20 грудня 2013

Украинский рынок пива упал на 8% за 11 месяцев текущего года

Украинский рынок пива упал на 8% за 11 месяцев текущего года
493

Аналитики украинского рынка отмечают, что текущий год покажет наихудшие результаты для пивоваренной отрасли с момента начала стагнации в 2008 году. По итогу 11 месяцев 2013 года объем производства по результатам снизился на 8%. Этот показатель является рекордным с начала кризиса. Одной из основных причин падения рынка является жесткая регуляторная политика и ухудшение покупательной способности населения.

По данным отраслевого объединения ЗАО "Укрпиво", объем производства пива за 11 месяцев этого года снизился на 8,1%, до 258,5 млн. дал. Его реализация в розничных сетях за этот период уменьшилась на 5%, заявил коммерческий директор сети "Велика кишеня" Дмитрий КАШИРИН. 

"2013 год является одним из самых непростых в истории отечественного пивоварения", — говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО "САН ИнБев Украина" Денис ХРЕНОВ. Неуклонное падение рынка началось в кризисном 2008 году. Но в этом году оно стало еще более стремительным. "По итогам года ожидается сокращение производства на уровне 8%", — заявляют в пресс-службе компании "Оболонь"

Причины такого резкого падения, с точки зрения участников рынка, банальны. "Рынок живо реагирует на все существенные изменения, в первую очередь на дискриминационные меры госрегулирования", — говорит г-н Хренов. Он напоминает, что были повышены налоги на хмелеводство, ставки акцизного сбора, ряд местных советов запретил продажу пива в ночное время. "Наблюдается также тенденция беспрецедентного сокращения объемов продаж в среднеценовом сегменте. В прошлом году он впервые уступил низкоценовому, что свидетельствует о неуклонном снижении покупательной способности населения", — говорит Денис Хренов. 

 

Впрочем, оппоненты пивоваров считают, что к падению производства могли привести и другие причины. "Снижение объема потребления характерно не только для пива, но и для других товаров так называемого "необязательного сегмента"", — говорит председатель комитета Верховной рады по вопросам здравоохранения Татьяна БАХТЕЕВА (Партия регионов). По ее словам, объяснить это можно в том числе и общерыночными тенденциями, такими как подорожание сырья. 

Следующий год вряд ли будет более простым для пивоваренной отрасли. Народные депутаты и борцы с алкоголизмом настроены и далее ужесточать условия работы отрасли. Татьяна Бахтеева уверена, что пивовары могут заявлять о снижении объемов производства, чтобы уменьшить фискальное давление. "Но повышение акцизов на пиво является одной из наших главных задач на ближайшее время. И несмотря на серьезное противостояние со стороны производителей, я как руководитель межфракционной группы "За трезвое будущее" обещаю, что мы будем продолжать работу по снижению доступности пива для молодежи, в том числе за счет повышения акциза", — говорит г-жа Бахтеева. По ее данным, Украина занимает второе место среди стран Европы и СНГ по потреблению пива среди подростков в возрасте 11-15 лет после Чехии. 

Сейчас в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики работают над двумя основными законопроектами по повышению акцизов на пиво на следующий год (N2442-а и N2876-д), говорит член комитета Игорь ЦИРКИН. По его словам, рассматривались и другие альтернативные законопроекты, но в комитете решили предложить просто провести индексацию акциза на 4,8%. "Компании, конечно, защищают свой рынок, но государство стремится улучшить культуру потребления алкогольных напитков", — говорит г-н Циркин. Как отмечает Татьяна Бахтеева, среди парламентариев есть мнение, что повышение акцизов не оказывает серьезного влияния на отрасль. "Анализ влияния роста цены пива на объемы производства и продаж этого напитка, проведенный авторами законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно повышения ставок акцизного налога на пиво", одним из которых являюсь я, показал, что даже при росте цены пива почти на 50%, как это произошло в период с 2009 по 2012 год, когда ставки акциза на пиво возросли почти в три раза — с 0,31 до 0,81 грн.,— объемы его производства практически не изменились", — говорит она. По данным ЗАО "Укрпиво", в 2008 году было произведено 320 млн. дал, а в 2012 — 300,5 млн. дал пива (падение на 7%). 

 

Пивоваренные компании предпринимают значительные усилия, для того чтобы исправить ситуацию. "Мы видим, что пивные компании увеличивают бюджеты на рекламу в интернете. Кроме стандартной рекламы, появляются новые форматы и нестандартные интегрированные решения, которые позволяют более эффективно строить бренды", — говорит генеральный директор агентства UM (группа ADV Group Ukraine) Виктор ШЕРСТЮК. 

 

Производители готовятся и к более радикальным мерам. "Если же тенденция к увеличению акциза и других налоговых ставок сохранится, то у нашей компании не останется другого выхода, кроме как прибегать к жестким мерам по оптимизации затрат, включая сокращение рабочих мест, — заявляет Денис Хренов. — Мы не ожидаем существенных положительных изменений. Рынок будет продолжать падать". В компании "Оболонь" ожидают, что сокращение рынка в следующем году составит порядка 5%.

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

По материалам: Издание "КоммерсантЪ"

 



Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від СПАМ

Сообщение*

Читайте також