17 февраля 2017

Аутстаффинг – спасение для бизнеса, или его регресс?

Аутстаффинг – спасение для бизнеса, или его регресс?


Все чаще в деловых кругах мелькает аутстаффинг. Одни считают его спасением, другие – регрессом для бизнеса. Очевидно, это явление подходит отнюдь не всем видам предпринимательства. Кого же спасает аутстаффинг, а кого губит? Что собой представляет этот инструмент и как им пользоваться?

В чем актуальность аутстаффинга?

Понятие и практика аутстаффинга стала весьма новым явлением для Украины. Об этом инструменте у нас заговорили в начале нового века. В действительности, он был придуман в США, еще в конце 60-ых годов минувшего столетия. Аутстаффинг представляет собой вывод рабочего персонала из штата. Из-за новизны, у нас часто путают аутстаффинг с лизингом.  В чем же ключевая разница между ними?

Многие эксперты утверждают, что принципиальной разницы нет. Но в действительности, она присутствует. Лизинг подразумевает сотрудничество со специалистом, предоставленным кадровым агентством. Аутстаффинг заключается в предоставлении конкретного тип услуг.  В этом случае заказчик получает оказание определённого вида деятельности, он не приобретает услугу конкретного специалиста.

«Проще говоря, ваш персонал фактически продолжает работать у вас и получает весь социальный пакет (питание, страховка, транспортирование к рабочему месту)», - комментирует Николай Матиюк, директор «Топ персонал» для портала TradeMaster.UA

В текущих украинских реалиях аутстаффинг стал весьма актуальным. В чем же причина? Для чего нужно выводить свой персонал за штат?

Принятие новых правок в налоговое законодательство, повышение уровня минимальной заработной платы и ужесточение контроля политиков над бизнесом сделали аутстаффинг оптимальным решением нависающих проблем. В результате такой практики бизнес может эффективно экономить свои средства, не теряя качества продукции.

С одной стороны, компания значительно экономит на налогах, ведя при этом абсолютно прозрачную и легальную деятельность. Благодаря выведению части сотрудников из штата, предприятие может пользоваться сокращенной системой налогообложения.   Выведенный штат закрепляется за другой компанией.  Это может быть специально созданное предприятие. В Украине эту схему сотрудничества часто реализуют через кадровые агентства или учебные центры. Существуют также отдельные аутстаффинговые компании, но их количество в Украине пока немногочисленно. Работая по такому принципу, можно ощутимо повысить качество продукции. Причина в том, что производитель приобретает услугу, сырье, или другую производственную продукцию как бы на стороне. Он имеет право отказаться от заказа, если он выполнен некачественно. Таким образом, внештатный персонал компании трудится более добросовестно, чем штатные, ведь в этом случае они полностью зависят от выработки. Кроме того, аутстаффинг подразумевает наличие инфраструктуры и локальной системы управления, которые позволяют предоставлять определённые услуги. Специалисты-фрилансеры лишены такой возможности, также, как избавлены от локального контроля, что в зачастую негативно сказывается на дисциплине труда. Стоит также отметить, что сокращение персонала через аутстаффинг снижает размер выплачиваемых налогов. Правда, компания, предоставляющая услуги аутстаффинга, взымает свои комиссионные. Но их размер гораздо ниже, чем сумма налога за каждого сотрудника. Кроме того, компании, которые используют общую систему налогообложения, могут абсолютно законно отнести аутстаффинг к затратам. Этот легальный ход позволяет снизить   размер налога на прибыль.

Зачастую, к инструментам аутстаффинга прибегают по ряду следующих причин:

  • Ограничение количества работников законом, статутным договором, или высшей организацией;
  • Получение, или сохранение статуса малого бизнеса;
  • Необходимость временно, или периодически выполнять работы в других регионах, не открывая при этом филиал;
  • Стремление сконцентрироваться на основном бизнесе;
  • Необходимость понизить риски при трудоустройстве специалистов, которые не имеют регистрацию на данной местности;
  • Стремление улучшить показатели компании для повышения репутации, рейтинга, инвестиционной привлекательности;
  • Необходимость снизить затраты и трудоемкость в административной работе;
  • Желание получить более гибкий рабочий график.

Эта форма сотрудничества так же актуальна, если штатный специалист ушёл в отпуск, или в декрет. Собственно, аутстаффинг приносит ряд преимуществ, но вместе с тем имеет свои недостатки. Прежде, чем заговорить о них, стоит разобраться, кому подходит такая форма сотрудничества.

Для кого придумали аутстаффинг?

Система аутстаффинга пока не слишком распространена в Украине.  Ряд различных соцопросов показал, что всего 40% компаний пользуются, или готовы воспользоваться аутстаффингом. Основная причина в не проинформированости. За рубежом этот рынок является весьма востребованным. В США более 2000 компаний предлагают услуги аутстаффинга, ежегодный   рост рынка составляет 35%. Аналогичная ситуация наблюдается в Западной Европе. Такие показатели пока кажутся далеким будущим для Украины.  В наших краях первыми пользователями этой системы трудоустройства стали международные компании, которые уже имели опыт аутстаффинга.

