсорсинга в логистике во многом зависит от того, насколько правильно сделан выбор оператора и выстроена система взаимоотношений с ним. Важно выбирать 3PL-оператора не по самой дешевой цене, а по предложению качественной услуги по критериям уровня логистического сервиса, надежности этого сервиса не зависимо от колебаний спроса, а также возможности поддержать этот сервис в перспективе на несколько лет. Для этого у хорошего 3PL-оператора должны быть в управлении реальные ресурсы, желательно с существенной долей собственности, и эффективные бизнес-процессы, прошедшие отладку на опыте не одного года и не одного клиента. Аутсорсер должен крепко стоять на ногах и понимать меру ответственности, потому что стоимость товаров, которые в холодовой цепи передаются для обслуживания, измеряется миллионами гривен, и недопоставка или несвоевременная, некачественная поставка данных товаров может означать огромные потери в продажах. Если у логистической компании нет опыта, мы не рассматриваем возможность совместной работы. Если говорить об основных КРI, которые используются при работе с 3PL-оператором, то их трудно назвать новыми или особенными. Это своевременность поставки товаров, соответствие поставки заказу, соблюдение температурного режима».

По словам Екатерины МОСКАЛЕНКО, директора Киевского филиала ПАО «Мироновский хлебопродукт», доверять логистику 3PL-операторам можно, но важна уверенность в партнере: «Наша компания пользуется своей логистикой, а на аутсорсинг передавали те объемы, которые собственная логистика не могла обработать. Вместе с тем, думаю, что в условиях современного рынка покупать транспорт не так выгодно, как нанимать посторонний. Если посчитать стоимость и курсовую разницу, то наем дешевле, чем свой автопарк. Но возникает другой вопрос: как контролировать температурный режим на холодовой цепи? Если говорить о складской логистике, то уже в договоре советую прописать сохранность продукции по температуре. Должны работать точки контроля либо логгеры на складах, интегрированные в систему контроля. Если говорить о температурном контроле на транспорте, тогда контроль осуществляется снятием данных с логгера, встроенного в холодильное оборудование транспорта. Например, можно распечатать «термочек», где будут видны колебания температуры во времени при доставке продукции, а также путем замера температуры продукции при получении». 

Елена ЧЕРНЫШЕВА, начальник отдела логистики ООО «С-Транс», поделилась своим опытом работы с 3PL-оператором: «Мы являемся производителями молочной продукции, наш товар требует холодовой цепочки. За 24 часа с момента получения заказа нужно доставить продукцию в магазины. Наш опыт аутсорсинга в холодной логистике вынужденный. Когда у нас уменьшились объемы доставки, приняли решение по оптимизации затрат, упразднили собственные филиалы и отдали логистику аутсорсеру. Конечно же, были сформированы требования к этому процессу, контрольные точки. Согласована периодичность аудитов с целью соответствия процессов выработанным стандартам. На сегодняшний день столкнулись с дефицитом логистических операторов в некоторых областях Украины, но не теряем надежды найти надежных партнеров, соответствующих нашим потребностям».

Антон ДОВГАНИН, руководитель отдела товарными запасами Группы компаний «Фармпланета», считает, что традиционно аутсорсинг транспорта с поддержанием заданного температурного режима востребован в пищевой отрасли, в то время как фармацевтические компании для доставки, как правило, пользуются собственным транспортом: «Также делали и мы до недавнего времени. С ноября 2016 года мы начали сотрудничать с компанией Pharm Express Logistics по распределительной логистике. Услугами аутсорсера пользуемся для ежедневной оперативной подпитки региональных складов дефицитной продукцией. Это дает возможность снизить товарные запасы и не влечет значительных затрат.

В Европе к аутсорсингу холодовой логистики пришли давно, у нас до недавнего времени фармацевтическая отрасль была зарегулирована. Существовали ограничения на смешивание грузов лицензиатов при оказании складских и транспортных услуг третьими лицами. Теперь это возможно. Думаю, что у компании, которая сможет обеспечить надлежащую транспортировку грузов холодовой цепи для фармацевтов, большие перспективы, это многообещающее направление. Уверен, что пионеры аутсорсинга смогут изначально задать высокий уровень сервиса, что позволит оперативно обеспечивать население качественными медикаментами».

