24 січня 2016

«НАЛОГОВЫЙ ШИКАНЕР»: почему добросовестная торговая компания несет ответственность за своего поставщика, и как этого избежать?


«НАЛОГОВЫЙ ШИКАНЕР»: почему добросовестная торговая компания несет ответственность за своего поставщика, и как этого избежать?

Основная цель бизнеса — получить максимальную прибыль, которая достигается за счет оптимизации расходов и налаживания оптимальных каналов закупки и сбыта (по части ценообразования). В тоже время основывать выбор контрагента исключительно по принципу оптимизации расходов опасно не только из-за ненадлежащего исполнения таким контрагентом своих обязательств, а и в связи с вероятностью возникновения прямых рисков со стороны налоговых органов. Более детально о том, как предотвратить дополнительные потери редакции TradeMaster.UA рассказал директор Департамента правового сопровождения бизнеса Юридической компании «A.S.A.GROUP» Игорь МЛЕЧКО.

Уже более десяти лет налоговая служба ведет активную борьбу с неправомерной оптимизацией налогов. Наиболее распространенная схема минимизации проходит за счет использования так называемых субъектов фиктивной деятельности (налоговый сленг: «бункер», «площадка», «фиктарь»; внутренняя классификация ГФС: «транзитер», «яма», «встречный транзитер»). В условиях значительного налогового давления некоторые торговые компании Украины прибегают к услугам таких субъектов, получая не только налоговые преференции в виде снижение объекта налогообложения по прибыли и формирования кредита по НДС, но и значительные проблемы со стороны контролирующих органов (суть — хозяйственная операция оформляется первичной документацией, но фактически не проводится).

Оптимизировать или не оптимизировать налогообложение, используя услуги фиктивных субъектов, — это индивидуальный выбор. Другое дело, когда в результате взаимоотношения с «шиканером» добросовестная торговая компания (покупатель) несет финансовые потери от доначисления налоговых обязательств и применения штрафных санкций.

Согласно «Большому юридическому словарю» (А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских) термин «шиканер» в буквальном смысле означает «недобросовестный торговец». В налоговой практике этот термин применяется относительно недавно (введенный приказом ГФС Украина от 05.09.2014 года №110, который на сегодняшний день отменен) и обозначает субъект хозяйствования, который одновременно проводит как реальные операции, так и предоставляет неправомерную налоговую выгоду. Важно отметить, что не зря с отменой приказа ГФСУ №110 исключен из официального оборота и сам термин «шиканер», так как такой субъект — это тонкая грань между «добросовестностью» и «недобросовестностью», истину в которой, по всей видимости, налоговые службы устанавливать не хотят. А раз так, то проще сделать вид, что такое явление и вовсе не существует.

Не практике взаимосвязь предприятия с «шиканером» и вероятные последствия выглядят следующим образом:

а) торговая компания организовывает закупку ТМЦ у «шиканера»;

б) факт получения и оплаты ТМЦ фиксируется надлежащим пакетом первичной документации;

в) массив предоставляемой «шиканером» неправомерной налоговой выгоды в пользу третьих лиц возрастает настолько, что «шиканер» попадает в поле внимания налоговой службы, ему присваивается статус «транзитер», «яма», и по нему формируется налоговая информация;

г) в отношении торговой компании инициируется внеплановая налоговая проверка по факту взаимоотношений с «шиканером»;

д) торговой компании доначисляют налоговые обязательства, увеличенные на размер штрафных санкций, а к должностным лицам компании (директору, главному бухгалтеру) применяется административная и уголовная ответственность (если сумма занижения основного платежа по налогам равняется значительному размеру и выше (состоянием на январь 2016 года значительный размер составляет 689 000,00 грн).

При этом согласно действующему законодательству, судебным доктринам и самой судебной практике, привлекать к ответственности компанию и ее должностных лиц по подобным эпизодам допустимо, если компания в реальности не проводила хозяйственную операцию, но декларировала налоговые выгоды (именно в этом и заключается суть умышленного уклонения от уплаты налогов). Факт реального выполнения проверяется путем анализа первичной документации, оприходования ТМЦ, движения средств, активов, источника возникновения ТМЦ (цепочка поставки), наличия административной и хозяйственной возможности выполнять обязательства, а также последующего использования ТМЦ в хозяйственной деятельности. Вместе с тем налоговая служба, формируя выводы внеплановых налоговых проверок, руководствуется зачастую одним лишь статусом поставщика: СГ соответствует критериям субъекта фиктивной деятельности. Именно в этом и заключается опасность «шиканера», поскольку он, являясь реально действующим субъектом хозяйствования, одновременно может соответствовать и признакам фиктивного субъекта.

