Анастасия РУБАНОВИЧ, специалист аналитического отдела В2В Медиа-группы TradeMaster® Group, на основе эксклюзивного исследования, проведенного среди торговых центров по всей Украине, рассказала о предпочтениях ТЦ якорных арендаторов, о том, как ТЦ принимают решение об изменении стоимости аренды, а также о том, какие инструменты используют ТЦ для увеличения трафика. 
Партнерами исследования стали 40 ТЦ из четырнадцати регионов Украины. (О выборке: 37% среди опрошенных ТЦ владеют торговой площадью до 10 тыс. кв. м., 38% - от 10 до 20 тыс. кв. м., и 25 % - размером более 20 тыс. кв. м). 
Анализ показал, что среди якорных арендаторов в этих ТЦ преобладают магазины следующих товарных групп: 
- 23% - одежный ритейл;
- 15% - бытовая техника и электроника;
- 11% - продуктовый ритейл;
- 10,2% - развлечения;
- 8,3% - дрогери / косметика и парфюмерия;
- 6,8 % - Home improvement;
- 6% - детские товары;
- 5% - обувный ритейл.
Средняя арендная ставка за 1 кв.м.имеет наивысший показатель в Киевской обл. – $60 за кв.м., в успешных торговых центрах она может достигать и $90 за кв.м. В Харьковской, Запорожской и Хмельницкой областях  - $30 за кв.м., в Днепропетровской обл. и АРК  - $25 за кв.м.,
 наименьшие ставки в Донецкой и Львовской обл. - $11 за кв.м., в Черновицкой - $7 за кв.м.
     
         За последние 12 месяцев наибольшие повышения арендных ставок наблюдаются в:
·         Днепропетровской обл. – 15-30%, 
·         Донецкой обл. – 18-28%, 
·         Львовской обл. - 20%, 
·         в остальных регионах в среднем ставка повысилась на 5-10%.
Исследование показало, что у ТЦ нет единых критериев, объясняющих размер стоимости. Торговые центры выделяют много различных факторов*, влияющих  на сумму аренды, у каждого свои причины:
?      Экономическая ситуация в стране
?      Курс валют
?      Налоги
?      Коммунальные тарифы
?      Регион
?      Ценовая политика на рынке недвижимости
?      Мониторинг средних ставок в других ТРЦ региона
?      Спрос на торговую площадь
?      Рентабельность торговых точек
?      Месторасположения и площадь магазина
?      Степень соответствия  ТМ концепции ТРЦ
?      Близость к коммуникациям
?      Ресурс свободных площадей
?      Срок аренды
?      Тех. состояние помещения при передаче
?      Метраж секции
?      Этажность
?      Внутреннее удобство – перегородки, высота потолка, близость ко входу, лестнично-лифтовым зонам
?      Длина витрины
?      Привлекательность магазина
?      Торговый профиль
?      Вид деятельности, товарная группа
?      Бренд магазина
?      Посещаемость ТЦ, размер среднего чека
* Озвучены Торговыми центрами-партнерами исследования
Средняя длительность договора аренды у 46% опрошенных владельцев ТЦ составляет 12 мес., у 25% - 36 мес., часть ТЦ подписывает договор на более длительное время (до 6-10 лет) – в основном с якорными арендаторами, это позволяет удерживать стабильные арендные ставки в независимости от их изменения на рынке. 
Озвучила Анастасия РУБАНОВИЧ и отношение владельцев (управленцев) ТЦ к предложению со стороны арендаторов привязать размер арендных ставок к обороту магазина. Так, 42% реагируют на такие предложения отрицательно, в основном по причине отсутствия прозрачности в торговых операциях арендаторов. Возможным такой вариант считают 30% ТЦ при наличии дополнительного согласования, гарантий, и лишь с крупными сетевыми арендаторами, в т.ч. продуктовыми. 23% - реагируют положительно и готовы работать по такой схеме, либо уже работают. 5% - выбрали комбинированную форму (фиксированная ставка + %).         
Вопрос количества посетителей ТЦ в месяц несет в себе ряд особенностей: он не столько зависит от размера площади ТЦ, сколько от насыщенности в регионе качественными торговыми и торгово-развлекательными объектами.
Среди инструментов привлечения посетителей в ТЦ специалист назвала:
- Реклама якорных арендаторов,      реклама торгового центра: в СМИ, в сети Интернет,  наружная реклама в торговой зоне,      реклама на транспорте, в лифтах жилых домов, торговой зоны, бигборды.
- Проведение презентаций,      мастер-классов.
- Программы лояльности,      маркетинговые и имиджевые программы для посетителей: социальные программы;      детские программы; «ночь      скидок»; праздники,      концерты; совместные акции,      розыгрыши призов; скидки, подарки за покупки.
- Спонсорская поддержка      мероприятий города.
- Качественный подбор      арендаторов (согласно концепции ТЦ).
- Разновидность реализуемой      продукции и оказываемых услуг: банковские, страховые, центр развития детей, изучение      иностранных языков, конференц-залы с оборудованием для презентаций и      семинаров.
- Сервис.
- Издание собственного журнала.
- Удобство и продуманность      маршрутов бесплатных шатл-бассов.
Согласно опросу, в ТОП-5 наиболее желанных арендаторов ТЦ* вошли:
- одежный ритейл;
- детские товары/детский супермаркет;
- обувь;
- сетевые бренды;
- товары для дома.
* Согласно данным ТЦ – партнеров исследования 
ТЦ – партнеры исследования:
 §      Decor Club г. Днепропетровск, пр. Кирова, 29
§          ТЦ «Европа»  г. Днепропетровск, бульвар Европейский, 1 «д»
§          ТК ОБЖОРА г. Донецк, ул.230 Стрелковой Дивизии, 8А
§          ТК ОБЖОРА г. Донецк,пр.Ленинский,11Б
§          ТК ОБЖОРА  г. Мариуполь, пр.Строителей,,125
§          Торговый Центр “VIZIT” г. Харьков, ул. Клочковская, 134-Б
§          Торговый центр «Движение». г. Харьков, улица Отакара Яроша, 18Д.
§          ТЦ «ДЖОКЕР» г. Харьков, ул.Героев Труда, 14
§          «Киев» г. Полтава ул.Зеньковская 6/1а
§          ТРЦ Класс Харьков Пр. Г. Сталинграда 136
§          ТРЦ Класс  Харьков пр. Тракторостроителей 128 В
§          «КОСМОС» г. Харьков, ул. Академика Павлова, 144-Б
§          ТРЦ «Крещатик-Сити» г. Черкассы, ул.О.Дашкевича,19
§          ТРЦ «Конкорд» г. Полтава, ул. Фрунзе, 60А
§          ТРЦ «Французский Бульвар» г. Харьков, ул.Академика Павлова, 44-Б
§          Торговый центр мебели и интерьера «4Room»   Киевская обл., с. Петропавловская Борщаговка, ул. Петропавловская, 6
§          KOMOD  г. Киев, ул. Луначарского 4А
§          ТЦ VMB   г. Киев, просп. Победы,136
§          ТРЦ Аладдин  г. Киев, ул. Гришка 3-А
§          Центр Мебели и Интерьера «Аракс»  г. Киев, ул Большая Окружная,110
§          ТЦ «Аркадия» г. Киев, Борщаговская 154а
§          ТЦ «Аркадия» г. Киев Днепровская набережная, 33
§          ТЦ «Интервал-Плаза г. Київ, ул. Большая Васильковская, 143/2
§          ТЦ «Магеллан»  г. Киев, Пр. Глушкова, 13б
§          ТЦ «Магеллан»  г. Николаев, пр. Г. Сталинграда,13
§          ТЦ «Магеллан»  г. Харьков, Окружная дорога,4а
§          ТЦ «Олимпийский» г. Киев, Большая Васильковская,72
§          ТЦ Приозёрный  г. Днепропетровск, ул. Боброва,1
§          ТРЦ «City Mall»  г. Запорожье, ул. Запорожская,1б
§          ТРЦ «Солнечная Галерея»  г. Кривой Рог, пр-т 30-тия Победы, 1
§          ТЦ «Южная Галерея» г. Симферополь, ул. Киевская,189
§          ТРЦ CITY CENTER  г.Николаев, пр-т. Ленина,98
§          «Интер Сити», «Детский мир»  г. Львов, пр. Ч. Калыны 62-а   
§          «Интер Сити» Львов, пр. Черновола 67 г
§          ТЦ Магнус  г. Львов, Шпитальна, 1
§          ТЦ «Марк-Плаза»  г. Николаев, пр. Ленина, 188, а/я 241
§          ТРЦ «Оазис»  г. Хмельницкий, ул. М. Рыбалка
§          ТВК «Бояновка»  г. Черновцы, ул. Хотинская, 43
§          ТЦ «Варшавский» г. Луцк, ул. Конякина, 30
§          ТРЦ «Чайка» г. Ровно, ул. Гагарина,16