Андрей ГОЛИМБОВСКИЙ, Генеральный директор Ekol Logistics Украина, отмечает: «Чтобы ответить однозначно на вопрос о том, будет ли через несколько лет большинство производственных компаний передавать логистику на аутсорсинг профессиональным операторам, нужно понимать, какую часть логистического процесса они могли бы делегировать.
Если говорить, например, о транспортных услугах, то во многих компаниях с этой работой давно и успешно справляются подрядчики (чего нельзя сказать о ситуации с управлением товарными запасами). Игроки рынка, передавшие свою логистику на аутсорсинг, это, в основном, международные компании или очень системный локальный бизнес с четким пониманием своих конкурентных преимуществ. В то же время, компании, которые являются лидерами рынка в своих сегментах и достаточно эффективно развивают собственную логистику, передавать ее на аутсорсинг в ближайшей перспективе не планируют. Таким образом, учитывая комплекс факторов, влияющих на принятие решения в пользу аутсорсинга, можно сказать, что движение в этом направлении есть, но скорость его достаточно низкая».

Вера КУРДЮМОВА, менеджер по логистике ООО «Астеллас Фарма», считает, что есть смысл привлекать аутсорсинг в логистику фармацевтической продукции. При удачном выборе поставщика услуги это может быть хорошим решением с точки зрения оптимизации как затрат, так и процессов: «Если говорить о критериях при выборе логистического оператора, то в первую очередь нужно обратить внимание на репутацию и опыт работы поставщика услуги, знаком ли он с лицензионными условиями и с условиями обращения со специфической продукцией. Также важна материально-техническая база аутсорсера. Советую еще до принятия решения убедиться, выполняет ли 3PL-оператор условия хранения продукции. Для этого посмотрите, как он работает, поддерживается ли необходимая температура и влажность в помещении, есть ли резервное питание в случае перебоев. Определитесь, до какого уровня передаете логистику на аутсорсинг. Например, хорошим выбором для 3PL-оператора могут быть складские услуги, транспортировка, таможенная очистка. За последнее время видно, что компании начали стремиться к более четкому соблюдению лицензионных условий, соответствовать требованиям GDP (Good Distribution Practice), процессы становятся более четкими, отлаженными, приближенными к европейским нормам». 

Виктор БАРАНОВСКИЙ, руководитель проектов Центра «Логистическая мастерская», подчеркивает, что первым критерием при выборе аутсорсера должна быть готовность выполнять те KPI, которые заказчик ставит перед своим оператором. Второе – это время на интеграцию или, за какой срок можно будет соединить системы и начать взаимодействовать. Третье – готовность работать по Open Book, чтобы понимать затраты и чтобы было обоснование тарифов. Если оператор готов выполнять свои KPI и нести за это штрафные санкции, значит, он понимает, что делает». 

Алина ГАННОЦКАЯ, коммерческий директор Pharm Express Logistics, считает, что обороты на рынке холодовой логистики достаточно высокие, но высок и уровень конкуренции: «Этот рынок достаточно насыщен, как и любой интересный рынок. Тем не менее, определенные возможности для развития есть как в сегменте фармдистрибьютеров, так и в сегменте работы с отечественными сетями, в сегменте работы с производителями. Если аутсорсер идет с миссией обеспечить качественные логистические услуги и с соответствующим подходом к выполнению этой миссии, я думаю, что у него есть все шансы для активного развития». Наш опрос показал, что компании, даже располагая своим автопарком, прибегают к услугам аутсорсера логистики холодной группы товаров. Это действенный способ не прибегать к закупке дополнительного оборудования и найму персонала. Вместе с тем, к 3PL-операторам предъявляют высокие требования, касающиеся главным образом надежности аутсорсера и умения качественно выполнить обязательства. Вероятно, что украинский рынок холодовой логистики как перспективное направление ждет развитие уже в ближайшем будущем.

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*