26 вересня 2017

Перспективные категории в СТМ: organic, фермерские, фитнес-продукты

Перспективные категории в СТМ: organic, фермерские, фитнес-продукты

5171

Как повлиял кризис на потребление органической продукции в Украине? Какие группы населения являются главными потребителями товаров категорий organic, «безглютеновые» и т.д.? Насколько перспективно создание собственной торговой марки для органической продукции? Ответы на эти и ряд других вопросов прозвучали в ходе доклада Людмилы ВЕСПЕР, СЕО ПП «Украинский интеллект» и органик магазина «Эко шик» на 9-й Международной практической Конференции «Private Label-2017».


Справка

Информационно - аналитический центр «Украинский Интеллект». Компания работает в глобальном информационном пространстве с 1998 года. Специализация: проведение разноплановых исследований, предоставление реальной первичной информации для клиентов.

"Эко-шик" – первая украинская сеть магазинов органических продуктов для здорового питания. Ассортимент: качественные продукты, выращенные на чистых украинских черноземах по технологии "Органик". Вся продукция сертифицирована.


Представляя себя аудитории, Людмила отметила, что рынок органических продуктов начал развиваться в Украине в 2008 году - как раз тогда она тоже «придумала», что отечественному потребителю нужны магазины, где можно купить экологически чистую продукцию, и открыла свою первую торговую точку.

«Мы уже почти 10 лет на рынке, называемся «Эко-шик», это был первый органический магазин, и я могу рассказать о всех «тенденциях и кривых», которые происходили в течение всего этого периода на рынке органических продуктов», - отметила докладчик.

Описывая преобладающие сейчас на рынке тенденции, Людмилыотметила, что Украина стабильно развивается в секторе органического питания. При этом самым главным можно считать то, что мы развиваемся как производитель, увеличивая объемы производства и экспорта сырья.

К тому же очень часто большое количество продукции, которая в Украине продается под европейскими марками, была, скорее всего, выращена у нас, вывезена за рубеж, расфасована там и потом ввезена обратно по более высоким ценам, предполагает спикер.

Является ли производство и продажи продуктов в категориях «органик», wellness, «фермерские» и т.д. перспективными? Г-жа Веспер твердо уверена в положительном ответе на этот вопрос. Более того: по ее наблюдениям, от «громадного айсберга» под названием «потребительский рынок» понемногу откалываются «глыбы льда» - группы потребителей, которые придерживаются принципов правильного питания – «продвинутая» молодежь, любители всего необычного, заботящиеся о своем здоровье люди и т.д. Они уже составляют большую группу потребителей, которая постоянно увеличивается.

«Производители многих групп продуктов приходят к пониманию того, что уже недостаточно просто написать на товаре «безглютен», «без сахара», «без ГМО» - нужно на самом деле включать в них здоровые ингредиенты. Сейчас надпись на продукте «экологически чистый» не говорит ни о чем – просто ловкий маркетинговый ход. Современный потребитель достаточно умен для того, чтобы понять, что доверять можно только сертифицированному продукту», - уверена докладчик.

Поэтому производители, немного «поигравшись», приходят к пониманию необходимости использовать здоровые ингредиенты – нередки случаи, когда чувствительные к хорошей продукции люди научились «на вкус» определить, есть ли в продукции спреды, трансжиры, другие некачественные химические добавки.

Законодательная база

Развивать рынок органической продукции помогает и государство. В частности, Закон Украины  «Про виробництво та обіг органічної сільськогосподарської продукції та сировини», который вступил в силу в январе 2014 года, определяет, что «чистое производство» или «производство органической продукции (сырья) – это «деятельность физических или юридических лиц (в том числе по выращиванию и переработки), где во время такого производства исключается применение химических удобрений, пестицидов, генетически модифицированных организмов (ГМО), консервантов и т.д., и на всех этапах производства (выращивания, переработки)».

Кроме того, развитие органического рынка в Украине названо одним из приоритетных направлений в стратегическом плане реформ для развития аграрного сектора с рабочим названием "3+5"на основе Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015 -2020рр., что было определено и закреплено в Постановлении Кабмина  № 418-р от 27.05.16.

