24 октября 2015

Сквозное планирование цепи поставок без сбоев и хаоса

Сквозное планирование цепи поставок без сбоев и хаоса

333

Каждому предприятию, чтобы добиться значительных результатов и достичь цели, необходимо адаптироваться под постоянно изменяющуюся бизнес-среду, при чем это особенно актуально для FMCG-компаний, которые особенно подвержены колебаниям спроса. В современных условиях именно скорость и качество принятия управленческих решений являются основным фактором конкурентоспособности предприятия, но эти решения должны основываться на достоверной информации. О том, как оптимизировать бизнес-процессы и получить конкурентные преимущества, редакция TradeMaster.UA решила спросить у директора ООО «Центр Бизнес-Технологий» Андрея ПЕЧЕРСКИХ, который разрабатывает передовые решения для FMCG-сектора.

 

— С какими проблемами в основном к Вам обращаются клиенты?

— Наши продукты нацелены на решение задач для компаний FMСG-сектора. Как правило, у них достаточно сложная цепь поставки продукции: закупка, хранение сырья и материалов, производство и хранение на заводских и распределительных складах, хранение товаров в филиалах, использование сетей дистрибьюторов для поставки и продажи товара в торговые точки, экспортные операции и т.д. На каждом из участков жизненного цикла готовой продукции возникают избыточные запасы, дефициты или сбои в поставках при пополнении складов. Зачастую компаниям трудно справляться с управлением ожидаемыми оттоками, поэтому у нее и возникают различного рода дисбалансы. Конечно, каждая современна компания так или иначе пытается управлять этими ситуациями и возлагает управление будущими движениями материального потока на все возможные вспомогательные инструменты (Excel, самописные различные программы и др.). Но они, как правило, не дают сквозного решения по всему жизненному циклу товара и решают какие-то локальные задачи. В итоге многие компании чувствуют достаточно большой резерв, чтобы улучшать свои показатели деятельности за счет оптимизации уровня запаса и уровня сервиса. Вот с такими задачами, обычно, компании к нам и приходят.

— Многие компании пытаются сократить инвестиции на разные нововведения, не видя в них преимуществ. Расскажите, насколько можно упростить бизнес-процессы и сократить издержки, используя Ваше программное обеспечение.

— Стоит отметить, что отдача от автоматизации подобного рода процессов для многих компаний очень быстрая. Окупаемость подобных проектов может составить от нескольких месяцев до года. Это не затраты, а инвестиции, скорость окупаемости которых может посоперничать с любыми другими видами инвестиций в развитие, например, с приобретением оборудования.

Именно грамотное управление имеющимися ресурсами позволяет любой компании не только обеспечить текущий уровень продаж и удовлетворить клиентов, но и повысить уровень сервиса, обеспечить минимальные затраты на поддержание необходимого запаса, что дает возможность компании быстро и динамично расти, захватывать новые рынки сбыта и при этом процесс управления запасами не превращается в хаос. Поэтому мы последнее время начали еще оказывать услуги по диагностике систем управления цепочками поставок в компаниях и давать возможную оценку финансовой эффективности от внедрения наших инструментов. То есть после подобной диагностики мы предлагаем план, который показывает ожидаемый срок окупаемости на конкретном предприятии, потому что уровень развития предприятий разный, в том числе разный уровень используемых инструментов, разная культура. В отдельных компаниях эффект может быть просто грандиозным, в других — не столь значительным, если эта компания уже использует хорошие инструменты и методики.

— С каких этапов состоит процесс, и сколько времени необходимо для полноценного функционирования программы на предприятии?

— Нужно сказать, что программу мы внедряем поблочно, в нее входят инструменты для прогнозирования спроса, планирования и координации планов продаж, планов маркетинга и соизмерения их с возможными планами поставок. Также есть инструменты для планирования пополнения при распределительной логистике, что позволяет управлять складами дистрибьюторов и филиалов, делать это гармонично в рамках одного сквозного процесса планирования. Инструменты позволяют поддерживать заданные параметры целевого запаса, удовлетворять всевозможные ограничения по срокам поставки, срокам годности, количеству дней хранения. Модули планирования производства и закупок вместе позволяют с учетом всех ограничений сделать производство более гибким и предсказуемым, при этом сократить вложения в сырье и материалы. Все это — модули одного продукта, которые могут поставляться как вместе, так и по отдельности. В зависимости от того, какая компания и какие модули внедряются, срок внедрения может быть от 2 месяцев до года, если внедрять полный цикл модулей в достаточно крупных предприятиях национального масштаба. Но это важно, ведь централизованное планирование — именно тот рычаг, который устраняет перекосы внутри компании и позволяет ей четко спланировать весь цикл поставок от производства с учетом наличия сырья до передачи продукта конечным покупателям.

— Готовы ли сами компании к усовершенствованию? Что становится главным камнем преткновения во время внедрения?

— Многие компании думают, что они готовы, хотят и интересуются этими технологиями, но в целом внедрение технологий «управления будущим», я б их так назвал, требует порядка в настоящем. У многих компаний заметен прогресс на уровне хорошо организованного оперативного учета, оперативного контура управления заказами, но все-таки технологии управления будущими потоками — это следующий шаг. И чтобы его сделать, нужно еще формировать менеджмент, чтобы персонал использовал не привычные для них инструменты, а те технологии и методики, которые уже зарекомендовали себя и, возможно, раньше не применялись в конкретной компании. Если посмотреть с точки зрения фактического учета, то есть определенные стандарты и наработки, с которыми, как правило, люди не спорят, но единых методик и подходов организации управления будущими материальными потоками нет, поэтому каждый изобретает свой велосипед, а потом очень сложно переключить персонал на те инструменты, которыми мы располагаем. Но учитывая, что мы постепенно завоевываем новых клиентов и рынок, этот процесс идет успешно.