В практике Юридической компании «A.S.A.GROUP» встречались десятки случаев, когда налоговая служба в отношении юридического лица (добросовестного покупателя ТМЦ) доначисляла налоговые обязательства и штрафные санкции, а по должностным лицам такого юридического лица проводились досудебные уголовные расследования. Первоисточник данной проблемы был всегда один и тот же — поставщик юридического лица «подрабатывал» предоставлением неправомерных налоговых выгод в пользу третьих лиц. Конечно, данные проблемы имели благополучное разрешение по итогу (исключительно через суд), но достичь такого позитивного разрешения стоило значительных финансовых, временных и трудовых (правовое сопровождение юристов) затрат.

Важно понимать, что субъект хозяйствования, «эпизодично торгующий налоговой выгодой», по своей природе не может быть добросовестным субъектом, поэтому его статус в той или иной степени будет иметь определенную дефектность. Именно эту дефектность и закладывает налоговая служба в основу выводов о бестоварности операций.

Используя многолетний опыт правового сопровождения споров между торговыми компаниями и государственной налоговой службой, Игорь МЛЕЧКО рекомендует проводить следующий порядок действий на подготовительном этапе торговой операции:

1. Проверять статус контрагента через общедоступные информационные ресурсы:

  • «Единый государственный реестр судебных решений». Информация, которая содержится в данном реестре, является одной из самой важной в целях определения «шиканера». Достаточно найти одно судебное решение по налоговому спору, где фигурирует вероятный контрагент в роли лица, предоставлявшего неправомерную налоговую выгоду истцу (резолютивная часть решения не имеет значения), чтобы определить такого контрагента в статус неблагонадежного.
  • реестр ЕГРПОУ. Анализ контрагента через призму данного ресурса необходим для получения общей информации о юридическом лице: не является ли ЮЛ в процессе ликвидации, кто руководитель и подписант ЮЛ, адрес месторасположения ЮЛ.
  • реестр «Плательщиков НДС». Данный реестр содержит информацию и регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС.
  • реестр «Аннулирования регистрации плательщика НДС». Данный реестр содержит перечень субъектов хозяйствования, регистрация плательщиков НДС по которым аннулирована.
  • реестр «Узнай больше о своем бизнес-партнере». Данный реестр содержит информацию о регистрации субъекта хозяйствования в налоговых органах, а также имеет ли задолженность субъект перед бюджетом.

2. Проверять статус подписанта и директора (фактическое соответствие лица, заявленного директором/подписантом, лицу, внесенному в ЭГРПОУ, проверить его полномочия).

3. Проверять соответствие фактического месторасположения юридического лица (контрагента) данным, указанным в ЕГРПОУ. Такие действия важны, поскольку налоговые органы нередко выводы о бестоварности операций аргументируют наличием у контрагента статуса «9» (отсутствует по месторасположению).

4. Проверять наличие основных фондов, трудовых ресурсов.

5. Формировать первичную документацию по принципу «максимальной детализации шагов». Она должна строго соответствовать обязательным реквизитам, определенными Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и Налоговым кодексом Украины (в части налоговой накладной).

Комплексный анализ вышеперечисленных аспектов имеет огромное значение, поскольку результат может выявить правосубъектную дефектность поставщика и в результате предостеречь торговую компанию от налоговых последствий. В данной категории правоотношений полагаться на один лишь принцип «индивидуальной ответственности» не приходится, так как на практике он реализуется через призму разумной осторожности.

Если налоговая служба уже вышла на проверку, нужно готовиться к негативным последствиям, исправить которые можно, как привило, только через суд (процедура административного обжалования НУР через вертикаль налоговых служб не работает).

В завершении важно обратить внимание, что решать проблемы всегда тяжелее, чем следовать действиям по предостережению. Если проблема все же возникла, не менее важно вовремя обратится за квалифицированной правовой помощью, результатом которой будет не только позитивное разрешение, но и экономия затрат в процессе урегулирования.

Уважаемые профессионалы в сфере закупок!

Все знают, что Вы асы в своем деле и можете договориться со всеми и обо всем.
Но не стоит забывать, что поставщики тоже занимаются развитием своего персонала и, согласитесь, часто переговорщики со стороны поставщика перетягивают инициативу на себя и Вы не всегда можете вернуть ее себе.
Как этого избежать? Как создавать добавочную стоимость в
процессе переговоров? Только РЕАЛЬНЫЕ кейсы и только РЕАЛЬНЫЕ столы переговоров -
15-16 апреля - "Переговоры в закупках - как добиться максимального результата"
Регистрация Инфо (050)149 26 27

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA


ПопередняВесь список


Комментарии

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*