Благодаря инициативам Законодателя любой украинец теперь может обращаться к производителям и продавцам продукции с требованием предоставить ему сертификат с перечнем сертифицированных ингредиентов, которые использованы в продукте, с точной датой получения сертификата.

Кроме того, наличие законодательной базы относительно органической продукции привело к тому, что сейчас под ее выращивание отведено 8% площадей от всех существующих сельскохозяйственных площадей в стране. А объем рынка органической продукции в Украине в целом составляет 20-25 млн евро. Это довольно неплохие показатели, особенно с учетом того, что рынок органической продукции в мире оценивается в 90 млрд долларов. Кроме того, в МинАПК прогнозируют, что он в следующем году вырастет на 10-15% в долларах. Все это, по мнению докладчика, может служить свидетельством того, что люди начинают переходить на здоровое питание.

 

Динамика трендов «Здоровье», «Красота», «Диета», «Фитнес» - что именно покупают?

Во многом популярности органической продукции во всем мире, считает докладчик, способствовало появление молодого поколения, которое в Америке принято называть «поколениеv без синяков». Это молодежь, которая выросла в безстрессовых условиях, получила хорошее образование и имеет достаточное количество денег для того, чтобы путешествовать, смотреть другие страны, сравнивать увиденное там. Эти люди не хотят потреблять только то, что им предлагают – часто они предпочитают найти что-нибудь сами – то, что будет приносить им больше пользы.

Тренд №1 Супер еда - перекусы

Вместо «обстоятельного» обеда, завтрака или ужина современный потребитель предпочитает многочисленные быстрые перекусы, когда можно съесть меньше, но получить от пищи больше удовольствия и здоровой энергии. Для перекусов выбираются продукты с большим содержанием нутрициентов (белок, кальций, железо, клетчатка, цельное зерно), не выхолощенные и не рафинированные, не обработанные неоднократно термически. При этом популярностью больше не пользуются продукты, содержащие сахар, натрий (соль), трансжиры, ароматизаторы.

Тренд №2 Переориентация на альтернативные источники белка

Продолжением предыдущего тренда является и сознательный отказ от огромного стейка неизвестного происхождения, и переход к альтернативным источникам белка – пророщенным злакам, семенам, орехам, сое, молочным продуктам. В них обычно содержится белка больше, чем в мясе или рыбе, выращенных и приготовленных промышленным способом. Также присутствуют аминокислоты, которые сразу усваиваются и не оставляют за собой шлаков, поэтому организму не нужно тратить энергию на переработку некачественных продуктов.

Тренд №3 Немедленное удовлетворение потребностей

«Молодежь без синяков» не желает тратить время на приготовление «голубцов-холодцов» - длительные трудоемкие процессы, которые лишают ее возможностей заняться чтением, любимым хобби. Кроме того, молодые люди не готовы выставить в длинных очередях, чтобы купить что-то вкусное или попасть в какой-то элитный клуб или ресторан. Если можно приготовить вкусную еду быстро и без временных затрат, то почему бы не сделать этого? И в этом им на помощь как раз и приходит органическая пища. Кроме того, после обильных мясных блюд обычно хочется поспать, а после органической еды – летать, уверена докладчик.

Тренд №4 Разумное потребление

Еще один тренд – отказ от чрезмерного потребления, переход к разумному количеству потребляемой пищи при одновременном высоком ее качестве. Многие известные и популярные люди – «селебритиз» переходят на здоровое питание, демонстрируя своим видом, своей позицией преимущества такого шага. Они служат хорошим примером для многих любителей здорового образа жизни.

Здоровое питание и медицина

Еще один довод, который стимулирует современного покупателя переходить на здоровую еду – понимание того факта, что масс-маркет ориентируется на лекарства, а здоровое питание позволяет обходиться без них. Это чувствует и бизнес: согласно прогнозам профильных ведомств, рост фармацевтического рынка в стране составит 17, 3% в национальной валюте (4, 7% в долларах). При этом на рынке органических продуктов ожидается рост почти на 15% (прогноз МинАпропрода), и он будет стабильно увеличиваться.

Еще один пример, косвенно подтверждающий приведенные выше утверждения: рынок фармпрепаратов в Украине падал несколько лет, но в 2016 году, с увеличением продаж БАДов,  добавок к еде, натуральных витаминов и т.д. резко пошел в рост.

 

Если же сравнивать динамику роста рынка фармпрепаратов и динамику роста рынка товаров для здорового питания и красоты, то можно увидеть, что все больше потребителей отказываются от лекарств в пользу здоровых продуктов. И находят их, поэтому впору подумать о перспективности данного сегмента рынка и работы на нем. В том числе и через СТМ.

После доклада эксперт ответила на вопросы участников Конференции. Приводим некоторые из них.

Вопрос: — Есть ли средства идентификации того, является ли продукт органическим?

Людмила Веспер: — Конечно, в Украине функционирует официальное представительство швейцарской компании IMO-контроль. Они сертифицируют украинских производителей продукции, выдавая «зеленый лист» («Евролист»), который подтверждает органичность продукции. Поэтому если вы приходите в магазин и вам заявляют, что это органический продукт, вы можете попросить сертификат, который обязательно должен быть. На сертификате указывается адрес производителя, его полное название и перечень продуктов, которые прошли сертификацию (к примеру, не просто «овощи», а «редис», «картофель», «баклажаны» и т.д.).

— Существуют ли экспресс-методы определения органичности продукта?

— Если магазин находится на территории рынка, вы можете обратиться в лабораторию при нем. Многие покупатели ходят со своими нитратомерами. Но такой прибор определяет только наличие в продукте нитратов, но не других вредных веществ. Собственно, наличие сертификата может служить доказательством органичности продукта. Главное, чтобы его дата не была просроченной, и чтобы в нем был указан продукт, который вы покупаете. Если, вы, например, покупаете молоко, то чтобы было указано, что это молоко от определенного производителя.

— Возможно ли подделать сертификат?

— Практически нет: его оригинальность подтверждается компанией Organic Standart, на сайте которой есть список производителей органической продукции и их товаров. Можно посмотреть на сайте, или же позвонив по телефону.

— Отличается ли «портрет» потребителя органической продукции в Европе и в Украине?

— К сожалению, это так. Среднестатистический пенсионер в Германии может позволить себе купить любую органическую продукцию, а наш пенсионер часто лишен такой возможности. Но не всегда органические продукты стоят намного дороже. Кроме того, можно купить меньшее количество органического продукта – тем самым вы будете избавлены от необходимости тратиться впоследствии на лекарства.

— Кто является основными потребителями органической продукции в Украине?

— Прежде всего, молодые семьи, приобретающие продукты для детей. А также люди, имеющие доход «выше среднего». Это две основные группы. Но помимо них есть и много любителей органики из других групп населения. К примеру, мне известны пенсионеры, которые приезжают из пригорода в Киев в органический магазин, чтобы купить молоко. Есть молодые семьи, которые хотят завести ребенка и поэтому покупают только органические продукты – они приходят и признаются в этом. В целом, несмотря на кризис, количество любителей органики постоянно увеличивается.

Всем, кого заинтересовала презентация Людмилы ВЕСПЕР, предлагаем просмотреть на нашем портале видео с более полной записью ее выступления на конференции или связаться с докладчиком по телефону (067) 505-2524, электронной почте st@trademaster.com.ua.

Читайте также: СТМ: идеи для новых линий

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

КАЛЕНДАРЬ КОНФЕРЕНЦИЙ ТМ 2018

ЖУРНАЛ PRIVATE LABEL 2018

КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ТМ

НОВОСТИ

СТАТЬИ

ВИДЕО

По поводу размещения Ваших материалов на портале пишите на press@trademaster.com.ua

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Додати коментар

Ваше імя*


Захист від спаму

Повідомлення*