01 грудня 2017

Все о топливе в Украине за последние 15 лет: заправки, цены, качество и поставщики

Все о топливе в Украине за последние 15 лет: заправки, цены, качество и поставщики

7386

СЕТИ АЗС

Поездку на автомобиле невозможно представить без топлива и места, где его можно купить – АЗС. Первые украинские заправки возникли на месте прежних советских АЗС в первой половине 90-х, в годы тотального дефицита на нефтепродукты. Представляли они собой, скорее, не комфортабельные заправки западного типа, а блок-посты, в которых можно было защититься от рекетиров. Благодаря существованию таких блок-постов нефтетрейдеры смогли понять, что такое удобная локация и освоить принципы заправочного бизнеса.

В 1997-1998 гг. возникли первые сетевые АЗС под названием ОККО, KLO, WOG, SHELL и др. Позже многие из них были поглощены более крупными сетями, и лишь некоторые закрылись. Первоначально АЗС в Украине было около 2 тысяч. С 2011 года началось бурное увеличение их количества. И на сегодня заправок примерно 7 тысяч. Распределены они по территории страны равномерно, но все-таки более плотно расположены в крупных городах и на главных автотрассах.

КАЧЕСТВО ТОПЛИВА

Во время первых заправок качество продаваемого в них топлива определялось двумя понятиями: «чистый» и «грязный». С появлением в Украине все большего количества иномарок, отличающихся повышенными требованиями к содержанию в бензине свинца, серы, смол, и, тем более, механических примесей некоторые АЗС пытались завозить топливо из-за рубежа, другие – модернизировать на месте «своими силами», что нередко имело печальные последствия для автомобилей.

Позже были приняты новые стандарты. Для дизтоплива ДСТУ 3868-99 в 1999 году, и для бензина ДСТУ 4063-2001 в 2001 г. Согласно им, использоваться стали только неэтилированные бензины. Еще позже - в 2007 г. утвердили два евростандарта – ДСТУ 4839:2007 для бензина и ДСТУ 4840:2007 для дизтоплива (Евро 4).

Сейчас на большинстве заправок можно смело заправлять даже «чувствительный» автомобиль. Но если возникнут какие-то сомнения, то можно провести в домашних условиях такой эксперимент: набрав бензин в стеклянную банку, дать ему отстояться. Если в бензине будет вода и грязь, они осядут на дно и будут заметными. Добавление марганцовки поможет выявить влагу: бензин с подмешанной водой примет розовый цвет. Однако всевозможные присадки, роль которых – увеличить октановое число, «на глаз» определить невозможно.

ЦЕНЫ

Первый бензин на сетях АЗС стоил дешево: 60 коп. (0,3 доллара). К концу 90-х он подорожал до 0,5 доллара (2,20 грн). После этого топливо «привязали» к уровню доллара, и уже несколько лет популярный А-95 стоит около одного доллара с колебаниями в диапазоне 0,8–1,3 доллара. Синхронно с ним, чуть ниже на несколько процентов, держится стоимость дизтоплива

ПРОГНОЗ ЦЕН НА ТОПЛИВО В 2018 ГОДУ

С учетом цифр, заложенных в бюджет на следующих год, эксперты не советуют ждать слишком больших перемен. В течение сентября и октября 2017 года разные марки бензина подорожали в среднем на 2,9 грн, а дизельное топливо - более чем на 3 грн. По данным Bloomberg, последний рост котировок на мировых биржах вызвал рост цен на топливо во всем мире, в том числе и на украинских АЗС. При этом снижение стоимости нефти идет очень медленно. Следовательно, цены на внутреннем рынке вряд ли будут снижаться.

ПОСТАВЩИКИ

Отечественная нефтеперерабатывающая отрасль обеспечивает примерно 20% топливного рынка. Остальное поступает с заводов Беларуси, России и Европы. Основные игроки:

1. Белорусская нефтяная компания заняла в 2016 году 48% рынка, по итогам 4 месяцев 2017-го – 50%. И если на рынке ДТ это 45,7%, то на рынке бензинов – 55%. В своей деятельности белорусы делают ставку на дешевую российскую нефть, инвестиции в модернизацию НПЗ и географическую близость к Украине. По словам экспертов, на украинских поставках белорусы зарабатывают на 50-60 долл/т больше, чем на экспорте через балтийские порты.

2. Группа «Приват» поставила в 2016 году на рынок 1,35 млн т бензина и ДТ, заняв долю в 16,6% рынка. Основной объем – 1,1 млн т (14% рынка) – продукция «Укртатнафты», полученная из нефти и газового конденсата компании «Укрнафта». Кроме того, «Приват» поставляет по морю нефть из Казахстана и Азербайджана. Реализуется продукция через сети АЗС «Авиас», ANP, «Сентоза» и др., а также заправки «Укрнафты».

3. Швейцарская Proton Energy Group S.A. Рыночная доля в 2016 году составила 10,5%, в 2017 выросла до 15,4%. Компания «подхватила» объемы и активы российской «Роснефти» в Украине.

4. Польский PKN Orlen. Доля рынка в 2016 году была 11%, в 2017-м снизилась до 8%.

Благодаря конкуренции между четырьмя главными игроками и контролю за перемещением топлива доля контрабандного и кустарного бензина и «дизеля» в 2016 году снизилась с 22% до 7%. Поставки пиратского топлива ограничиваются небольшими партиями через маленькие порты. На данный момент, по мнению экспертов, система обеспечения Украины топливом достигла равновесия благодаря наличию нескольких поставщиков, а также разнообразными каналами поставки – по ж/д, трубопроводам, по морю и является весьма жизненноспособной.

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

ВСЕ НОВОСТИ

ВСЕ СТАТЬИ

Раздел: Логістика >

Теги: АЗС, топливо

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*