В Украине вступит в силу закон об электронной коммерции
3 июня 2014 года депутаты Верховной Рады Украины приняли за основу первый в истории Украины проект закона, специализирующийся на рынке электронной коммерции, регулирующий онлайн-торговлю и использование электронных денег.
В первом чтении за принятие законопроекта проголосовало «За» 244 народных депутата. Закон доработают с учетом пожеланий рынка онлайн-торговли и затем вынесут на второе чтение.
Депутат Ольга БЕЛЬКОВА («Удар»), представлявшая проект в ВР, отметила, что данный проект не регулирует отношения на рынке, а фактически «догоняет то, чего рынок достиг сам». «Около 17 млн. человек ежегодно покупают товары и заказывают сервисы в интернете в Украине. Объем рынка e-commerce составляют около 2 млрд. долл. в год, но эта цифра могла бы составить десятки миллиардов, отметила депутат. Мешает развитию рынка то, что государство не признает электронные сделки наравне с письменными, что и призван исправить проект закона», - сказала эксперт.
В проекте закона описаны общие принципы работы этого рынка, права и обязанности онлайн-продавцов и их покупателей, разграничена ответственность продавцов товаров и «поставщиков услуг промежуточного характера» — интернет и хостинг-провайдеров, регистраторов доменных имен и т.д.
Законопроект вводит новые термины: электронная коммерция, электронный товар, электронная торговля, интернет-магазин, и самое главное — электронная сделка («електронний правочин»).
Одной из основных новаций проекта как раз и является признание электронной сделки на законодательном уровне — она будет равна по правовым последствиям другим способам заключения сделки. Публичная оферта признается и сейчас, по нормам Гражданского кодекса. Но когда такой традиционный для онлайн-торговли тип договора прописан в отдельном отраслевом законе, онлайн-площадкам будет проще общаться с налоговой и вести разбирательства в судах. Это упростит жизнь и покупателям, и интернет-магазинам. Ведь сейчас, к примеру, когда покупатель хочет вернуть товар, ему нужно или отсылать отсканированный подписанный бумажный договор или ехать подписывать этот договор в офис.
Если закон будет окончательно принят, все сделки в онлайне будут проводиться с использованием «одноразового идентификатора» — цифро-буквенного кода, который присылается покупателю на почту или мобильный и используется для верификации сделки.
Проект обсуждается уже почти год. Еще в 2013 году для поддержки этой инициативы было создано депутатское объединение под главенством Ольги Бельковой («Удар»), которая ранее была управляющим партнером EastLabs.
Принятие этого закона входит в программу «Инновационная Украина», которую новому украинскому правительству предложил IT-рынок. Среди других ее пунктов, касающихся e-commerce: упрощение лицензирования электронных денег, развитие логистики, открытие таможенно-лицензионных складов на территории Украины для ключевых международных вендоров.
По словам Николая ПАЛИЕНКО, директора Prom.ua: «Данный законопроект важен не потому, что отрасль не могла жить без него, а скорее потому, чтобы не был принят другой "вредный" закон, который бы внес ненужное ни бизнесу, ни клиентам регулирование в онлайне».
Принятый документ, как говорит представитель Prom.ua, описывает общие принципы работы рынка электронной коммерции в стране, права и обязанности онлайн-продавцов и их покупателей, разграничивает ответственность продавцов товаров и поставщиков услуг - он создаст необходимое правовое поле для отрасли. В частности, исчезнет неразбериха с такими понятиями, как электронный документ и электронная сделка, а сделке купли-продажи в интернете будет присвоен статус договора.
«Нельзя сказать, что нас ждут какие-то значительные изменения в работе компаний, скорее, этот закон позитивно скажется на инвестиционном климате в отрасли", - резюмировал г-н ПАЛИЕНКО.
Владислав ЧЕЧЕТКИН, гендиректор крупнейшего онлайн-ритейлера Rozetka, соглашается, что принятый закон существенно не изменит положение дел в украинском интернет-бизнесе. Просто из положения де-факто закон возвращается в де-юре: он лишь фиксирует в письменном виде то, что есть сейчас.
«За этот закон должны были голосовать еще прошлым летом, но по каким-то причинам его отложили. Определенно хорошо то, что, в отличие от регулирующих законов, этот позволяет бизнесу развиваться и не ухудшит положение дел в электронной коммерции в Украине», говорит эксперт.
По мнению Виктора ШОЛОШЕНКО, маркетинг-директора сети магазинов «Цитрус», сегодня в Украине существует два вида игроков в электронной коммерции: большие компании и магазины-однодневки. У первых стандарты обслуживания такие же высокие, как и в обычной, розничной торговле. Но маленькие магазины часто ведут себя не так ответственно, и это дискредитирует весь рынок интернет-торговли. Принятый законопроект сможет защитить всех потребителей и обяжет относиться к интернет-покупателю так же ответственно, как и к офлайн-клиенту.
О положительном влиянии закона расскал Максим СОЛОПОВ, руководитель интернет-аукциона Aukro. «Новый закон позитивно отразится на бизнесе - благодаря ему оферта (неформальное, предварительное соглашение между участниками онлайн-аукциона. - Ред.) приравнивается к бумажному договору, а это в свою очередь облегчит урегулирование споров между покупателем и продавцом. Необходимость в таком законе была еще десять лет назад, тем ни менее, никогда не поздно изложить основные положения на бумаге. Это правильное направление действий со стороны власти», - отметил г-н СОЛОПОВ.
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA
По материалам: AIN.ua, ЛІГАБізнесІнформ
Ексклюзивні матеріали TradeMaster.ua
Раздел: Товари та ринки > Все новости
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар