15 апреля 2016

Факторинг используют в своей деятельности многие предприятия — лидеры рынка в своих сегментах, - Дмитрий Чёрный, «ТАСКОМБАНК»


Факторинг используют в своей деятельности многие предприятия — лидеры рынка в своих сегментах, - Дмитрий Чёрный, «ТАСКОМБАНК»

О сути факторинга как финансового инструмента, его преимуществах для производителей и поставщиков и практике его применения в интервью TradeMaster.UA рассказал Дмитрий Чёрный, начальник отдела факторинга АО «ТАСКОМБАНК».

- Какие преимущества несет факторинг для производителей и поставщиков?

Факторинг — это комплекс услуг, оказываемых Фактором (Банком или факторинговой компанией) Клиенту (поставщику товаров или услуг) на основе финансирования под уступку права требования задолженности от Дебиторов (покупателей поставщика) за поставленные товары или услуги на условиях фиксированной отсрочки платежа.

Благодаря использованию факторинга предприятия получают возможность работать с покупателями на условиях отсрочки платежа. Это приводит к появлению дополнительных покупателей, росту продаж. При этом у предприятия, использующего факторинг, не возникает недостатка оборотных средств и кассовых разрывов, а уступка дебиторской задолженности положительно сказывается на структуре баланса — при факторинговом обслуживании общий уровень кредитной нагрузки не повышается.

Одни клиенты называют факторинг пунктом обмена накладных на деньги, другие — способом снизить риски, третьи — способом беззалогового финансирования оборотного капитала. Поэтому для коммерческого директора факторинг — инструмент роста продаж, для финансового — это источник фондирования, для директора по закупкам — возможность снижения стоимости продукции. Инструмент, действительно, многогранный, который может встроиться практически в любой бизнес и его потребности.

- Насколько часто факторинг как финансовый инструмент в настоящее время используется производителями и поставщиками?

Любому предприятию, которое находится в состоянии развития, необходимы оборотные средства. Факторинг как раз и позволяет решить проблему дефицита оборотных средств.
Другая сторона факторинга как финансового инструмента — защита поставщика от рисков, из которых наиболее актуальным является риск колебаний валютного курса.

При стабильной экономике факторинг выполняет преимущественно функцию финансирования поставок, снижения кредитного риска и управления дебиторской задолженностью. Но в условиях высокой волатильности курсов валют многие клиенты стали рассматривать факторинг, в том числе в качестве способа минимизации валютных рисков — ведь с помощью факторинга можно зафиксировать курс по сделке и больше не зависеть от колебаний на валютном рынке.

Факторинг используют в своей деятельности многие предприятия — лидеры рынка в своих сегментах. Поэтому, если предприятие планирует развиваться, увеличивать ассортимент продукции, количество покупателей, объемы поставок — с факторингом реализовать эти планы гораздо легче, чем без этого финансового инструмента.

- Какие виды факторинга в текущих условиях пользуются популярностью?

К сожалению, в Украине понятие факторинга несколько размыто. Сюда относят и операции, совершаемые с проблемной задолженностью банков, и покупку проблемных долгов, и классический факторинг, когда предметом уступки является текущая задолженность. Именно последний вариант принято называть коммерческим факторингом.

Большинство операций коммерческого факторинга совершаются на условиях регресса (конечным должником перед Фактором является Клиент). В то же время, встречаются ситуации, когда Фактор и Дебитор принадлежат к одной группе лиц, и в таких случаях Клиентам предлагается факторинг без регресса (конечным должником перед Фактором является Дебитор). Но такие случаи не носят системный характер. Наиболее популярным видом факторинга на данный момент является внутренний открытый факторинг с регрессом.

- На каких условиях банки сейчас предлагают факторинг? Как много банков вообще предлагают такую услугу?

Ситуация на рынке факторинга — это зеркальное отображение процессов, происходящих в экономике. Нетрудно догадаться, что сейчас рынок факторинга переживает перемены. С одной стороны, с рынка уходят Факторы, в надёжности которых одним-двумя годами ранее вряд ли мог кто-либо усомниться. С другой стороны появляются новые Факторы. Естественно условия у всех примерно одинаковые и в то же время очень разные.

Для клиента важно, чтобы Фактор выделял его в массе прочих и был готов рассматривать его вопросы, как по выплачиваемому финансированию, так и по переводу на факторинг новых дебиторов, увеличению лимитов и т.д., без проволочек и бюрократической волокиты/ Поэтому изменения на рынке факторинга будут продолжаться.

Что касается АО «ТАСКОМБАНК», то нужно отметить, что мы предоставляем своим клиентам конструктор из различных финансовых инструментов. Факторинг — деталь этого конструктора. Именно от умения встроить факторинг в бизнес-процессы конкретно взятого клиента зависит успешность дальнейшего сотрудничества Клиента и Фактора.

Стоимость факторинга зависит от качества контрагентов, объема и срока сделки, операционной нагрузки по количеству уступаемых денежных требований. Мы оцениваем как поставщиков, так и дебиторов — это тот уровень риска, который мы на себя принимаем.

Если говорить о том, что дешевле — факторинг или кредит — то эти инструменты некорректно сравнивать, так как кредит — это деньги, которые нужно вернуть, а факторинг — это не только деньги, но и инструмент снижения рисков. Конкурентными преимуществами факторинга в АО «ТАСКОМБАНК» были и остаются скорость обслуживания, качественный сервис и удобство для Клиента.

- Чем факторинг может быть интересен для ритейлеров?

Арсенал грамотного финансового директора не ограничивается только классическими кредитными продуктами, а включает и современные формы финансирования, позволяющие бизнесу быть на один-два шага впереди конкурентов.

Если ритейлер заинтересован в надежных поставщиках, которые постоянно выполняют заказы в срок, постоянно улучшают ассортимент продукции, то, следовательно, факторинг как способ достижения этих целей должен быть ему интересен.

На практике, не все ритейлеры поощряют факторинговое обслуживание поставщиков.
Причин несколько. Из них можно выделить три основных:

1. Негативный опыт сотрудничества с Факторами, из-за непрофессионализма самих Факторов. Факторинг находится на стыке между финансовым и реальным секторами экономики. Поэтому банковским сотрудникам не всегда понятны те бизнес-процессы, которые имеют место «в реальной жизни».

2. Человеческий фактор. Я сталкивался с такими ситуациями, когда представитель ритейлера заявлял, что «ни нам, ни нашим поставщикам ваш факторинг не нужен», хотя в то же время, к нам обращаются поставщики именно этого ритейлера с предложениями о сотрудничестве по факторингу.

3. Некоторые ритейлеры считают, что если поставщик пользуется факторингом, значит у него есть средства на оплату комиссий Фактору, и следовательно есть возможность повысить маркетинговые отчисления и размер бонусов для этого поставщика.

 

 Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA


ПредыдущаяВесь списокСледующая


Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги