23 декабря 2011

Ситуация на рынке в категории "яйцо" из первых уст: диалог Производитель-Сеть

Ситуация на рынке в категории "яйцо" из первых уст: диалог Производитель-Сеть

Успешное и взаимовыгодное сотрудничество между производителем и сетью возможно – при правильно построенном диалоге. Эксперты отмечают – при работе с категорией «яйцо» следует учитывать следующие факторы: сезонность, постоянные изменения цен и присутствие 2-3 компаний лидеров, которые формируют направления развития. Что же происходит на рынке в категории «яйцо» сейчас, и чем руководствуются обе стороны (сети и производители) для прибыльной деятельности, выяснил Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.com.ua. Факторы ценообразования «Одним из самых значимых факторов, который влияет на отпускную цену на яйца, являются затраты производства. Для куриного яйца 70% себестоимости составляют комбикорма, стоимость которых постоянно растет. Рост тарифов на газ, электроэнергию и повышение транспортных издержек также прямо пропорционально влияют на изменение цены, сообщает Ирина ЕВФИЦ, бренд-менеджер ТМ «ЯСЕНСВІТ», ГК «Овостар Юнион». - Не следует забывать про рыночную ценовую конкуренцию. Как и на любом другом рынке, большое влияние на отпускную цену имеет состояние совокупного спроса и предложения на рынке, уровень инфляции в стране, общее состояние экономики». Специалист уточнила, что за последний год  стоимость комбикормов увеличилась в разы, эта тенденция прослеживается и по остальным статьям расходов. Соответственно, оптовая цена в начале года (январь 2011г.) составляла около 5,65 грн./дес, а в ноябре этот показатель увеличился на 40%. «Ежегодно повышение цены прослеживается в период подготовки к Пасхе (март-апрель), в июле и с началом нового учебного года, а также окончания сезона отпусков. Как правило, своей максимальной точки цена достигает в предновогодний период. В период май – начало лета цена достигает минимума, на что значительно влияет снижение спроса в период отпусков и скопление больших запасов продукции у производителей. В региональном разрезе цена не меняется, но так как транспортные затраты для регионов выше, то и стоимость десятка яйца увеличивается на эту сумму»,  - подытожила г-жа ЕВФИЦ. Владимир БАГЛАЙ, директор ТД Ратибор (ТМ «Городня») рассказал: «Цена зависит от больших компаний-производителей, которые пытаются монополизировать рынок. Вот и сейчас мы наблюдаем, как поднимается стоимость данного продукта». Дмитрий КАШИРИН, коммерческий директор ООО «Фудмаркет» (сеть супермаркетов «Велика Кишеня») считает, что на розничную цену яиц (кроме изменений цены производителем) влияет также величина спроса на внешних рынках. (Напомним, граничная розничная наценка сетей на яйца в 10% зафиксирована государством уже более восьми лет и не меняется). «Средняя цена яиц за последние полгода выросла в полтора раза. При наличии собственной централизованной логистики цена не меняется в зависимости от места расположения магазина. При наличии поставок от локальных птицефабрик – цены могут колебаться в зависимости от отпускных цен. Торговая наценка нигде не превышает 10% . А для покупателей с максимально накопленным дисконтом по программе лояльности – 5%»,  - рассказал г-н КАШИРИН. «Цена на яйцо зависит от сезонности: в жаркую погоду спрос менше, соответственно, цена ниже, как только повышается спрос на данный продукт – цена растет практически ежедневно, - заявляет Александр МУРКОВИЧ, менеджер коммерческого отдела сети «ЭКО-маркет». - Розничная цена на яйца зимой повышается на 150% от цены летней (последние 2 года). Также цена зависит от конкурентной среды в которой расположен магазин. В случае близкого присутствия конкурентов, цена может быть ниже на 7-10%, чем в других маркетах нашей сети. Также, если в регионе дефицит данной продукции, цены могут быть выше на 5-6%».   Ценовые категории На современном рынке выделение различных видов яиц уже не ограничивается сроком хранения и категорией. Производители могут придавать данному товару ряд интересных свойств, делать акцент на полезные вещества и т.