18 февраля 2015

Выбор подходящего формата торговой недвижимости – ключевая составляющая успешного бизнеса сетей DIY&Home Improvement в 2015 году.


Выбор подходящего формата торговой недвижимости – ключевая составляющая успешного бизнеса сетей DIY&Home Improvement в 2015 году.

Выбор подходящего формата торговой недвижимости – ключевая составляющая успешного бизнеса сетей DIY&Home Improvement в 2015 году.

 

Про сегменты и форматы развития сетей DIY&Home Improvement на IV Всеукраинской практической конференции «NonFoodMaster-2015. Будущее рынка строительно-отделочных материалов DIY & Home Improvement: от стратегии к реализации» расказал Игорь Заболоцкий, директор департамента торговой недвижимости Colliers International Украина. Эксперт проанализировал перспектвы развития рынка торговой недвижимости в Украине в 2015 году.

 

В 2015 году по словам эксперта к открытию в Киеве заявлено 467 тыс. м² формата ТРЦ/TЦ, среди них: Respublica (GLA 135 000 м² ), Lavina Mall (GLA 127 500 м²), Retroville (GLA 83 000 м²), Blockbuster Mall (GLA 100 000 м²), New Life (GLA 15 900 м²), Мануфактура, 2-я очередь, (GLA 5 400 м²). Это рекордное количество за последние 10 лет. На сегодняшний день, большинство проектов либо продолжают свое строительство, либо заморожены. Свое открытие в этом году подтвердили только проекты, которые находятся в состоянии 90% готовности, например,  Respublica.

По словам эксперта в текущем году возможно повторение тенденции 2008 - 2009 годов. Для примера, совокупное предложение торговых площадей ТРЦ/TЦ в 2009 году составляло 120 тыс. м². «В 2009 году большинство заявленных площадей открылись, столкнулись со всеми проблемами кризисного периода, сложно набирали обороты, долго искали арендаторов, но на волне выхода из кризиса были первыми, кто смог получить хорошую долю рынка. В последствие был четкий провал 2011 года. Прогнозно, такая же ситуация будет в этом году», - отмечает Игорь Заболоцкий.

Курсовые колебания, падение потребительского спроса, снижение уровня арендных ставок, а соответственно арендного дохода заставляет эффективных инвесторов пересматривать свои планы инвестирования.  Для оптимизации своих бизнес-процессов инвесторы либо смещают сроки открытия, либо привлекают активное финансирование. Так, к концу 4 квартала 2014 года наивысшая арендная ставка в лучших ТРЦ/ТЦ была на уровне 70 долларов за м², для сравнения в 4 квартале 2013 года – 90-100 долларов за м²; на главных торговых улицах в конце 2013 года арендная ставка достигала 240 долларов за м².

Вакантность ТРЦ/ТЦ в 4 квартале 2014 года также достигла своего пика на уровне 10,7%, в 2009 году показатель составлял 5%, в 2011 году отмечался минимум – 1,7%. Допустимый процент вакантности в мировой практике, по словам эксперта, составляет 8-10%. «Снижение вакантности в конце 2014 года до 7,8% доказывает, что рынок адаптируется к текущей ситуации, арендодатели находят диалог с арендаторами, и рынок приходит в состояние сбалансированности», - говорит эксперт.

В сегменте DIY национальная сеть строительно-хозяйственных гипермаркетов «Эпицентр К» (на конец 2014 года 47 магазинов, общая площадь 1 098 820 м²) и Национальная сеть гипермаркетов «Новая Линия» (16 магазинов, 218 472 м²) являются лидерами рынка торговых площадей.  Уступают в совокупной площади Praktiker (37 480 м²), Leroy Merlin (41 000 м²) и OLDI (35 000 м²). По словам, Игоря Заболоцкого как раз сегодняшняя кризисная ситуация открывает новые возможности для данных сетей. В виду того, что арендные ставки снизились, арендодатели готовы к комбинированным схемам арендных отношений у игроков рынка появилась возможность искать новые форматы, которые будут совокупно делать интересную синергию.

В последние годы в Украине активно развиваются сети Home Improvement: JYSK (27 магазинов, 28 000 м²), Buttlers (11 магазинов, 22 000 м²), Homster (2 магазина, 3 200 м²). Данные игроки более гибкие по формату и на сегодняшний день являются желанными арендаторами в ТРЦ/ТЦ, по торговым площадям конкурируют с операторами fashion сегмента.

Эксперт выделил 3 перспективных формата развития сетей DIY & Home Improvement: Street Retail, Big Box Retail / Retail Park и ТЦ / ТРЦ. Среди преимуществ Street Retail: расположение в центре города или жилого массива, хорошая визуальная и транспортная доступность; среди недостатков: сложности с поиском помещения оптимального формата, сложные планировки, недостаточное количество парко мест. Сильными сторонами Big Box Retail / Retail Park выступают: синергия с сильными якорными арендаторами, отличная парковка, возможность ориентироваться на % от ТО при переговорах, расположение на интенсивных магистралях; слабыми сторонами являются сложность реализации проектов по принципу “build to suite”, сложность согласования долгосрочных коммерческих условий в сегодняшних реалиях, зависимость от “успешности” соседних операторов. Привлекательность ТЦ/ТРЦ увеличивают: хорошая транспортная доступность, синергия с арендаторами ТЦ/ТРЦ, наличие значительных потоков, которые генерирует ТЦ/ТРЦ; при этом недостатками выступают: зависимость от “успешности” работы ТЦ/ТРЦ, большинство проектов ориентируются на fashion и для сегмента “товары для дома” изначально проекты не предусмотрены, зависимость от “успешности” работы ТЦ/ТРЦ.

Эксперт выделил Big Box Retail/Retail Park более перспективным форматом развития магазинов строительных материалов (DIY) сравнительно со Street Retail и ТЦ/ТРЦ, в то время как для основных сетей Home Improvement более удобный формат ТЦ/ТРЦ.

 

Справка ТМ:

Colliers International - крупнейшая международная консалтинговая компания, предоставляющая полній комплекс услуг в области коммерческой недвижимоти, представлена в 62 странах мира. Портфель услуг компании вкключает: услуги по брокериджу, агентские услуги, корпоративніе решения, оценку и консалтинг, инвестиционній консалтинг. В 2007-2014 годах компания успешно реализовала более 760 сделок с торговой недвиимостью, свіше 370 000 м².

 

«NonFoodMaster» - ежегодная всеукраинская практическая конференция, которая проходит в нескольких сессиях («NonFoodMaster-2015» охватывал  Market  Trends, Success in  Retail, B2BDevelopment, Online and Offline Strategy). За период с момента учреждения конференции в 2012 году Участниками события стали более 500 собственников, руководителей  и специалистов, а также компаний-партнеров. В рамках события можно познакомиться с инновационными технологиями в отраслях NonFood, получить информацию о международном опыте от зарубежных коллег, наладить сотрудничество с компаниями-партнерами.

 

Текст: Анна ЗАВЕРТИЛЕНКО

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA


ПредыдущаяВесь списокСледующая


Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги