07 октября 2015

Безопасность бизнеса: как законно оптимизировать налоги и защитить бизнес


Безопасность бизнеса: как законно оптимизировать налоги и защитить бизнес

Система налогообложения диктует свои условия игрокам рынка, создавая препятствия для успешного развития бизнеса. О способах оптимизации налогов и минимизации рисков рассказал Анатолий КУЖЕЛЬ, учредитель и директор консалтинговой компании «De Facto», которая специализируется на налоговой практике, защите бизнеса и построению схем оптимизации.

 

Большинство компаний в процессе ведения деятельности сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных существующей системой налогообложения. В современных условиях контролирующие органы с помощью определенной системы, которая четко отслеживает все схемы на предприятии, могут вычислить компании, где существует обрыв в цепочке НДС.

Как устроен механизм определения?

Налоговая, которая является основным контролирующим органом, владеет доступом ко всем официальным реестрам нашего государства — реестру юридических лиц, плательщиков НДС, налоговых накладных, таможни. И при любой попытке оптимизации бизнес-процессов с нашей стороны в базе сразу показывается налоговому инспектору следующая схема.

В начале цепи есть импортеры, которые отгружают продукты питания и чуть-чуть ниже продукты ГСМ своим покупателям. И сразу становится видимой абсолютно вся информация — коды УКТВЭД, название предприятия, статус плательщика НДС, данные о регистрации. Потом через второе звено система показывает, где идет пересход товара. То есть за питанием на входе — импорт продуктов питания, ГСМ, на выходе — уже второе звено выдает откуда-то ноутбуки и аккумуляторы. После этого четвертое звено продает услуги другой компании. Вот этот так называемый «пересход» сразу способствует тому, что на предприятие приходят вопросы по таким операциям, и по ним потом запрашивают документы проверяющие органы.

Кроме этого, есть письмо НБУ от 06.04.2015 г. №25-04001/22852, в котором прописаны абсолютно все риски по контролю над снятием налички и критерии о том, кто попадает в систему финансового мониторинга банка. То есть при снятии кэша через счета любая операция выше 50000 грн будет проходить через финансовый мониторинг. 

Какова цена рисков?


В этой ситуации продавец-транзитер сработал конверто-сводным центром для оптимизации НДС, налога на прибыль и получения кэша. Затраты на решение проблемы, которые приходят не к продавцу, а к клиенту, в цифрах составляют где-то 50%. То есть выходит в 2 раза дороже из-за издержек на решение вопросов в судовом порядке, чем работать «в белую».

Какой выход?

Производители увидели основную потребность в:

  • защите существующих активов;
  • оптимизации налога на прибыль;
  • наличии кэша для ведения бизнеса;
  • уменьшению рисков по НДС.

Но оптимизировать в ноль НДС фактически невозможно, поэтому нужно просто прописывать правильные схемы минимизации рисков и фиксации хозяйственных операций по этому налогу. В цепочке работы построения схем мы всегда используем физических лиц предпринимателей, потому что через них можно легально получать кэш и легально оптимизировать налог на прибыль до необходимого количества.

Что делать с НДС?

  • НДС нужно платить.
  • В налоговой нагрузке НДС должен составлять 95 %.
  • Внедрять систему фиксации хозяйственных операций.
  • Минимизировать риски.

Практичные советы о минимизации рисков по НДС

Есть основное правило, которое вывела наша компания: 95 % — это должники на уплату НДС. Потому что это налог, который больше всего контролируется, и по которому делаются все основные оплаты (кроме коррупционной составляющей).

Система фиксации хозяйственных операций предполагает, если вы работаете с покупателем либо со своими клиентами, то должны быть не только какие-то договора и налоговые накладные, но и как минимум товарно-транспортные накладные, которые являются инструментами защити в будущем.

Актуальной информацией для товаропроизводителей являются особенности договора комиссии.

 

Когда идет продажа товара клиенту по договору купли-продажи, часто делают оптимизацию через покупку дополнительных основных средств. Чтобы при таких операциях не попадаться на крючок налоговых, мы предлагаем рассматривать в своей структуре работу через комиссию.

Что дает работа через комиссию?

Когда нужно подать какой-то товар, и в цепочке вы работаете с компаниями-оптимизаторами (80% случаев), делаете договор купли-продажи между клиентом и вашей компанией, а также составляете договор комиссии между своей компанией и компанией-оптимизатором. В данном случае по договору комиссии право собственности не переходит на вашу компанию, оно сразу перейдет на вашего клиента. Товар же будет передаваться по акту приема-передачи. В такой ситуации нельзя признать операцию бестоварной. И в результате этот инструмент поможет вам отстоять фиктивность операции.

Что на выходе?

На выходе при построении схем оптимизации, где вы используете правильно прописанные системы и где у вас есть своя схема работы, вы будете гибче и сильнее, чем ваши конкуренты, имея возможность управления схемой. Например, если вы в системе используете физических лиц предпринимателей, то они могут подтвердить подлинность операции в суде в вашу пользу.

То есть выгодами построения данных схем являются:

  • легальная наличка;
  • оптимизация затратных налогов;
  • минимизация рисков по НДС;
  • безопасность активов;
  • неуязвимость бизнеса.

Таким образом, оптимизация бизнес-процессов способствует его защите и повышению эффективности. Особенно акктуальным является посторение таких схем в нынешних условиях, когда современные игроки рынка должны быстро адапритоваться под постоянные изменения, чтобы сохранить свой бизнес.

ТЕКСТ: Елена Фомюк

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

 


ПредыдущаяВесь списокСледующая


Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*