В большинстве случаев в качестве внештатных сотрудников нанимают работников гуманитарной сферы. Как свидетельствует статистика украинских компаний, 46% персонала аутстаффинга составляет административный персонал, 24% - финансисты, 14% -  IT-специалисты, 10% - топ-менеджеры и 6% - специалисты рабочих профессий. Эта система трудовых взаимоотношений быстрее всего распространилась в таких отраслях, как фармацевтика, строительство, информационные технологии и торговля. Правда, только 2\3 из этих предприятий могут пользоваться аутстаффингом на Украине. Из числа крупных компаний, которые пользуются этим принципом трудовых отношений, стоит выделить «Альфа-банк», «МТС», «Киевстар»  «Samsung Украина» и «Cisco Украина». Таким образом Альфа-банк предпочитает работать с IT-специалистами. МТС нанимает операторов, исполнителей и специалистов низшего уровня.  Их коллеги и конкуренты Киевстар так нанимают операторов call-центра и менеджеров низшего звена. Samsung Украина шагнул дальше. На аутстаффиге этой компании находятся дилеры, бухгалтеры, промоутеры, продавцы и специалисты по продвижению продукции. От них не отстала Cisco Украина. Кроме IT-специалистов, через аутстаффинг компания нанимает бухгалтеров, аудиторов, маркетологов, промоутеров и продавцов.

Такому сотрудничеству не подлежат специалисты, чья деятельность требует лицензирования. Предприятия государственного сектора не имеют права пользоваться аутстаффингом.

Многочисленные преимущества такого найма имеют свои недостатки.

«Из минусов сотрудничества по аутстаффингу для работодателя следует отметить: отсутствие нормативно-правовой базы, высокая стоимость случае аутстаффинга незначительного количества работников, проблемы сохранения коммерческой тайны, проблемы в сохранении трудовой дисциплины внештатными работниками», - отмечает Николай Матиюк, директор «Топ персонал».

В прочем, знать о проблеме нужно, чтобы ее предотвратить. Как же это сделать?

Правовые аспекты успешного аутстаффинга

Несмотря на наличие широкого правового поля, массивный ряд вопросов до сих пор не решён и не определён украинским законодательством. В частности, понятие аутстаффинга никак не зафиксировано в нормативах. Министерство экономического развития и торговли Украины призывает не прибегать к формам сотрудничества и предпринимательства, которые не определены на законодательном уровне. Вместе с тем, рамки украинских законов вынуждают многих предпринимателей и работников становиться элементами теневой экономики. Такая деятельность в первую очередь ставит под прямую угрозу нанятых специалистов, поскольку в случаях нерегулируемых законом трудовых отношений, работник теряет пакет социального обеспечения, необходимого любому гражданину. Вместе с тем, существует ряд законов, используя которых можно защитить свой бизнес, или свой труд. Чтобы все стороны сотрудничества имели свои гарантии, необходимо заключить трудовой контракт. Несмотря на все недостатки украинского законодательства, в нем присутствуют статьи, которые помогут сделать аутстаффинг правомерным.

Нормальным образом, в случае аутстаффинга компания, заказывающая услугу, подписывает контракт с фирмой-посредником, а также с работниками, выступающими исполнителями. С перспективы отечественных законов рекомендуется создать внутренний организационно-распорядительный документ о необходимости привлечения сторонней организации, или персонала. Это распоряжение стоит подтвердить финансово-экономическим анализом деятельности компании. Заключать контракт стоит с независимой компанией, чьим основным видом деятельности является услуга по предоставлению персонала. В тексте контракта    дословного используйте только ту терминологию, которая закреплена в Налоговом кодексе Украины. Понятия аутстаффинг там пока нет, поэтому его не нужно использовать. Чтобы сотрудничество стало успешным, а коммерческая тайна – не разглашённой, стоит учесть ряд положений в тексте контракта.

В частности, на провайдера должна возлагаться ответственность за материальную собственность заказчика. В том случае, если арендованный сотрудник нанесет ей вред, или присвоит ее, провайдер обязан возместить этот ущерб. В контракте целесообразно зафиксировать критерии качества работы арендованного сотрудника.  Провайдер также должен гарантировать конфиденциальность информации, которая передаётся заказчиком. Медицинская страховка и полисы накопляемого страхования жизни для обеспечения высокого уровня пенсии и социальной защиты. В случае, если арендованный сотрудник систематически не справляется со своими обязанностями, в том числе по уважительным причинам, провайдер обязан заменить его из своего кадрового резерва по требованию заказчика.

Заказчик со своей стороны обязан давать арендованному сотруднику те же компенсации и социальные льготы, которыми пользуется штатный персонал. В случае декретного отпуска, заказчик должен перевести сотрудника в штат, или предоставить ему страховку по беременности и родам.

Арендованный сотрудник, в свою очередь, обязан качественно и в полном объеме выполнять свои обязанности, зафиксированные в контракте. Сотрудник имеет право не выполнять работу, которая не прописана в контракте, или требует квалификацию, которой сотрудник не обладает.

Предусмотрев эти положения, предприятие может обеспечить себя качественным аутстаффингом без риска.

 

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

 

Присоединяйтесь к профессионалам торговли на нашей странице FB     

 

Автор: Юлия Мостовая

Раздел: Персонал >

Теги:

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментарий

Ваше имя*


Защита от СПАМА

Сообщение*

Лучшие компании

Личности

Блоги