Самая большая проблема при внедрении данного продукта, возникает во время подготовки нормативно-справочной информации. Многие компании, утверждают, что у них есть спецификации и нормативы хранения запасов, а в информационных системах достаточно хорошо отлажены процессы. Но когда мы пересматриваем все, то оказывается, что требования к структурированию информации не совпадают с теми данными, которые находятся в информационных базах, а планеры работают по своим спецификациям, которые ни в какую систему не занесены. Поэтому в ходе внедрения возникают вопросы согласования, чтобы «подружить» те или иные нормативы, что занимает достаточно много времени. Эта проблема типичная для компаний, но она решаемая.

Также, по мнению многих, Excel — самая удобная программа. Но я считаю, что это — не коллективный инструмент, а индивидуальный, который имеет много минусов при совместной повседневной работе. Да, мы Excel берем за образец, чтобы обеспечить удобство работы для пользователя, но наше программное решение позволяет автоматизировать процессы в рамках единого инструмента и пространства данных.

Возникают еще сложности с переубеждением компаний, которые считают, что они внедрили систему ERP (Enterprise Resource Planning) и там уже все должно быть. Но все эти ERP-системы в лучшем случае — автоматизированные оперативные и бухгалтерские учеты, а все остальное не совсем удобное для реального и взаимосвязанного планирования и зачастую плохо поддерживает те процессы, которые происходят в FMСG. В ERP-программах мирового уровня можно сделать то, что делаем мы, но в таких программах и стоимость внедрения функций управления цепочками поставок, прогнозирования и т.д. будет значительно выше. Тем более все наши продукты открыты, поэтому в программный код могут вносить изменения даже IТ-специалисты заказчиков, а учитывая, что решение сделано на платформе «1С», то найти специалистов, которые могут это сделать, достаточно легко.

— Вы можете на примере последнего с проектов продемонстрировать эффективность внедрения, называя конкретные цифры?

— Например, мы в компании Данон эффективно автоматизировали производственное планирование, планирование распределения, планирование сырья и материалов. Сейчас начали внедрять прогнозирование продаж, так как целостное прогнозирование в рамках единого инструмента для них оказалось очень важным.

Основные результаты в компании Данон, которыми мы гордимся:

  1. Удалось снизить уровень запасов готовой продукции на 30%, но при этом мы повысили уровень сервиса и доступности товаров к отгрузке. Как правило, когда снижается уровень запасов, то и обеспеченность запасами падает, но в Даноне она увеличилась на 2—3%, это вроде мало, но целевая обеспеченность в компании и так составляет 96—98%.
  2. Повысилась свежесть продукции на складе на 1 день из 3. Таким образом, товар быстрее уходит с распределительных складов и попадает в сети, а на полках молочная продукция с лучшим сроком годности быстрее продается, что в определенных случаях приводит к росту продаж.
  3. Снизилось списание потенциально просроченной продукции до 17%, а в рамках такого гиганта, как Данон, это достаточно большой процент и соответствующий экономический эффект. В целом для компаний FMСG срок годности — очень важная характеристика. Успешные компании на рынке обычно управляют ими в рамках фактического учета, то есть они на сегодня видят, какие есть остатки по срокам годности, и могут предпринимать какие-то решения (списывать продукты, устраивать распродажу, делать уценку и т.д.). Но в любом случае — это определенные потери. Наша программа позволяет предсказать, какие остаточные сроки годности будут на том или ином дистрибьюторе через 2 дня, неделю или месяц с учетом плановых оттоков и пополнений, что позволяет компаниям выполнять определенные корректирующие действия до того, как возникнет проблема.
  4. Естественно программный инструмент за счет централизованного планирования снизил трудоемкость самого процесса. Вместо того чтобы 2 раза в неделю перепланировать производство и цепочки поставок, теперь перепланирование происходит ежедневно по несколько раз, в том числе и перепланирование производства. Таким образом, компания более адекватно реагирует на изменяющийся спрос.
  5. Также компания получила автоматизированный контроль над тем, что происходит с продукцией, причем не в прошлом и настоящем, а в будущем. Раньше это было очень сложно сделать, потому что каждый отдел планировал свой участок и было очень много разных Excel-файлов. В таких условиях понять, что один участок реально другим не обеспечен, было очень сложно и получалось только после долгих проверок.
  6. Кроме вышеуказанного, за счет автоматизации и сокращения трудоемкости произошло освобождение людей, которые стали выполнять другие более полезные функции. Но этот факт мы ставим на последнее место, потому что на людях можно экономить, но если мы умеем ими управлять, то заработать сможем гораздо больше, чем сэкономить.

Узнать больше о преимуществах инструментов сквозного планирования цепи поставок Вы сможете 29 октября на ежегодной специализированной встреча для профессионалов всех подразделений дистрибуции и ее партнеров (производителей и ритейлеров) «DistributionMaster-2015: Новые пути развития бизнеса дистрибьютора»

 

ТЕКСТ: Татьяна Алексенко

 

Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги