04 жовтня 2011
Обзор перспектив торгового и производственного бизнеса в Украине: мнение экспертов
Украинский рынок продолжает находиться на этапе становления. И поставщикам и ритейлерам порой довольно трудно спрогнозировать, каким именно будет будущее торговли, куда и каким образом вкладывать деньги, чтобы получить прибыль. TradeMaster объединил мнения аналитиков и статистические данные, чтобы получить объективную картину и выяснить, каковы реалии и перспективы бизнес-сегментов украинского рынка
На вопросы корреспондента портала отвечали эксперты: Наталья МОРОЗ, главный редактор Интернет-издания ''Финансовый обзор'', Григорий ПАВЛОЦКИЙ, партнер "Делойт", руководитель группы по предоставлению услуг предприятиям розничной торговли, Виктор ОБОРСКИЙ, руководитель департамента стратегического консалтинга Украинская Торговая Гильдия.
Какие факторы способствуют увеличению инвестиционного интереса к сфере торговли и производства в Украине?
Наталья МОРОЗ, главный редактор интернет-издания ''Финансовый обзор'' резюмирует: «Страна имеет хороший потенциал, выгодное географическое расположение, дешевую рабочую силу. Украина также привлекает инвесторов возможностью получить хорошую прибыль. Если в ЕС нормой рентабельности бизнеса является 3-5%, то у нас гораздо выше. В отдельных отраслях маржа может достигать 100%. С другой стороны, достаточно велики и риски для инвесторов. Когда чаши весов прибыль/риск наклоняются в сторону прибыли, тогда инвесторы готовы вкладывать деньги. В целом же Украина была и остается страной большого риска для бизнеса».
Отметим, что иностранные инвесторы осторожны, но продолжают заходить в Украину. Для них экспансия чужих рынков – это увеличение рынков сбыта, пусть даже при незначительном результате, украинские же компании в этом плане безоружны. Восстановление после кризиса проявляется в коротком снабжении кредитами, что приводит к переходу инвестирования малых мощностей, стабильных рынков.
Одним из наиболее популярных, с инвестиционной точки зрения, сегментов, является продуктовая сфера розничного ритейла. На украинском рынке пока отсутствует ряд крупных международных игроков, что значительно ослабляет конкуренцию.
Об интересе к украинскому рынку пищепрома говорит и приобретение 100% «Рідної марки» немецкой компанией Oettinger и холдингом Oasis. Российская сеть продуктового ритейла «Азбука вкуса» рассматривает вариант выхода на рынок Украины в течение ближайших двух лет. Компания планирует покупку либо аренду объектов недвижимости и «стрит ритейл» в Киеве.
Осторожно ведут себя дистрибуторы, которые после волны кризиса и в связи с развитием прямых поставок в сети, утратили свою былую прибыльность. Есть несколько вариантов развития событий, слабые исчезнут, некоторые перейдут в категорию «логистов» под давлением сетей, сильные же укрепят позиции, за счет эффективного управления и грамотного использования собственных ресурсов.
Отвечая на вопрос о том, какие отрасли являются перспективными для инвестирования, главный редактор ''Финансового обзора'' сообщила, что в данный момент, в связи с неопределенностью на мировых рынках и возможностью приближения второй волны кризиса, инвесторы стараются минимизировать риски. Поэтому, самыми перспективными для инвестирования являются стабильно развивающиеся отрасли с высокими показателями оборачиваемости капитала. К таким отраслям эксперты относят: торговлю, сельское хозяйство, пищевую промышленность, рынок нефтепродуктов, фармацевтический бизнес.
Другими словами, это отрасли, где есть стабильный и постоянный спрос. Например, сельское хозяйство за 2009 год просело всего на 1,8%. В то время, как металлургия, химическая промышленность, машиностроение, строительство и рынок недвижимости ощутили кризис гораздо сильнее.
Что касается рисков, то сегодня, по мнению Натальи МОРОЗ, нет абсолютно безопасных инвестиций. Тот же аграрный сектор зависим от урожайности, а также от административных факторов, таких, как квоты на экспорт зерновых (которые действовали до 1 июля 2011 года) или экспортные пошлины.
Торговля, прежде всего импорт, зависима от курса доллара и евро. Например, если доллар завтра вырастет до 10 грн., импортеры резко поднимут цены. В то же время девальвация гривны и, как следствие, падение потребительской способности населения, снизят спрос на товары не первой необходимости. Такую картину мы уже наблюдали в конце 2008 года с магазинами бытовой техники и электроники.
Что касается отечественного пищепрома, то он может пострадать от вступления Украины в ЗСТ с ЕС. Хотя в целом эта отрасль является привлекательной для вложения денег.
В любом случае, перспективными для инвесторов в ближайшее время будут отрасли, не требующие огромных капиталовложений, где быстро оборачиваются средства и минимум риска.
Партнер «Делойт» Григорий ПАВЛОЦКИЙ, также придерживается мнения, что перспективными являются все направления, ориентированные на массового потребителя – это производство продуктов питания и напитков, сельское хозяйство, легкая промышленность. В рейтинге «ТОП-500 крупнейших компаний из Центральной и Восточной Европы», который составлялся на базе доходов предприятий за 2010 год, из Украины наибольшее количество было представлено предприятиями потребительского бизнеса и транспорта. Таких предприятий было 16 (из 43), и они продемонстрировали рост на 22%. Это очень хороший показатель, в частности, на фоне европейских стран, демонстрирующих охлаждение экономик и потребительского спроса.
Приход зарубежных инвесторов в Украину сегодня затруднен многими факторами. Наталья МОРОЗ считает, что это прежде всего коррупция. «Инвестору из России или стран СНГ в этом плане немного легче, привычнее именно таким образом вести бизнес. А вот инвесторам из ЕС и других стран – гораздо сложнее. Менталитет не тот. Кроме того, бизнес сейчас испытывает колоссальное давление со стороны разных органов. Многие международные компании в данный момент уходят с украинского рынка как раз из-за этого давления.
Хотя по официальным данным, за первое полугодие 2011 года прямых иностранных инвестиций в Украину пришло почти 2,8 млрд. долл., что в 5 раз выше, чем за аналогичный период 2010 года, при детальном рассмотрении структуры инвестиций видно, это не прорыв, а провал. Во-первых, большая часть из этой суммы – это кипрские инвестиции, и, по сути, являются реинвестированными украинскими деньгами. Во-вторых, если первое полугодие 2011 сравнить со вторым полугодием 2010, то видно, что прирост инвестиций стал вдвое меньшим».
Ритейл растет
В Украине уже за первое полугодие 2011г. наблюдается рост новых магазинов, основная часть которых приходится на продуктовый ритейл. Аналитики утверждают, что активизация рынка связана с увеличением активности потребителя, вложением инвестиций и упрощенным доступом к кредитам.
Григорий ПАВЛОЦКИЙ («Делойт»), отмечает: «Существующие розничные сети, пользуясь некоторым оживлением экономики и увеличением товарооборота, начали активно расширять свои сети и увеличивать долю рынка. Так, наиболее активно наращивал количество торговых точек «АТБ-Маркет», открывший в 2010 году более 70 торговых точек. Стоит отметить, что благодаря удачной стратегии, в кризисном 2009 году АТБ-маркет оставался одним из немногих ритейлеров, сумевших нарастить доходность. Активным также оставалась Fozzy Group (Киев), развивающая сети супермаркетов «Сільпо», магазинов у дома «Фора» и гипермаркетов «Фоззи» (38 торговых площадок в 2010 году). Успешны также стратегии региональных ритейлеров:
«Украинский Ритейл» (сеть магазинов «Брусниця») активно расширяется на Востоке Украины, а «Барвинок», проводит активную экспансию в Западной Украине.
Стоит отметить также стратегию Comfy - розничной сети, работающей в сфере торговли электроникой. Эта сеть магазинов стала единственным форматным ритейлером электроники в Украине – все магазины идентичны, с точки зрения ассортимента, расположения, размера, что очень удобно для покупателей. Более того, сеть стала первой среди ритейлеров данного сегмента рынка, последовательно внедряющим стратегию публичности и прозрачности. По некоторым данным, Украина входит в двадцатку наиболее привлекательных стран для инвестиций в ритейл-рынки, поэтому любые шаги компаний, направленные на повышение инвестпривлекательности - стратегически оправданны».
Также г-н ПАВЛОЦКИЙ отметил, что во время снижения покупательских возможностей наиболее востребованным оказался формат хард-дискаунтера «магазин у дома», на который сделали ставку многие ритейлеры. Этот формат остается востребованным и по сей день.
Рынок ритейла меняется очень динамично. Это связано и с изменением потребительских настроений, и с все большей активностью интернет-магазинов и многими другими факторами. Поэтому, выигрывают те управленцы, которые способны учитывать все существующие тенденции при построении своей стратегии развития и использовать новые технологии для повышения эффективности своей работы и повышения лояльности своих клиентов.
Торговая недвижимость: перспективы
Комментирует: Виктор ОБОРСКИЙ, руководитель департамента стратегического консалтинга Украинская Торговая Гильдия
«Если говорить о торговых операторах, то на сформировавшихся рынках недвижимости стран Европы преобладает аренда, как правило, основной инструмент политики развития сетей. Украина в целом поддерживает этот тренд: в столице и крупных городах преобладает аренда, однако в более мелких региональных городах высока доля сегмента продажи. Владение недвижимостью является ментальной особенностью нашего рынка. Наиболее распространено приобретение площадей у частных предпринимателей, рассматривающих владение недвижимостью не только как способ ведения бизнеса (например, торговли), но и как возможность выгодно вложить свои деньги. Существуют также группы инвесторов, которые изначально приобретают площади с последующей сдачей их в аренду.
Покупка в собственность, с точки зрения управления ресурсами компании, влечет определенные риски. Во-первых, это одномоментное отвлечение значительной суммы финансовых ресурсов из оборота компании, которые могли бы быть использованы в других более доходных направлениях, а во-вторых, в случае если бизнес в данном месте не будет успешным, избавиться от данного актива может быть весьма не просто и достаточно долго. С позиции оптимального планирования денежных потоков, аренда является более целесообразным решением, поскольку позволяет сбалансировать бюджет, распределяя во времени расходы на помещение. По этой причине, сетевые ритейлеры предпочитают арендовать площади.
По нашему мнению, в обозримом будущем, сегмент аренды будет оставаться доминирующим на рынке торговой недвижимости, как в количественном, так и в денежном выражении. Продажа будет наиболее распространена в сегменте встроено-пристроенных помещений, так называемых объектах стрит-ритейла».
Автор: Анастасия Рубанович, www.TradeMaster.com.ua
Торговля в Украине
Новости компаний
Портал розничной и оптовой торговли TradeMaster
Раздел: Нерухомість >
Коментарі
Ваш коментар буде першим.Додати коментар