п. «Наша компания предлагает как фасованную, так и нефасованную продукцию, которая продается через собственную фирменную розничную сеть и более 2000 магазинов по всей Украине. Говоря о яйцах с дополнительными свойствами, выпускаем продукт для детей и экологически чистый продукт «Био яйца». Сегодня ассортиментная линия составляет более чем 40 позиций, что способствует удовлетворению вкусов и предпочтений разных категорий покупателей,  - сообщила Ирина ЕВФИЦ. – Ассортимент представлен на полках магазинов во всех ценовых сегментах: «премиум», «стандарт» и «эконом». Такое деление обусловлено не только ценовым фактором, но и качеством самого яйца, так как для премиум-сегмента используются яйца с дополнительными питательными ценностями, повышенным содержанием витаминов, что достигается благодаря специальному рациону кур-несушек и условием содержания. При фасовке этой продукции используется более дорогая упаковка, выбирается лучшее место на полке. Учитывая сезонность продукта, четко определить границы минимальной и максимальной цены сложно. В среднем, разница в цене между сегментами «премиум» и «стандарт» составляет 1,00 грн., между стандартом и экономом – 0,85 грн.».   Каналы сбыта Крупные производители яиц работают, в том числе, на экспорт: в Анголу, Грузию, Ирак, Казахстан, Камбоджу, Либерию, Молдавию, ОАЭ, Сирию, Сьерра-Леоне, Турцию и другие страны. На внутреннем рынке для производителей приоритетным каналом реализации куриного яйца остаются национальные торговые сети. Например, продукция производства группы компаний Ovostar Union широко представлена как в Украине, так и за границей: в станах Европы, Азии и Африки. «С целью эффективного управления продуктовым портфелем и собственными активами мы диверсифицировали каналы сбыта своей продукции и производим реализацию через торговые сети, собственную розничную сеть на продовольственных рынках, оптовых покупателей, канал HoReCa и экспортный канал. Стратегическим для нашей компании всегда был и остается национальный рынок куриных столовых яиц. Продукция ТМ «ЯСЕНСВІТ» представлена практически во всех сетях. Не менее активно мы развиваем и собственную фирменную розничную сеть сбыта на продовольственных рынках, как столичного, так и многих других регионов страны, которая на данный момент составляет более 200 торговых точек», - делится Ирина ЕВФИЦ. У некрупных региональных производителей возможных рынков сбыта также хватает с головой. Вопрос только в том, какие объемы позволяют выпустить производственные мощности компании. Владимир БАГЛАЙ, директор ТД «Ратибор» рассказал, что в Черниговской области (где расположены производственные мощности компании) не хватает своего яйца. И потребности региона покрывают, по большей части, ввозом продукции. Господин БАГЛАЙ также сообщил, что ТД Ратибор в ближайшем будущем планирует увеличить производственные мощности до 500 тыс. поголовья куриц. Если говорить об экспорте, то правила опять-таки диктуют лидеры рынка, которые могут себе позволить поставлять на международный рынок до 10 фур яиц в день.   Производитель vs Сеть: как улучшить условия сотрудничества Основные условия, которые влияют на развитие взаимоотношений производителей с розничными сетями –  формирование индивидуального подхода к каждому партнеру, более выгодные предложения сотрудничества, гарантия стабильных поставок. Это способствует повышению лояльности сети и обоюдной ориентации на долгосрочное сотрудничество. Ежегодно повышаются требования сетей к качеству яйца, что стимулирует производителя усовершенствовать процедуру контроля качества его продукции. Так, например, на предприятиях ГК «Ovostar Union» введены международные системы менеджмента качества продуктов питания ISO 22000:2000, ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005 (HASP), функционирует лаборатория, аккредитованная ДП «Киевский областной научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации».  Лаборатория оперативно производит весь спектр физико-химических и микробиологических анализов готовой продукции, сырья и санитарного состояния производства. Продукция Группы также сертифицирована согласно стандартам Halal и Kosher (в соответствии с канонами мусульманского вероисповедания и иудаизма), что способствует значительному расширению круга клиентов компании как в Украине, так и за ее границами, особенно учитывая динамично развивающийся рынок Азии и стран Ближнего Востока. Основным пожеланием производителя к сети остается более внимательное отношение к выкладке продукции на полке, слежение за сроками ее реализации, своевременная ротация товара с более ранними датами производства и т.п. «Невнимательность или отсутствие времени у представителя торговой сети легко может подорвать доверие покупателей к продукции и компании в целом. Ведь яйцо относится к группе скоропортящихся продуктов и дата – первое, на что обращают внимание покупатели при выборе товара на полке», - говорят поставщики яиц. «В сети супермаркетов «Велика Кишеня» представлены крупные объединения, такие как «Авангард», «Овостар», «Ландгут» и дополнительно мы сотрудничаем еще как минимум с пятью-шестью локальными птицефабриками, - поделился Дмитрий КАШИРИН. - Главными параметрами при выборе производителя являются: цена и стабильность в обеспечении необходимым объемом. Сдерживает развитие взаимоотношений ориентированность производителей, в первую очередь, на более платежеспособные внешние рынки сбыта. Кроме того, пока еще ни один производитель не готов контрактовать цену на длительный период под гарантировано выкупаемые объемы, либо гарантировать впоследствии сами объемы в случае роста цены на рынке». «Два фактора влияют на взаимоотношения с производителем: покрытие всей Украины по доставке продукции и объем производства, «потребляемый» сетью. «ЭКО-маркет» работает с одним производителем штучного яйца, так как объемы потребления нашей сети может произвести только компания «Авангард». По фасованному яйцу мы работаем с ТМ «ЯСЕНСВІТ», у которой сравнительно лучшая логистика по Украине и которая покрывает все регионы, в которых расположены магазины», - говорит Александр МУРКОВИЧ.   Поставки и возвраты По словам Дмитрия КАШИРИНА в сети «Велика Кишеня» нет никаких особых условий к поставке яиц, кроме технических требований к упаковке партий, позволяющей осуществить их выгрузку и приемку в максимально короткое время. «Качество подтверждается поставщиком посредством стандартных сопроводительных удостоверений и сертификатов, выдаваемых ветеринарной и санслужбами. Если при визуальном осмотре вызывает сомнения чистота продукта, либо повышенное количество боя – партия не принимается. Возвраты по данной продукции крайне редки и могут иметь место в случае больших стоков после Пасхи», - рассказал г-н КАШИРИН. «Конечно, возвраты случаются, как и у любых других производителей скоропортящихся товаров. Для нашей продукции характерна хрупкость, поэтому при транспортировке появляется бойное яйцо, которое идет на возврат. Но это вызвано сугубо особенностями товара, -  уточняет Ирина ЕВФИЦ. - Чтобы уменьшить потери и минимизировать возвраты, мы совершенствуем потребительскую упаковку, транспортную упаковку и сам процесс логистики».   Контрактное производство (Private Label) Например, в супермаркетах «Велика Кишеня» яйца под собственной торговой маркой (СТМ) представлены 4 SKU: яйца 1-й и 2-й категории, упакованные по 10 и 30 шт. «Ценовой диапазон – на 10-15% ниже аналогичной по качеству брендовой продукции птицефабрик», - сообщил Дмитрий КАШИРИН. Первым партнером отечественных ритейлеров с начала реализации ими куриных яиц под СТМ, по словам Ирины ЕВФИЦ, было «ООО «ЯСЕНСВІТ». «Первая продукция для Private Label была изготовлена для сети «Континент» еще в 2004 году. В 2006 году начали производство яиц СТМ для сети «Билла», в 2007г. – «Фуршет», «Велика Кишеня», «Перекресток», в 2008г. – для «Ашан». В 2011г. началось сотрудничество по выпуску продукции под собственной торговой маркой для сетей: «Край», «ЭКО-маркет», расширились ассортиментные позиции в сетях «Велика Кишеня» и «Фуршет». На перспективу мы рассматриваем вероятность расширения отношений в сфере производства СТМ с уже состоявшимися партнерами и заключение новых договоров», - сообщила г-жа ЕВФИЦ. - На данный момент доля контрактов Торгового Дома в категории «Яйца» в отечественном секторе PL, по нашим подсчетам,  превышает 83%». Автор: Анастасия РУБАНОВИЧ Торговля в Украине Новости компаний Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster

Эксклюзивный материал TradeMaster.ua

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Читайте также

Лучшие компании

  

Личности

Блоги