01 листопада 2011

Украинский чайный рынок вышел из кризиса

Украинский чайный рынок вышел из кризиса
681

Отечественный чайный рынок быстро оправился от последствий экономического кризиса и восстановил объемы продаж, емкость которого оценивается в 22–24 тыс. тонн. По данным компании AC Nielsen, за первые шесть месяцев этого года потребление чая увеличилось на 12% по сравнению с тем же периодом 2010-го в физических объемах. А к концу года объемы продаж чайного листа могут вырасти еще, так что общий годовой прирост составит 15–17%, пишет expert.ua. За девять месяцев нынешнего года импорт чая в Украину, по сведениям агентства «Союз-Информ», сократился на 11%. Скорее всего, это связано с высокими переходящими остатками прошлого сезона, когда в страну было ввезено наибольшее за время независимости количество чайного листа — 29 тыс. тонн. Такая активность импортеров была вызвана благоприятными ценами на мировом рынке (за год до этого, в 2009-м, вследствие погодных катаклизмов в основных странах-производителях стоимость качественного чайного листа взлетела на 40%). Сегодня украинский чайный рынок — один из самых консолидированных в пищевой отрасли. По данным игроков рынка, пять крупнейших производителей удерживают более 70% рынка в натуральном и около 75% рынка в денежном выражении. Это компании «Пирамида» (торговые марки Ahmad Tea, Grace!, ТЕТ, kompot), Unilever (Lipton, Brook Bond, «Беседа»), «Май Украина» («Майский», «Лисма», Curtis), «Орими-Трейд» (Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита»), «СолоМия» (Batik, Askold, «Домашний чай»). Причем в последние пять лет лидируют одни и те же компании. Всего до кризиса в Украине было 130–140 чайных брендов, а сейчас их количество сократилось на треть. Особенно пострадали небольшие импортеры уже готового фасованного чая. Эти компании не смогли или не захотели пойти на снижение рентабельности (она составляла около 20%) и начали поднимать цены пропорционально росту курса доллара. В результате их продукция стала неконкурентоспособной. Производство чая на территории нашей страны — это всего лишь фасовка готового, завезенного из других стран сырья. Сейчас на долю такого продукта, по данным компании «Пирамида», приходится 75% рынка. Хотя в целом фасовка в Украине обходится дороже, чем, скажем, в Шри-Ланке, поскольку себестоимость всех составляющих, включая упаковочные материалы, выше. Но при транспортировке промышленная упаковка (как правило, вес одной единицы — 40–45 кг) позволяет лучше сохранить вкусовые качества чая. Ведь в этом случае предусмотрена специальная многослойная защита (фольга / полиэтилен / картон / контейнер). А торговая упаковка рассчитана на непродолжительное хранение. В Украине продолжает доминировать черный чай без каких-либо добавок, на долю которого приходится до 80% рынка в натуральном выражении. В начале года большинство производителей прогнозировали, что увеличится спрос на зеленый чай как продукт, больше отвечающий здоровому образу жизни. Но этого не произошло. Продажи зеленого чая последние пару лет не превышают 17% общего объема (потребление увеличивается летом, особенно в южных областях). Около трех-четырех процентов приходится на долю фруктово-травяных смесей (их делают из трав и высушенных фруктов и ягод без добавления чайных листьев). Постепенно увеличивается доля ароматизированных чаев. За первое полугодие 2011-го потребление черных ароматизированных чаев повысилось на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля зеленого ароматизированного чая выросла на 1,3% в натуральном выражении. В последние годы украинцы активно переключаются с весового чая на пакетики, которые занимают около 40% рынка в натуральном выражении и 57% в денежном (из-за упаковки пакетированный чай стоит дороже), и их доля продолжает расти. Это продиктовано темпом современной жизни — пакетик удобнее и быстрее заваривается.Помимо рассыпных и пакетированных чаев, в Украине существует особый сегмент рынка — весовой чай (продается в специализированных магазинах и киосках). Его доля — всего два-два с половиной процента от общего объема. Как правило, этот бизнес построен на франшизах и предполагает огромные торговые наценки на каждом этапе перепродажи. В зависимости от каналов сбыта рентабельность этой продукции может доходить до 200%. Поставками весового чая в нашу страну занимается не более десятка компаний. Сегодня, основными каналами продаж чая остаются продуктовые сети, линейная розница (точечные супермаркеты, магазины у дома, киоски), рынки. В линейной рознице наценка обычно составляет 25–30%, тогда как у сетей она может варьироваться от 15 до 40%. Объем реализации через специализированную розницу небольшой, поскольку  специализированных магазинов в Украине очень мало. Невелика в общем объеме продаж и доля сегмента НоRеСа (отели, кафе, рестораны) — у большинства чайных марок она не дотягивает даже до трех процентов от оборота. К тому же этот сегмент требует особых условий работы, например, брендированной посуды. Торговля в Украине Новости компаний Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*

Читайте також